Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Уполномоченный по правам человека в Калининграде – о реализации права на свободу передвижения

В Калининграде региональный Уполномоченный по правам человека Ирина Вершинина в специальном докладе «О проблемах реализации права на свободу передвижения в Калининградской области», в частности, коснулась проблем транзита и некоторых других:

— За последние годы условия транзита граждан и грузов между Калининградской областью РФ и основной территорией России поэтапно изменяются в худшую сторону.

До середины 2003 года жители Калининградской области могли на взаимной основе выезжать в Литовскую Республику и пересекать ее территорию без оформления виз.

С 2003 года до 1 июля 2007 года россияне – жители Калининградской области могли получать бесплатные годовые визы для посещения Литвы и Польши.

После вступления соседних с Калининградской областью РФ государств Литовской Республики и Республики Польша в Европейский Союз жители региона потеряли возможность оформления бесплатных многократных годовых виз для посещения Литовской Республики, Республики Польша. Теперь большинство жителей Калининградской области вправе получить не многократную, а только однократную визу стоимостью 35 евро при представлении приглашения или другого предусмотренного правилами документа.

С 1 июня 2006 года после подписания Соглашения между РФ и ЕС об упрощении выдачи виз гражданам РФ и ЕС фактически для жителей Калининградской области произошел переход к полному визовому режиму. Упрощения применяются только при оформлении УПД и УПДЖД.

Проблемы железнодорожного сообщения между Калининградской областью и другими субъектами Российской Федерации

При наличии загранпаспорта жители Калининградской области и гости Калининградской области вправе воспользоваться железнодорожным транспортом для выезда из Калининградской области РФ в другие регионы Российской Федерации, в соседние государства и возвращения обратно.

Для возможности осуществления транзита через территорию Литовской Республики необходимо получение Упрощённого транзитного документа по железной дороге (УПД ЖД), для чего требуется не позднее, чем за 28 часов, оформить запрос в консульство Литовской Республики одновременно с приобретением билета в железнодорожной кассе в Российской Федерации. Пассажир обязан получить подтверждение о разрешении пересечения Литовской Республики в железнодорожной кассе до отправления поезда.

Таким образом, невозможно экстренно выехать в другие регионы Российской Федерации, в том числе при задержке либо отмене авиа-рейсов из-за погодных условий, при отсутствии загранпаспорта.

Поездки на железнодорожном транспорте связаны также со следующими сложностями.

Время в пути поездов дальнего следования «Калининград- Москва», «Калининград – Санкт-Петербург» (и обратно) составляет 23 часа. Ранее время движения в пути поезда по маршруту «Калининград – Москва «Янтарь» составляло 18 часов, увеличилось на 5 часов за счет остановок для проведения пограничного контроля и таможенного досмотра пассажиров при пересечении границы между Калининградской областью РФ и Литовской Республикой, между Литовской Республикой и Республикой Беларусь. Пограничный контроль и таможенный досмотр пассажиров поездов в Литовской Республике и Республике Беларусь производится, в том числе, в ночное время, что доставляет беспокойство пассажирам, прерывает и ограничивает их ночной сон.

В связи с тем, что на таможенные и пограничные процедуры контроля тратится длительное время (всего 8 таможенных и пограничных осмотров за один рейс) – пассажиры длительное время находятся в пути из Калининграда в Москву, Санкт-Петербург (и обратно).

Кроме того, необходимость оплаты транспортных сборов за пересечение границ иностранных государств (Литовской Республики и Республики Беларусь) приводит к высокой стоимости проезда.

Проблемой для жителей Калининградской области и гостей региона является сокращение количество рейсов поездов по маршруту Калининград-Москва-Калининград — впервые за все время существования данного маршрута. Если раньше поезд «Янтарь» выполнял рейсы ежедневно, то теперь периодически — через день.

Представляется целесообразным применить в Калининградской области РФ опыт международного сотрудничества Санкт-Петербурга и Хельсинки (Финляндия).

С ноября 2010 года РЖД и VR (финские железные дороги) открыто регулярное железнодорожное скоростное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки с осуществлением пограничных и таможенных процедур во время движения поезда. При этом время в пути сократилось на 4 часа.

По аналогии с организацией железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Финляндией для сокращения времени движения поездов в пути и упрощения процедур прохождения пассажирами пограничного контроля и таможенного досмотра представляется необходимым организовать движение транзитных скорых поездов по маршрутам «Калининград – Москва – Калининград», «Калининград — Санкт-Петербург — Калининград» по новому графику движения, исключив все остановки, кроме технологических, с проведением пограничного и таможенного досмотра во время движения поезда, в том числе в Литовской Республике, Республике Беларусь.

