Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Международный день инвалидов 3 декабря

Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1992 года. Его цель — продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов.

Принятие Конвенции о правах инвалидов в 2006 году стало логическим продолжением многолетней работы ООН в этой области. А Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, и ряд основных глобальных стратегий в области развития закрепляют основы деятельности по дальнейшему продвижению прав инвалидов.

Тема 2017 года: «Перемены, направленные на создание устойчивых сообществ для всех»

Повестка дня до 2030 года направлена на достижение благополучия для всех жителей планеты. Инвалиды могут внести свой посильный вклад в решение этой задачи, включая деятельность в области смягчения последствий стихийных бедствий, гуманитарных операций и градостроительства. Правительства, инвалиды, организации, защищающие их права, академические учреждения и частный сектор могут сообща помочь в достижении Целей в области устойчивого развития.

Сайт ООН

По данным федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 млн инвалидов, в том числе 643,1 тыс. детей-инвалидов.

Реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы

При государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование.

По итогам 2016 года дооборудовано почти 18 тыс. приоритетных объектов, что составляет 51,3 % доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, от общего их количества.

В 2016 году проведены социологические исследования, которые позволили определить, насколько инвалиды отмечают положительные изменения в отношении граждан к их проблемам и готовность помочь, а также происходящие изменения в формировании доступной среды.

Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов в общей численности опрошенных инвалидов, составила 50,8 %, а доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан составила 42 %.

В мероприятиях госпрограммы, направленных на обеспечение качественного образования для детей-инвалидов, в 2016 году приняла участие 771 образовательная организация. В них проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды и оснащению общеобразовательных организаций специальным оборудованием. К концу 2016 года созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования более чем в 9 тыс. общеобразовательных учреждений.

За 2011-2017 годы количество учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту увеличилось с 15 учреждений в 15 регионах до 60 учреждений в 54 регионах. В них занимаются около 9 тыс. человек.

С 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы госпрограммы, которая направлена на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Планируется, что итогом будет создание в стране современной системы комплексной реабилитации.

В настоящее время нет единых методических и нормативных документов по организации реабилитационного процесса инвалидов, отсутствуют единые методики оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

В связи с этим на первом этапе, в течение 2016 года, осуществлялась разработка таких документов, а в 2017-2018 годах проводится пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. С начала 2017 года пилотный проект реализуется в Свердловской области и Пермском крае. На реализацию пилотного проекта в федеральном бюджете предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно. Результаты реализации пилотного проекта будут положены в основу законопроекта, который позволит организовать реабилитационный процесс за пределами действия госпрограммы.

Трудоустройство инвалидов

В 2017 году Правительством России утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы.

Основные направления плана мероприятий предусматривают: совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места; повышение эффективности работы органов службы занятости; создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

С 2017 года субъекты РФ приступили к реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

Законопроект о сопровождаемой занятости инвалидов

В ноябре 2017 года Госдума России одобрила в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроект направлен на адаптацию действующего закона о занятости в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией в 2012 году.

Его разработка связана с недостаточно высокой эффективностью работы по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составляет порядка 31,8 % (около 1,1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста (около 3,7 млн человек). В европейских странах этот показатель достигает 40 %.

Органы службы занятости работают с инвалидами, не учитывая наличие у них значительных ограничений жизнедеятельности.

В проекте федерального закона определяется механизм взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости при содействии в трудоустройстве инвалида.

Учреждения медико-социальной экспертизы в выписках из индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направляемых в службу занятости, будут указывать информацию о согласии инвалида на инициативное обращение специалистов службы занятости к нему напрямую.

На органы службы занятости планируется возложить следующие функции:

  • проведение первичной консультации с инвалидом;
  • анализ базы вакансий;
  • организацию взаимодействия инвалида с работодателем;
  • оказание консультативно-методической помощи работодателю;
  • определение необходимости в сопровождаемом содействии занятости инвалида.

Под сопровождаемым содействием занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья самостоятельно не могут вернуться в трудовой процесс.

Срок вступления в силу закона предусмотрен с 1 января 2019 года.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В Реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр интегрирован с базой вакансий «Работа в России», что помогает информировать инвалидов о специальных категориях вакансий.

Реестр позволяет осуществлять в Российской Федерации сбор надлежащей информации об инвалидах с целью выработки в отношении них эффективных государственных мер. Также он повышает информированность самих инвалидов о доступных для них государственных услугах и мерах социальной защиты (поддержки).

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

В 2016 году впервые Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также план по ее реализации.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты).

Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до 3 лет с серьезными заболеваниями или риском их развития, дети, которые остались без попечения родителей, а также дети, чьи семьи находятся в социально опасном положении.

Пусковым моментом для ранней помощи станет выявление проблемы у ребенка. Специалисты сферы здравоохранения, образования и социальной защиты, прежде всего, это медицинские и социальные работники, педагоги, психологи, дефектологи, логопеды, должны будут определить такие проблемы и своевременно сообщить в систему ранней помощи о заболевании ребенка или риске его развития, о неблагополучной обстановке в семье. Это сообщение даст начало межведомственной работе как с самим ребенком, так и с его семьей. Если беспокойство по поводу развития ребенка возникнет у семьи, то родители смогут обратиться за ранней помощью самостоятельно.

Следующим шагом станет разработка индивидуальной программы ранней помощи ребенку. Программа, подготовленная на основе оценки выявленных нарушений здоровья ребенка, будет содержать конкретный набор услуг, реализация которых позволит максимально развить его потенциал.

