В связи с большим количеством жалоб, поступающих из изоляторов временного содержания, в октябре-ноябре 2003 года аппаратом Уполномоченного по правам человека в Калининградской области по согласованию с прокурором Калининградской области совместно с горрайпрокурорами области проверены условия содержания и режим в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Из имеющихся на территории Калининградской области 17 изоляторов временного содержания, проверено 11: ИВС при областном УВД, ИВС Полесского, Гвардейского, Балтийского, Краснознаменского, Черняховского, Багратионовского, Неманского, Советского, Гусевского и Правдинского районных ОВД.
В большинстве случаев (за исключением г. Черняховска) изоляторы расположены в приспособленных помещениях, не отвечающих требованиям «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции)» МВД РФ СП-12-95г.. Во всех случаях установлены нарушения Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка ИВС ОВД и приказа Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999г.
Так, в изоляторах временного содержания отсутствуют санпропускники, где все доставленные для содержания в ИВС лица должны подвергаться обязательной санитарной обработке. Первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные (паразитарные) заболевания, особенно кожные и венерические, не проводится. Дежурные по ИВС в лучшем случае только опрашивают поступивших лиц об их состоянии здоровья. Аптечки первой медицинской помощи не укомплектованы. Кормление подозреваемых и обвиняемых организовано один раз в сутки.
Лица, содержащиеся в ИВС, не обеспечиваются индивидуальным спальным местом – в камерах имеется один деревянный настил на всех, спальные принадлежности не выдаются, норма санитарной площади, установленная на одного человека, не соблюдается, в связи с чем одновременно всем спать в ночное время не представляется возможным (на момент посещения ИВС г. Советска в камере № 3 содержалось 5 человек, хотя реально могли разместиться только трое). Помещения изоляторов не оборудованы местами хранения личных вещей задержанных, комнатами свиданий.
Для общего пользования в камеры не выдаются: мыло, стиральный порошок, настольные игры, газеты, швейные иглы, ножницы. Нарушаются правила мытья посуды: отсутствует горячая проточная вода, чистящие и моющие средства.
В камерах отсутствуют столы, санитарные узлы, краны с водопроводной водой, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, радиоточки, не предоставляется возможность еженедельной помывки в душе и ежедневной прогулки (даже там, где имеются прогулочные дворики). Как правило, отсутствие вентиляции, слабая освещенность камер.
Все вышеизложенные обстоятельства создают условия для распространения всевозможных кожных, паразитарных и других заболеваний. Таким образом, в силу различных причин администрации мест содержания под стражей не выполняют санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, чем невольно способствуют распространению различных заразных заболеваний, пагубно отражающихся на здоровье содержащихся в ИВС лиц, а также всего общества.
Законодателем установлено, что отдельные положения указанного Федерального закона, касающиеся материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, вступают в силу с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1 января 1998 года, однако в ИВС до настоящего времени не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении принципов содержания под стражей, закрепленных в статье 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также статей 15, 17, 18, 21, 49 Конституции РФ, что делает невозможным для лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, реализацию их законных прав.
Примечательно, что граждане, признанные судом виновными в совершении преступления и осужденные к лишению свободы, содержаться в исправительных учреждениях в гораздо лучших условиях, чем в ИВС, что грубо нарушает положения ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., где подчеркивается, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности: «Обвиняемым предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц».
О проделанной работе и выявленных нарушениях Уполномоченный проинформировал прокурора Калининградской области и главного врача Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Калининградской области.
По сообщению начальника отдела по организации деятельности специальных учреждений милиции и конвоирования УВД Калининградской области ежегодно производится расчет денежных средств, необходимых для оборудования ИВС современными инженерно-техническими средствами, и подготавливается смета расходов на ремонт и реконструкцию помещений изоляторов. В 2002 и 2003 годах указанные документы направлялись Главе администрации (Губернатору) Калининградской области с предложениями о включении в инвестиционную Программу на 2003 год финансирования строительства и реконструкции ИВС городских и районных ОВД области.
Командующему Балтийским флотом руководством УВД в 2002 году направлялись предложения о передаче помещения бывшей гауптвахты комендатуры Советского гарнизона в ведение Советского ГОВД под организацию изолятора временного содержания.
До настоящего времени вопросы обустройства, реконструкции и строительства ИВС в Калининградской области не решены. Условия содержания и нахождения в помещениях изоляторов временного содержания продолжают негативно сказываться на здоровье как арестованных, так и работающих там сотрудников.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области предложил региональным уполномоченным по правам человека и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации проанализировать ситуацию с ИВС на местах, обсудить её, а также разработать возможные пути решения на общероссийском семинаре Уполномоченных.


С 14 апреля по 02 мая 2025 года в Аппарате Уполномоченного по правам человека производственную преддипломную практику проходили Царева Екатерина Юрьевна и Сячинова Виолетта Алексеевна, студенты 4 курса очной формы обучения, обучающаяся по направлению подготовки «Юриспруденция».


24 апреля 2025 г. под председательством Министра юстиции Российской Федерации Константина Чуйченко состоялось седьмое Всероссийское совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. В формате ВКС в нём приняла участие ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Орлова Н.Б.