В перспективе целесообразно организовать движение высокоскоростного поезда типа Сапсан между Калининградской областью и Москвой. С этой целью необходима электрификация железнодорожного пути от станции Калининград до государственной границы.

При оптимизации процедур пограничного и таможенного досмотров и сокращении времени в пути поездов увеличится пассажиропоток, железнодорожные пассажирские перевозки станут более рентабельными.

Следует также отметить, что уменьшится зависимость от авиаперевозчиков.

Жители Калининградской области и гости региона с благодарностью воспримут такие реформы и чаще будут пользоваться услугами железнодорожного транспорта.

Проблемы транзита между Калининградской областью Российской Федерации и другими субъектами Российской Федерации

За последние годы условия транзита граждан и грузов между Калининградской областью РФ и основной территорией России поэтапно изменяются в худшую сторону.

До середины 2003 года жители Калининградской области могли на взаимной основе выезжать в Литовскую Республику и пересекать ее территорию без оформления виз.

С 2003 года до 1 июля 2007 года россияне – жители Калининградской области могли получать бесплатные годовые визы для посещения Литвы и Польши.

После вступления соседних с Калининградской областью РФ государств Литовской Республики и Республики Польша в Европейский Союз жители региона потеряли возможность оформления бесплатных многократных годовых виз для посещения Литовской Республики, Республики Польша. Теперь большинство жителей Калининградской области вправе получить не многократную, а только однократную визу стоимостью 35 евро при представлении приглашения или другого предусмотренного правилами документа.

С 1 июня 2006 года после подписания Соглашения между РФ и ЕС об упрощении выдачи виз гражданам РФ и ЕС фактически для жителей Калининградской области произошел переход к полному визовому режиму. Упрощения применяются только при оформлении УПД и УПДЖД.

Проблемы железнодорожного сообщения между Калининградской областью и другими субъектами Российской Федерации

При наличии загранпаспорта жители Калининградской области и гости Калининградской области вправе воспользоваться железнодорожным транспортом для выезда из Калининградской области РФ в другие регионы Российской Федерации, в соседние государства и возвращения обратно.

Для возможности осуществления транзита через территорию Литовской Республики необходимо получение Упрощённого транзитного документа по железной дороге (УПД ЖД), для чего требуется

не позднее, чем за 28 часов, оформить запрос в консульство Литовской Республики одновременно с приобретением билета в железнодорожной кассе в Российской Федерации. Пассажир обязан получить подтверждение о разрешении пересечения Литовской Республики в железнодорожной кассе до отправления поезда. Таким образом, невозможно экстренно выехать в другие регионы Российской Федерации, в том числе при задержке либо отмене авиа-рейсов из-за погодных условий, при отсутствии загранпаспорта.

Поездки на железнодорожном транспорте связаны также со следующими сложностями.

Время в пути поездов дальнего следования «Калининград- Москва», «Калининград – Санкт-Петербург» (и обратно) составляет 23 часа. Ранее время движения в пути поезда по маршруту «Калининград – Москва «Янтарь» составляло 18 часов, увеличилось на 5 часов за счет остановок для проведения пограничного контроля и таможенного досмотра пассажиров при пересечении границы между Калининградской областью РФ и Литовской Республикой, между Литовской Республикой и Республикой Беларусь. Пограничный контроль и таможенный досмотр пассажиров поездов в Литовской Республике и Республике Беларусь производится, в том числе, в ночное время, что доставляет беспокойство пассажирам, прерывает и ограничивает их ночной сон.

В связи с тем, что на таможенные и пограничные процедуры контроля тратится длительное время (всего 8 таможенных и пограничных осмотров за один рейс) – пассажиры длительное время находятся в пути из Калининграда в Москву, Санкт-Петербург (и обратно).

Кроме того, необходимость оплаты транспортных сборов за пересечение границ иностранных государств (Литовской Республики и Республики Беларусь) приводит к высокой стоимости проезда.

Проблемой для жителей Калининградской области и гостей региона является сокращение количество рейсов поездов по маршруту Калининград-Москва-Калининград — впервые за все время существования данного маршрута. Если раньше поезд «Янтарь» выполнял рейсы ежедневно, то теперь периодически — через день.

Представляется целесообразным применить в Калининградской области РФ опыт международного сотрудничества Санкт-Петербурга и Хельсинки (Финляндия).