На этом этапе для максимально полного понимания родителями как именно, куда и когда они могут обратиться будет обеспечено их взаимодействие со специалистом – координатором (куратором случая). Он будет сопровождать семью при получении услуг, контролировать своевременность реализации программы и ее корректировку, информировать о перспективах организации жизни семьи.

Важным аспектом работы будет являться полноправное участие семьи в работе команды специалистов. Семья вовлекается в разработку и реализацию индивидуальной программы. Команда специалистов должна при этом уважительно относиться к привычкам и взглядам семьи, обеспечить обучение (тренинги) членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка исходя из особенностей его развития.

Помимо индивидуальной программы ранней помощи Концепцией предусмотрена разработка рекомендаций на более долгосрочный период до возраста 7-8 лет: по вопросам адаптации, построению образовательного маршрута, сопровождения.

В результате реализации Концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьезными заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать этот процесс более эффективным.

«Дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы». В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и проходят апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; будут разработаны новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве; запланировано формирование института независимой медико-социальной экспертизы.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 32,84 млрд рублей, из которых 3,54 млрд рублей выделены Правительством РФ в качестве дополнительных средств федерального бюджета в связи с удорожанием стоимости ТСР. Эта мера позволит обеспечить необходимыми ТСР порядка 1,6 млн человек.

В 2017 году на данное направление будет израсходовано на 3 млрд рублей больше, чем в 2016 году (около 30 млрд рублей).

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

Пенсионное обеспечение

В январе 2017 года пенсионеры, включая пенсионеров с инвалидностью, получили единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей.

С 1 февраля 2017 года проведена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на сложившийся за 2016 год индекс роста потребительских цен – 5,4 %. С 1 апреля 2017 года проведена доиндексация страховых пенсий на 0,38 %. Таким образом, в целом в 2017 году страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы на 5,8 %. В результате общий средний размер страховой пенсии по инвалидности по сравнению с началом года увеличился на 335 рублей и по состоянию на 1 октября 2017 года составил 8 512 рублей.

С 1 апреля 2017 года социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению проиндексированы на 1,5 %. Средний размер социальной пенсии по состоянию на 1 октября 2017 года составил 8 805 рублей. Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам – 13 032 рубля. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составили 29 912 рублей и 34 334 рубля соответственно.

С 1 апреля 2017 года на 5,4 % проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.).

Информация с сайта Министерства социальной политики Калининградской области

По состоянию на 31 декабря 2016 года общая численность инвалидов в Калининградской области составляла 72875 тыс. человек, из них: 1 группы – 15308 человек (21%), 2 группы –26987 человек (37%), 3 группы – 27602 человека (38%), 2978 детей-инвалидов или 4%. По информации Калининградской областной организации «Всероссийское общество слепых» в регионе 1668 человек имеют инвалидность по зрению. По информации Калининградского регионального отделения «Всероссийское общество глухих» в области 1043 человека имеют инвалидность по слуху.

Для сравнения, по состоянию на 01.01.2016 в регионе проживало 75 444 инвалида, в том числе 3043 ребенка-инвалида. Численность данной категории населения уменьшается, но не в связи с улучшением их здоровья, а из-за отказов органов медико-социальной экспертизы (МСЭ) в установлении (подтверждении) инвалидности в связи с изменениями критериев.

Обращения в защиту прав инвалидов в адрес Уполномоченного по правам человека составляют значительную часть от общего числа обращений. В 2016 году в адрес Уполномоченного от инвалидов поступило 199  обращений — 14% от общего количества рассмотренных обращений (203 обращения — в 2015 году). Кроме того, по вопросам защиты прав инвалидов в 2016 году рассмотрено 152  обращения или 11% от общего количества (193 — 12% в 2015 году).

Анализ обращений показывает, что система обеспечения, соблюдения и защиты прав инвалидов, как и прежде, нуждается в совершенствовании на региональном и, прежде всего, на федеральном уровне.

В целях наиболее эффективной защиты прав инвалидов при Губернаторе Калининградской области создан совет по делам инвалидов, являющийся совещательным органом, содействующим обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Калининградской области, общественных объединений и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов. Уполномоченный по правам человека является членом этого Совета.

В Докладе Уполномоченного соблюдению прав инвалидов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина за 2017 год  отдельный раздел посвящен  анализу причин несоблюдения отдельных прав инвалидов, сообщается о деятельности Уполномоченного по правам человека и иных федеральных и региональных органов в защиту прав инвалидов.

В этот день хочется выразить слова благодарности всем руководителям и сотрудникам органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, общественным организациям, объединениям, волонтерским движениям, которые  добросовестно и эффективно решают проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья,  оказывают им помощь.

Уполномоченный по правам человека

в Калининградской области

В.А.Никитин

Последние новости на сайте:
27.03.2024
26 марта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошли Парламентские слушания на тему «Развитие института уполномоченного по правам человека в… ( читать полностью › )
26.03.2024
29 марта 2024 года в Российской Федерации объявлен Всероссийским единым днем оказания бесплатной юридической помощи. В Аппарате Уполномоченного по правам… ( читать полностью › )
24.03.2024
22 марта 2024 года в зале заседаний Законодательного Собрания состоялась встреча депутатов прошлых созывов, посвященная 30-летию развития парламентаризма в Калининградской… ( читать полностью › )
16.03.2024
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин совместно с Заместителем руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в… ( читать полностью › )
Продолжается мониторинг соблюдения избирательных прав  в Калининградской области. Вместе с заместителем руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации… ( читать полностью › )