РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам общественных слушаний и обсуждения вопроса «Об организации пригородных железнодорожных перевозок в Калининградской области»
Учитывая особенности Калининградской области, пригородный железнодорожный транспорт всегда играл исключительно важную роль в жизнедеятельности региона. Он по праву считается народным видом транспорта и составляет значительную часть в общей системе внутриобластных пассажирских перевозок. В настоящее время наблюдается тенденция снижения уровня пригородных пассажирских перевозок, что ущемляет интересы малообеспеченных граждан, в том числе пенсионеров, садоводов, студентов и школьников, и вызывает их обоснованные нарекания. Рассмотрев данный вопрос на общественных слушаниях, Общественная палата Калининградской области считает необходимым решить задачу сохранения уровня пригородных железнодорожных перевозок и рекомендует:
Калининградскому филиалу ОАО «РЖД» провести:
— расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги оказываемые Калининградским филиалом ОАО «РЖД», в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении Калининградской области;
— разработку плана мероприятий по оптимизации расходов по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении на территории Калининградской области и экономический эффект от данных мероприятий на 2011 год и на период регулирования;
— замену устаревших вагонов современными и экономичными моделями, например, дизель-электропоездами. Этот новый тип подвижного состава уже с успехом используется в России. Такие электропоезда отечественного производства позволяют снизить расходы на пригородные перевозки до 30%. Их использование позволит решить наболевшие проблемы пассажирских перевозок и поддержать предприятие;
— обновление подвижного состава и расширение предоставляемых услуг, предусмотрев использование рельсовых автобусов типа РА-2 трёхвагонной составности;
— заключение договора на организацию транспортного обслуживания между Калининградской областью, которая играет роль заказчика, и перевозчиком, взявшим на себя обязанности исполнителя. Такой документ должен устанавливать тарифы на перевозку для пассажиров, определять расписание движения поездов, сумму компенсации убытков, взаимную экономическую ответственность за соблюдение договорных условий и стать полноценным инструментом комплексного регулирования перевозок, включая государственную поддержку;
— самостоятельную работу по обеспечению компенсации убытков от государственного регулирования пригородных тарифов;
— разъяснительную работу среди населения по соблюдению правил поведения в пригородных поездах и на объектах железнодорожного транспорта.
Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области максимально объективно выполнить:
— расчеты по установлению экономически обоснованных тарифов на пригородные железнодорожные перевозки в соответствии с «Методикой расчёта экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации» с целью принятия решения Правительством Калининградской области по внесению в Закон о бюджете Калининградской области средств для компенсации части убытков от пригородных перевозок.
Общественной палате Российской Федерации:
— обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением разработать законопроект «Об организации регулярного железнодорожного пассажирского сообщения в Российской Федерации». Его принятие позволит обеспечить переход к осуществлению пригородных перевозок во всех регионах на основе договоров между субъектами Российской Федерации и перевозчиками, а также оптимизировать размер финансовых обязательств государства по компенсации экономически обоснованных расходов перевозчика, повысить качество транспортного обслуживания.
ОАО «РЖД»
— совместно с Правительством Калининградской области проработать вопрос создания на территории Калининградской области крупного логистического центра, ориентированного на перевозку грузов в Европу с использованием широкой и узкой колеи. Доходы, получаемые от данной деятельности, в качестве обновления основных средств, увеличение налогов будут направлены на снижение убыточности пригородных перевозок.
Калининградской областной Думе рассмотреть возможность:
— выступления с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о разработке законопроекта «Об организации регулярного железнодорожного пассажирского сообщения в Российской Федерации»;
— принятия закона Калининградской области «О транспортном обслуживании населения», в которых должен быть определен порядок возмещения из региональных бюджетов потерь доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов;
— обращения в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой по изменению отдельных статей Налогового Кодекса, в части уплаты налогов естественными монополиями по месту нахождения основных фондов и месту предоставления услуг.
Общественной палате Калининградской области:
— обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину в поддержку
компенсации из федерального бюджета на организацию пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Калининградскую область в размере 500 млн.руб. на 2011 год.
Правительству Калининградской области:
— уделить особое внимание регулированию тарифов на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Сохранить для населения эти тарифы на уровне тарифов при перевозке пассажиров автомобильным транспортом (автобусами);
— заключить договор на организацию транспортного обслуживания между Калининградской областью, которая играет роль заказчика, и перевозчиком – Калининградским филиалом ОАО «РЖД», взявшим на себя обязанности исполнителя;
— обеспечить получение в надлежащих объемах государственных субсидий на дотирование перевозчикам выпадающих доходов;
— продолжить работу по обеспечению льготного проезда на пригородных поездах для отдельных категорий граждан и компенсаций льгот для учащихся и студентов профтехучилищ; установить график дней проезда для пенсионеров-садоводов.
Управлению внутренних дел Калининградской области: — усилить работу по выявлению и пресечению фактов выхода на линии технически неисправных автобусов и автобусов, занимающихся частным извозом без соответствующих лицензий и утвержденных маршрутов.
Западному Управлению внутренних дел на транспорте: — усилить работу по искоренению случаев вандализма и хулиганских акций молодежи (битье стекол, разрисовывание вагонов, хищение оборудования, срывание стоп-кранов и т.д.) в целях сохранности подвижного состава и обеспечения безопасности пассажиров.

Уважаемые ветераны, дорогие соотечественники!
От всей души поздравляю вас с Днём Великой Победы! Этот праздник — символ беспримерного мужества, стойкости и единства нашего народа перед лицом испытаний.


С 14 апреля по 02 мая 2025 года в Аппарате Уполномоченного по правам человека производственную преддипломную практику проходили Царева Екатерина Юрьевна и Сячинова Виолетта Алексеевна, студенты 4 курса очной формы обучения, обучающаяся по направлению подготовки «Юриспруденция».


24 апреля 2025 г. под председательством Министра юстиции Российской Федерации Константина Чуйченко состоялось седьмое Всероссийское совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. В формате ВКС в нём приняла участие ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Орлова Н.Б.