С ноября 2010 года РЖД и VR (финские железные дороги) открыто регулярное железнодорожное скоростное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки с осуществлением пограничных и таможенных процедур во время движения поезда. При этом время в пути сократилось на 4 часа.

По аналогии с организацией железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Финляндией для сокращения времени движения поездов в пути и упрощения процедур прохождения пассажирами пограничного контроля и таможенного досмотра представляется необходимым организовать движение транзитных скорых поездов по маршрутам «Калининград – Москва – Калининград», «Калининград — Санкт-Петербург — Калининград» по новому графику движения, исключив все остановки, кроме технологических, с проведением пограничного и таможенного досмотра во время движения поезда, в том числе в Литовской Республике, Республике Беларусь.

В перспективе целесообразно организовать движение высокоскоростного поезда типа Сапсан между Калининградской областью и Москвой. С этой целью необходима электрификация железнодорожного пути от станции Калининград до государственной границы.

При оптимизации процедур пограничного и таможенного досмотров и сокращении времени в пути поездов увеличится пассажиропоток, железнодорожные пассажирские перевозки станут более рентабельными.

Следует также отметить, что уменьшится зависимость от авиаперевозчиков.

Жители Калининградской области и гости региона с благодарностью воспримут такие реформы и чаще будут пользоваться услугами железнодорожного транспорта.

Таким образом, нарушаются нормы Конституции Российской Федерации о неприкосновенности частной жизни и частной собственности граждан и ФЗ от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» о защите персональных данных граждан.

Для сокращения времени прохождения пограничного контроля в поездах необходимо обеспечить все пограничные службы современным оборудованием для осуществления паспортного контроля граждан с целью соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, частной собственности, защиту персональных данных (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 23, 24, 35 Конституции РФ).

Необходимо техническое оснащение таможенных и пограничных служб Российской Федерации, разработка новых инструкций, регламентирующих порядок осуществления пограничного и таможенного контроля на железной дороге.

Требует решения также проблема необустроенности железнодорожных пунктов пропуска в Калининградской области Российской Федерации, так как ни один из них не отвечает требованиям, необходимым для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

В 2010 году в Калининградской области возникли также проблемы передвижения пригородным железнодорожным транспортом.

Наблюдается тенденция к сокращению маршрутов пригородных пассажирских перевозок, в том числе на Балтийское побережье, в т.ч. в курортный сезон, что ущемляет интересы жителей Калининградской области и гостей региона, особенно малообеспеченных граждан, пенсионеров, садоводов, студентов и школьников, и вызывает их обоснованные нарекания. Это приводит к перегрузкам автомобильного транспорта, к пробкам на автомобильных дорогах.

Проблемы сообщения между Калининградской областью Российской Федерации и другими субъектами Российской Федерации автотранспортом

Пересечение границы с Калининградской областью РФ возможно и автотранспортом. Однако для проезда автомобильным транспортом из Калининградской области РФ на основную территорию России необходимо транзитом пересечь территорию Литовской Республики, для чего требуется оформление Шенгенской визы или упрощенного транзитного документа (УТД).

Оформление УТД стоит 5 (пять) евро, предусматривает пребывание на территории Литвы не более 24 часов и до недавнего времени требовало предоставления подтверждающих документов о необходимости поездки на основную территорию России, что вызывало негодование жителей Калининградской области РФ.

Руководство Литовской Республики пошло навстречу жителям Калининградской области РФ, и в настоящее время не требует для оформления УТД предоставления документов, подтверждающих необходимость выезда из одного субъекта Российской Федерации в другой.

Для пересечения территории сопредельных государств на автомобильном транспорте жителям Калининградской области РФ необходимо также приобрести страховой документ по системе «Зеленая карта», минимальная стоимость которого 1600 (одна тысяча шестьсот) рублей (тогда как в соседних странах страховка обходится в 2-3 раза дешевле) и медицинскую страховку.

Человек пересекает транзитом территории сопредельных государств, как правило, в течение 1 суток, тем не менее, страховой сертификат берется из расчета нахождения на территории иностранного государства не менее 15 дней. Выезжая в отпуск в другие субъекты Российской Федерации, человек в течение месяца дважды пересекает транзитом территории соседних государств, к примеру, Литовской Республики, суммарно в течение двух суток, но «Зеленую карту» вынужден покупать на месяц.

Таким образом, жители региона вынуждены тратить существенные материальные средства с целью возможности осуществления транзитных поездок из Калининградской области РФ в другие субъекты Российской Федерации.

Сложившийся порядок с поездками на основную территорию России вызывает возмущение у жителей области и расценивается как дискриминация по признаку места проживания.

