31.07.2025 года Федеральным законом №326-ФЗ внесены изменения в законодательство, регламентирующее порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, направленные на обеспечение условий нахождения в конвойных помещениях в зданиях судов.
В тот же день принят Федеральный закон №323-ФЗ, которым уточнены полномочия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе в части определения порядков материально-технического обеспечения уголовно-исполнительной системы, конвоирования, применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
1. Федеральным законом от 31 июля 2025 года № 326-ФЗ (далее – Закон 326-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2024 года № 36-П.
Указанным постановлением признана не соответствующей Конституции Российской Федерации статья 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в той мере, в какой данная норма не обеспечивает определения условий нахождения в конвойных помещениях, расположенных в зданиях судов общей юрисдикции, для лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (подсудимых), в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Закон № 326-ФЗ дополняет Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ новой статьей (28.1), регулирующей особенности содержания конвоируемых подозреваемых и обвиняемых в расположенных в зданиях судов помещениях для временного пребывания конвоируемых подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с новой статьей в зданиях судов общей юрисдикции при наличии в них помещений для временного пребывания норма площади на одного человека и требования к материально-техническому оснащению и санитарно-гигиеническому состоянию помещений для временного пребывания устанавливаются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Подозреваемые и обвиняемые, конвоируемые из мест содержания под стражей, обеспечиваются бесплатным питанием сотрудниками мест содержания под стражей. Медико-санитарное обеспечение таких подозреваемых и обвиняемых организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, находящихся в помещениях для временного пребывания под охраной полиции, в том числе порядок приема пищи такими подозреваемыми и обвиняемыми и порядок организации оказания им медицинской помощи, определяется МВД России, ФСИН России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, находящихся в помещениях для временного пребывания под охраной воинских частей или военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе порядок приема пищи такими подозреваемыми и обвиняемыми и порядок организации оказания им медицинской помощи, определяется Минобороны России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, находящихся в помещениях для временного пребывания под охраной органов Федеральной службы безопасности, в том числе порядок приема пищи такими подозреваемыми и обвиняемыми и порядок организации оказания им медицинской помощи, определяется ФСБ России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
В зданиях судебных участков мировых судей при наличии в них помещений для временного пребывания норма площади на одного человека и требования к материально-техническому оснащению и санитарно- гигиеническому состоянию помещений для временного пребывания определяются законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.
2. Федеральный закон от 31 июля 2025 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) подготовлен в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы. Изменения вносятся в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Законом № 323-ФЗ предусматривается, что материально-техническое обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год в порядке и по нормам, которые установлены федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
В целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, а также осужденными, которым назначено наказание в виде принудительных работ, предоставляется право учреждениям, исполняющим наказания, осуществлять взаимодействие с полицией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Законом № 323-ФЗ допускается применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы при осуществлении розыска осужденных к уголовным наказаниям, а также лиц, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказание, в месте обнаружения таких лиц.
Порядок осуществления цензуры администрацией следственного изолятора и администрацией исправительного учреждения, порядок оказания психологической помощи, порядок осуществления надзора за лицами, содержащимися в следственных изоляторах и отбывающими наказание в виде лишения свободы, порядок перемещения осужденных под конвоем определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, также определяется порядок исполнения уголовно-исполнительными инспекциями своих обязанностей (например, учет осужденных; контроль за поведением осужденных; суммарный учет отработанного осужденными времени; проведение с осужденными воспитательной работы).
Начало действия документа — 28 января 2026 г., что обусловлено необходимостью подготовки и принятия ряда нормативных правовых актов, направленных на реализацию указанных изменений.

Дорогие жители Калининградской области и гости Янтарного края!
Примите мои искренние поздравления с Днём народного единства! Этот праздник — дань памяти великому историческому моменту, когда народы России, преодолев смуту и разобщённость, объединились для сохранения нашей государственности.
Сегодня, глядя на просторы нашей страны мы видим уникальное многообразие культур, традиций и народов, веками живущих вместе в мире и согласии. В этом наше главное богатство и сила. Желаю всем нам беречь это драгоценное достояние, укреплять межнациональный мир и вместе строить наше общее будущее.
Сила России – в единстве ее народа! С Праздником!
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области, Владимир Никитин

30 октября 2025 г. в Минюсте России состоялось VIII Всероссийское совещание межведомственной рабочей группы по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей.
В формате ВКС в нём приняли участие более 600 участников из всех российских регионов, в том числе территориальные органы Минюста России, представители государственных юридических бюро, адвокатского и нотариального сообществ, региональных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, органов ЗАГС, отделений Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».
На площадке Управления Минюста России по Калининградской области в режиме видео-конференц связи в совещании принял участие представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

28 октября 2025 года в Калининградском областном драматическом театре Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 160-летию создания института службы судебных приставов.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области (далее - Управление) по поручению Минюста России сформирован перечень региональных и муниципальных льгот и мер социальной поддержки, предоставляемых в настоящее время военнослужащим и членам их семей, а также перечень нормативных правовых актов Калининградской области и муниципальных нормативных правовых актов, которыми утверждены указанные льготы (меры).

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин провел рабочую встречу с главным инспектором уголовно-исполнительной системы ФСИН России Владимиром Казанцевым. Беседа состоялась в рамках инспектирования регионального УФСИН комиссией Федеральной службы исполнения наказаний.