Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Заседание Уставного Суда Калининградской области по делу о соответствии Уставу Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма»
20.09.2011 | Новости

20 сентября 2011 года в 10 часов в Уставном Суде Калининградской области состоялось слушание дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма».

В Уставный Суд обратилась гражданка Гутник И.А., которая  считает не соответствующей Уставу (основному Закону) Калининградской области ч.3 ст.9 Закона Калининградской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма», с применением которой ей было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В заседании суда приняли участие в качестве сторон дела представитель заявительницы юрист Афремова Оксана Николаевна, представители Калининградской областной Думы — Петрак Анна Валерьевна, Правительства Калининградской области — Дьячкова Наталья Владимировна.

В качестве эксперта в заседании приняла участие Лонская Светлана Владимировна —  кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права БФУ им.Канта. Профессиональное мнение в области прав человека было изложено представителями аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области консультантом аппарата Лариной Светланой Юрьевной, главным специалистом-экспертом аппарата Хомичем Вячеславом Кирилловичем. Профессиональное мнение по делу было озвучено также представителем прокуратуры Калининградской области Латушкиной Еленой Борисовной.

В  соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 17 утверждены «Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".

Методические рекомендации введены в действие с 1 марта 2005 года.

В Калининградской области порядок признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма регламентирован Законом Калининградской области от 29.06.2005 N 617 (ред. от 09.02.2007) «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма».

Согласно статье 1 указанного Закона «малоимущими гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи (среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению».

В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи граждан и подлежащему налогообложению, могут быть отнесены транспортные средства.

Согласно ст.8 указанного Закона «Стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда определяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах для определения стоимости имущества для целей налогообложения, за исключением стоимости имущества, подлежащего налогообложению транспортным налогом».

Согласно ч.3 статьи 9 вышеназванного Закона Калининградской области «Оценка стоимости транспортных средств определяется в зависимости от ставок транспортного налога. При этом размер налоговой ставки (в рублях), уплачиваемой за транспортное средство, считается равным 0,1 процента стоимости транспортного средства и высчитывается путем умножения налоговой ставки на 1000».

С применением данной нормы Закона комитетом социальной поддержки населения администрации ГО «Город Калининград» был произведен расчет стоимости автомобиля, принадлежащего члену семьи Гутник Ирины Анатольевны.

Стоимость автомобиля БМВ 320, 1986 года выпуска с мощностью двигателя 129 л.с. рассчитана в сумме 2257500 рулей (два миллиона двести пятьдесят семь тысяч пятьсот рублей).

Фактически рыночная стоимость данного автомобиля согласно заключению Автоэкспертного бюро составляет 82000 рублей (82 тысячи рублей).

Таким образом, стоимость автомобиля, рассчитанная с применением оспариваемой Гутник И.А. нормы Закона, превысила реальную рыночную стоимость автомобиля более чем в 27 раз.

Анализ объявлений в Интернет-магазинах о купле-продаже автомобилей БМВ 320 также показал, что стоимость автомобиля семьи Гутник И.А. с применением ч.3 ст.9  вышеназванного Закона Калининградской области завышена многократно.

Представители Калининградской областной Думы, Правительства Калининградской области,  сообщили, что оспариваемая норма права была неверно применена представителями администрации городского округа «Город Калининград». В то же время, представленный ими расчет стоимости автомобиля, также по итогу привел к сумме, не соответствующей рыночной стоимости автомобиля.

Оспариваемая норма закона, содержащая формулу расчета стоимости автомобиля не учитывает такие характеристики автомобиля как год выпуска, физический износ и др.

В то же время, поскольку в федеральном законодательстве при определении налоговой базы по транспортному налогу не используется оценка стоимости транспортных средств, пунктом 9.4. указанных выше Методических рекомендаций Министерства регионального развития РФ органам государственной власти Российской Федерации было рекомендовано при установлении порядка определения стоимости данного имущества «…использовать процедуры, применяемые экспертными организациями для оценки транспортных средств, или установить порядок определения стоимости транспортного средства, который должен предусматривать возможность определения стоимости транспортного средства собственником, экспертной организацией или в случае несогласия органа местного самоуправления с оценкой определение ее в судебном порядке».

При принятии Закона Калининградской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» данная рекомендация Министерства регионального развития Российской Федерации не была учтена.

Принятая без учета данных Рекомендаций норма предусматривает формулу расчета стоимости транспортных средств, применение которой приводит к многократному завышению рыночной стоимости имущества.

Таким образом, применение данной нормы Закона приводит к искажению сведений о стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, претендующих на статус малоимущих граждан, что противоречит как Жилищному кодексу Российской Федерации, так и ст.1 Закона Калининградской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма».

Согласно статье  40 Конституции Российской Федерации 1. Каждый имеет право на жилище…

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления … создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Согласно ст.15 Устава (Основного Закона) Калининградской области «1. В Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами…

3. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина — основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

4. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области».

Согласно статье 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области «В Калининградской области создаются условия для достойной жизни людей, развития социальной сферы, повышения уровня и качества жизни человека, оказания мер поддержки социально незащищенным категориям населения».

Согласно статье 71 Устава «Органы государственной власти Калининградской области в пределах своих полномочий обеспечивают предоставление мер социальной поддержки, социального обслуживания и социального обеспечения населения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калининградской области».

Представители Уполномоченного по правам человека выразили мнение, что  оспариваемая Гутник Ириной Анатольевной правовая норма, закрепленная частью 3 статьи 9 Закона Калининградской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» приводит к ограничению конституционного права на жилище жителей Калининградской области, имеющих в собственности транспортные средства, что противоречит пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, ставит в неравное положение граждан, имеющих транспортные средства и не имеющих таковые, что  нарушает конституционный принцип равенства прав и возможностей граждан.

О времени оглашения принятого по делу решения будет сообщено дополнительно.

Консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ларина С.Ю.

Последние новости на сайте:
06.10.2020
23.09.2020 состоялась встреча Уполномоченного по правам человека в Калининградской области с волонтерами различных общественных организаций региона. В мероприятии приняли участие… ( читать полностью › )
05.10.2020
2 октября на открытой площадке Западного филиала РАНХиГС и. о. председателя Общественной палаты Калининградской области Игорь Селиванов вручил мандаты новым… ( читать полностью › )
30 сентября 2020 года на личном приеме к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области  Никитину Владимиру Анатольевичу обратился Леонид… ( читать полностью › )
30.09.2020
С 1 октября вводятся временные ограничительные меры в связи с распространением коронавируса. Они продлятся до 31 октября. На 30 сентября… ( читать полностью › )
24.09.2020
24 сентября 2020 года на заседании областной Думы в целях приведения положений Уставного закона Калининградской области «Об Уполномоченном по правам человека… ( читать полностью › )