Необходимо ставить вопрос о возможности оформления транзитной «Зеленой карты», а также о снижении стоимости «Зеленой карты» в России, о чем следует ставить вопрос перед Минфином Российской Федерации и Союзом страховщиков России.

Целесообразно также обратиться по данному вопросу в Федеральную антимонопольную службу с целью организации проверки на предмет соответствия действий страховых компаний при оформлении «Зеленой карты» антимонопольному законодательству Российской Федерации.

В феврале 2010 года депутаты Калининградской областной Думы обеспокоенные данной ситуацией, обратились к Министру финансов Российской Федерации по вопросу о возможности компенсации жителям Калининградской области РФ либо страховым компаниям расходов, связанных с поездками жителей Калининградской области РФ в другие субъекты Российской Федерации через территории сопредельных государств.

О проблемах, связанных с авиасообщением

При отсутствии загранпаспорта либо при необходимости срочного выезда за пределы Калининградской области РФ (въезда в нее) граждане вправе воспользоваться услугами авиатранспорта.

При этом гражданам приходится столкнуться с проблемой доступности для жителей Калининградской области авиа-перелетов в другие субъекты Российской Федерации и в другие страны.

В 2009 году вследствие банкротства авиакомпании «КД Авиа» регион лишился одного из авиаперевозчиков, осуществлявшего рейсы из Калининграда РФ в другие города Российской Федерации и в другие страны.

Ежегодно с наступлением летнего периода тарифы на авиабилеты всех авиакомпаний, осуществляющих рейсы на Калининградском направлении, вырастают многократно – на 200-500%. Летом средняя стоимость билета эконом-класса по маршрутам Калининград-Москва составляет от 10 до 18 тысяч рублей ( в одну сторону). За такую сумму можно долететь до США, или Канады, или через десятки стран в ЮАР, или в Китай. В сравнении стоимость билетов на такое же расстояние, как между Калининградом и Москвой, в других странах и авиакомпаниях других государств составляет 3-5-6 тыс. рублей.

Главная причина высокого роста цен авиабилетов в недостаточной конкуренции на рынке авиационных пассажирских перевозок.

Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Калининградской области включило авиакомпании «ФГУП ГТК Россия» и ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» в реестр субъектов, имеющих долю более 35% на рынке пассажирских авиаперевозок по определенным маршрутам.

23 сентября 2010 ФАС по Калининградской области установлено, что доминирующее положение на рынке перевозок по направлению Калининград-Санкт-Петербург занимает ФГУП «Государственная транспортная компания «Россия». ФГУП ГТК «Россия» признано виновным в нарушении Закона о защите конкуренции. Авиакомпании выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

1 декабря 2010 ФАС по Калининградской области рассмотрен вопрос о нарушении антимонопольного законодательства компанией «Аэрофлот – Российские авиалинии» на рынке оказания услуг пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград — Москва – Калининград, о завышении цен на авиабилеты. ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» признано нарушившим ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке пассажирских перевозок по направлению Калининград – Москва, Москва – Калининград, выразившимся в ущемлении интересов других лиц. Кроме того Управление установило нарушение данной авиакомпанией п. 1 ч. 1 ст. 10 – в части назначения монопольно высокой цены на услугу авиаперевозки по указанному направлению в период май – июнь 2010 года.

Авиакомпании выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Правительством Российской Федерации утверждена программа льготных пассажирских авиаперевозок из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург и обратно. Однако воспользоваться льготными билетами смогут только лица моложе 23 или старше 60 лет. Безусловно, данное решение является существенной поддержкой пенсионеров и молодежи, но не решает проблемы авиаперевозок жителей Калининградской области и гостей региона. Чаще пользуются услугами авиатранспорта представители активной части населения — люди среднего возраста, в первую очередь ведущие экономическую деятельность. Они вынуждены отказываться от авиаперевозок или платить высокие цены за авиабилеты в ущерб бизнесу, семейным отношениям. Зачастую из-за дороговизны билетов жителям региона приходится выезжать за пределы Калининградской области на огромные расстояния на автомобилях.

Представляется, что вопрос доступности авиаперелетов в Калининградской области должен решаться для всех категорий авиапассажиров.

В настоящее время жители Калининградской области освоили новые маршруты авиаперелетов в Европу, США и другие страны – через аэропорты Варшавы, Гданьска, Вильнюса, Риги рейсами авиаперевозчиков, оказывающих более качественные услуги по значительно меньшим тарифам, что явно не способствует развитию отечественного авиатранспорта.

