В рамках общественного мониторинга соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства РФ №481 от 24 мая 2014 года после посещения учреждений здравоохранения — Домов ребенка, экспертная группа ознакомилась с условиями проживания, воспитания, обучения в школах-интернатах, подведомственных Министерству образования Калининградской области.
8 сентября 2016 года экспертная группа посетила ГБУ Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Нестеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8 VIII вида».
На сайте Уполномоченного по правам человека в Калининградской области сохранилась информация о посещении интерната в 2008 году с целью проверки фактов, изложенных в одном из обращений, а также для ознакомления с условиями проживания воспитанников интерната: http://ombudsman39.ru/news/o-soblyudenii-prav-vospitannikov-nesterovskogo-internata-dlya-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley с фотоотчетом: https://goo.gl/photos/Fas1s7bPu9dXe8aWA.
С тех пор произошли качественные положительные изменения, и в плане приближения условий проживания детей к семейным, но особенно, с точки зрения улучшения материально-технической базы учреждения. В то же время, то лучшее, что запомнилось с момента посещения школы-интерната в 2008 году, а именно, умение привить детям трудовые навыки и навыки художественного творчества, сохранено и приумножено.
Директором школы-интерната в настоящее время является Смелянская Лидия Николаевна.
Основные задачи школы-интерната — обучение и воспитание; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации обучающихся, воспитанников; создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
На конец 2015 года в школе – интернате обучалось 105 детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 18 лет: 85 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 20 – дети, не обладающие сиротским статусом (90%- жители Нестеровского района), из них инвалидов: из числа детей-сирот — 11 , из числа приходящих детей — 4 .
Образовательный процесс осуществляется педагогическим коллективом в составе 32 человек, 50 % из которых имеют специальное дефектологическое образование, 75 % аттестованы на первую и высшую категории. Средний возраст педагогического состава 46 лет.
Три основных корпуса школы–интерната (учебный и жилые) расположены в приспособленных зданиях довоенной постройки, одно из которых является памятником архитектуры.
Учебные помещения оснащены современными техническими средствами обучения.
В двух жилых корпусах интерната расположены 10 комнат досуга, тренажерный зал, творческая мастерская, компьютерный клуб, медицинский блок, 26 спален воспитанников на 3 — 4 места, 9 душевых комнат. Важным для жизни навыком постирки личных вещей дети овладевают в детской мини-прачечной.
Перевозки учащихся осуществляются тремя автотранспортными средствами учреждения.
На территории интерната имеется большой урожайный яблоневый сад, огород с двумя мини-теплицами. Эксперты имели возможность продегустировать плоды из сада.
Благодаря тому, что дети много трудятся на участке, территория школы-интерната ухоженная, хорошо озеленена.
Дети с удовольствием занимаются спортом. Для этого в интернате имеются спортивный зал, на территории школы-интерната — универсальная спортивная площадка, футбольное поле. Оборудована игровая площадка для детей младшего возраста.
В целях защиты жилищных прав воспитанников оформляются документы на получение жилья, по приватизации жилых помещений. Две квартиры, находящиеся в собственности, сдаются в поднайм гражданам, деньги за съем жилья перечисляются на счета детей.
Ведется работа по взысканию алиментов с родителей, лишенных родительских прав.
Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в решении задачи социализации детей с ОВЗ, осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно полезным и производительным трудом, самообслуживания, во время кружковой работы.
Профессионально-трудовое обучение в школе-интернате ведется по шести профилям: столярное, слесарное, швейное дело, сельскохозяйственный труд с интегрированным курсом «Цветоводство и декоративное садоводство», штукатурно-малярное дело и «Подготовка младшего обслуживающего пероснала».
Школа-интернат располагает хорошо оборудованными мастерскими: столярной, слесарной, швейной, штукатурно-малярной, кабинетом СХТ и кабинетом подготовки младшего обслуживающего персонала. Трудовая практика осуществляется на базе производственных предприятий Нестеровского района и учреждений СПО г. Гусева.
Развитию трудовых навыков воспитанников подчинены процесс дежурства, уборка закрепленных территорий, уход за клумбами, газонами, садом и огородом, участие в субботниках, в проведении ремонта, работа по самообслуживанию и др. Регулярно проводятся акции «Чисто там, где не мусорят». Воспитанники школы-интерната активно участвуют в работах по благоустройству города, усилиями воспитанников частично оборудован пляж на городском озере. В лесхозе п. Краснолесье воспитанники школы-интерната сажали деревья.
По окончании школы-интерната выпускники устраиваются в учреждения профессионального образования Калининградской области: «Технологический колледж» г. Советска (специальности: мастер отделочных, строительных работ, швея, мастер санитарно-технических и вентиляционных работ); «Советский техникум-интернат для инвалидов» по специальностям: обувщик, портной; в «Техникум профессиональных технологий» г.Светлый (специальности: садовод, мастер строительных отделочных работ); «Колледж предпринимательства» г.Калининграда (филиал в Гурьевске) (специальности: рабочий зеленого хозяйства, садовод, мастер садово — паркового и ландшафтного строительства); «Агро-Промышленный колледж» г.Гусев (специальности: мастер отделочных строительных работ);ГОУ НПО ПЛ № 21 г. Полесск (специальности: обувщик, мастер отделочных работ, каменщик).
Воспитанники интерната принимают участие в разнообразных мероприятиях: праздниках, игровых программах, практикумах, экскурсиях, конкурсах, спортивных состязаниях, посещают музеи, кинотеатры, концерты и т.д.
У школы-интерната налажены тесные связи с Домом детского творчества, городским ДК, детской библиотекой, ФОК г. Гусева, таможенным постом железной дороги г. Нестерова, СОБРом, кинологической службой Калининградской областной таможни, Музеем Мирового океана. Волонтеры благотворительного центра «Верю в чудо» вовлекают учащихся в посильную волонтерскую деятельность.
Учащиеся школы-интерната принимают активное участие в социально значимых проектах, к примеру, в благотворительной ярмарке с целью сбора средств в поддержку детей, перенесших серьезные заболевания, Всероссийской акции «Елка в Новороссию», благотворительных концертах и др.
Организация досуга и дополнительного образования выстраивается на основе интересов и собственного выбора видов занятий воспитанниками. Большая группа детей (17 человек) посещает скаутский кружок при Храме Святога духа г. Нестерова. 7 учащихся занимаются в детской спортивной адаптивной школе. По программе «Социализация воспитанников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности» в 4-х спортивных секциях школы-интерната занимаются 42 учащихся. Учащиеся школы-интерната принимают участие в конкурсах и соревнованиях муниципального, регионального и федерального уровней, многие становятся призерами. Пятеро учащихся являются получателями губернаторской стипендии за успехи в области адаптивного спорта.
В плане организации личного пространства экспертами были даны рекомендации сотрудникам школы-интерната.
К сожалению, как и в 2008 году, не в полном объеме представлена в доступном для воспитанников месте информация о правах ребенка, об органах, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, и об адресах указанных органов и организаций, а также возможность беспрепятственного обращения детей в указанные органы и получения детьми бесплатной квалифицированной юридической помощи. Рекомендовано составить план мероприятий по приглашению в школу-интернат представителей Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, других правозащитных структур, которые смогли бы рассказать детям о правовом статусе, способах и механизмах защиты прав, об институтах защиты прав человека, прав ребенка.