Необходимо разработать Программу развития авиасообщения между Калининградской областью и другими регионами Российской Федерации, другими странами; провести переговоры с целью привлечения в регион иных авиакомпаний (в т.ч. зарубежных) для обеспечения доступности авиаперелетов из Калининграда РФ в другие субъекты Российской Федерации, в другие страны и обратно.

Необходима также Программа развития аэропорта Храброво, так как реконструкция аэропорта не завершена, и он находится в полуразрушенном состоянии, в связи с чем далеко не каждый из солидных авиаперевозчиков согласится работать на Калининградском направлении. Возможно, лучшим вариантом было бы строительство нового современного аэропорта.

Все перечисленные выше трудности, которые встают на пути желающих выехать за пределы Калининградской области либо посетить Калининградскую область РФ, заставляют жителей Калининградской области без особой необходимости не покидать пределов региона, а жителей других субъектов Российской Федерации и других стран делать выбор не в пользу Янтарного края, что особенно пагубно сказывается на развитии туризма.

О безвизовом режиме для пассажиров парома

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки», с 21 мая 2009 г. вводится безвизовый режим въезда и нахождения в Российской Федерации для иностранных туристов, прибывающих в Россию на срок до 3 суток на пассажирских паромах.

Участники туристической группы – иностранные граждане и лица без гражданства – могут находиться на территории РФ в течение 72 часов без виз в случае проживания на пароме или в ином месте, определенном в групповой туристической программе.

Капитан парома через судового агента должен представить властям российского порта за 72 часа до прихода судна списки прибывающих пассажиров – участников групповой туристической программы и саму программу.

Постановлением Правительства России № 397 утвержден также перечень портов, через которые допускается такой безвизовой въезд в Россию иностранных туристов на паромах. В этот перечень вошли Большой порт Санкт-Петербурга, Пассажирский порт Санкт- Петербурга, Владивосток, Выборг, Калининград, Корсаков, Новороссийск и Сочи.

Безусловно, это положительное решение для жителей Калининградской области. Однако паромное сообщение между Калининградом и Санкт-Петербургом в зимнее время не осуществляется.

До 2010 года перевозка осуществлялась на единственном пароме. В настоящее время в направлении Балтийск – Усть-Луга работает железнодорожный паром «Балтийск» с периодичностью один раз в неделю. Загрузка составляет в среднем 70%.

Паромная линия Усть-Луга — Балтийск пришла на смену ранее действующей (с 2001 по 2007 годы) линии Санкт-Петербург — Калининград — Германия. Паромное сообщение на линии Усть-Луга — Балтийск — проект федерального значения, одно из звеньев транспортного коридора «Запад-Восток». В начале 2010 года компания прекратила эксплуатацию паромной линии. Сообщение между Усть-Лугой и Балтийском было возобновлено летом 2010 года. Паром курсирует по графику 2 раза в неделю. Постановка его на линию обусловлена необходимостью расширения возможностей альтернативного маршрута доставки грузов и увеличением объемов грузоперевозок из/в Калининградскую область.

С 27 ноября 2010 года на линию Санкт-Петербург – Калининград вышел грузопассажирский паром «Петербург» с периодичностью 2 раза в неделю. Загрузка составляет в среднем 40%.

В 2011 году из Балтийска Калининградской области в Засниц в Германии в обход Польши начал курсировать грузопассажирский паром. Время в пути – 12-14 часов.

Необходимо развивать данный вид передвижения в Калининградской области. Сервис по организации паромных перевозок должен быть круглосуточным, а стоимость услуг значительно снизиться.

Оригинал: Янтарный Край — газета Online Калининград

Последние новости на сайте:
06.10.2020
23.09.2020 состоялась встреча Уполномоченного по правам человека в Калининградской области с волонтерами различных общественных организаций региона. В мероприятии приняли участие… ( читать полностью › )
05.10.2020
2 октября на открытой площадке Западного филиала РАНХиГС и. о. председателя Общественной палаты Калининградской области Игорь Селиванов вручил мандаты новым… ( читать полностью › )
30 сентября 2020 года на личном приеме к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области  Никитину Владимиру Анатольевичу обратился Леонид… ( читать полностью › )
30.09.2020
С 1 октября вводятся временные ограничительные меры в связи с распространением коронавируса. Они продлятся до 31 октября. На 30 сентября… ( читать полностью › )
24.09.2020
24 сентября 2020 года на заседании областной Думы в целях приведения положений Уставного закона Калининградской области «Об Уполномоченном по правам человека… ( читать полностью › )