Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2009 год»
О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ И МАТЕРИНСТВА
(ст. ст. 5, 7, 9, 20, 21, 25, 38 Конституции РФ)В Преамбуле к Конвенции о правах ребенка[1] отмечается, что договаривающиеся страны убеждены, что «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества», признают, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, в котором «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Статьей 16 Европейской социальной хартии[2] закреплено право на социальную, юридическую и экономическую защиту семьи — основной ячейки общества. С этой целью государство обязуется содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни путем выплаты семейных пособий, предоставления налоговых льгот, строительства семейного жилья, выплаты пособий для новобрачных и иных подходящих мер.
В регионе реализуется целевая Программа «Улучшение демографической ситуации в Калининградской области на 2008—2012 годы».
Среднегодовая численность постоянного населения области в 2009 году составила 937,5 тыс. человек, что выше уровня 2007 и 2008 годов на 0,1 тыс. человек.
В течение нескольких лет регион демонстрирует динамику улучшения демографических показателей. В 2009 на 1000 человек населения родилось 11,9 детей (в 2008 году — 11,6).
Фактором, оказывающим существенное влияние на демографическую ситуацию, остается разрыв численности мужского и женского населения. За последние 10 лет он увеличился по области с 33,5 тыс. человек до 53,4 тыс. в пользу женщин, что обусловлено более высокой смертностью и более низкой продолжительностью жизни мужчин. Перевес численности женского населения отражается на показателях браков и разводов и, соответственно, на воспроизводстве населения.
За 10 месяцев 2009 года заключено 7128 браков (82 % от годового количества 2008 года), число разводов за этот же период составило 4480 (88 % от годового количества 2008 года). Соотношение браков и разводов составило за 10 месяцев 2009 года 1,59.
В 2009 году Уполномоченным по правам человека рассмотрено обращение в защиту права на семью гражданки С., гражданина К. и их новорожденного сына А., проживающих в Гурьевском районе Калининградской области. Поскольку к моменту рождения ребенка не прошло 300 дней с момента расторжения брака С. со своим мужем С., отдел ЗАГСа администрации МО «Гвардейский район» Калининградской области отказался выдать свидетельство о рождении А., указав в нем отцом ребенка К., несмотря на то, что в ЗАГС были поданы заявления от С. и К. о том, что они являются родителями ребенка, и заявление бывшего мужа С. об отказе от отцовства.
Ленинградский районный суд, куда обратились родители А., признал незаконными действия межрайонного отдела ЗАГСа № 1 администрации городского округа «Город Калининград» — отказ в регистрации рождения ребенка А., обязал произвести государственную регистрацию рождения ребенка и государственную регистрацию установления отцовства К., о чем выдать свидетельства о государственной регистрации.
Данное судебное решение было обжаловано ответчиком, свидетельство о рождении ребенка А. к моменту обращения к Уполномоченному по правам человека не было выдано, чем нарушались его права, в том числе право пользоваться бесплатной медицинской помощью, получать пособия, а также право на свободу передвижения и др.
Уполномоченным по правам человека было подготовлено заключение о нарушении права на семью новорожденного А. и его родителей С. и К., которое было направлено в Агентство ЗАГС Калининградской области.
Часть 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу».
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
На основании изложенного и принимая во внимание, что согласно ст. 1 Семейного кодекса РФ семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав; согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» в целях защиты прав ребенка на семью, Уполномоченный по правам человека обратилась с требованием незамедлительной выдачи свидетельства о рождении А. к руководителю Агентства ЗАГС Калининградской области. Калининградским областным судом было принято решение в пользу семьи С. и К. и их сына А., вследствие чего А. было выдано свидетельство о рождении.
В настоящее время, по данным Службы государственной статистики, в Калининградской области проживает 268 тыс. семей, в том числе 129 тыс. — с детьми. В целом детское население региона насчитывает 161,9 тыс. человек. Находящимися в социально опасном положении на конец 2009 года были признаны 1200 семей с 2019 детьми (на конец 2008 года — 1558 семей с 2647 детьми). В течение последних четырех лет количество таких семей и детей стабильно сокращалось, что внушает надежду на сохранение позитивной тенденции и в дальнейшем.
Комплекс мер, направленных на решение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства детей данной категории, привел к тому, что в последние годы в Калининградской области наметилась положительная тенденция к уменьшению общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в Калининградской области сокращается на 3—6 %. Так, если в 2006 году детей данной категории в Калининградской области насчитывалось 7527 человек, то в 2008 году — 7159, что на 368 детей меньше. На 01.01.2009 года в Калининградской области проживало 6756 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, что на 403 ребенка меньше, чем на 01.01.2008 года.
Причинами снижения общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является как снижение численности детского населения региона, которое наблюдается с 1994 года, так и уменьшение числа вновь выявляемых детей, оставшихся без родительского попечения.
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от всего детского населения Калининградской области в течение 2006—2009 годов остается на уровне 4—4,3 %, т. е. выше, чем в целом по Российской Федерации (2,7 %) и по Северо-Западному федеральному округу (3,3 %).
В Калининградской области наблюдается снижение числа вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году в регионе было выявлено 640 таких детей, что на 57 меньше, чем в 2008 году, и на 257 меньше, чем в 2007 году.
На протяжении нескольких лет сохраняется устойчивая тенденция передачи детей на усыновление в семьи российских граждан. Так, в 2009 году россиянами усыновлено 74 ребенка, иностранными гражданами — 36, передано под опеку — 422 ребенка, в приемную семью — 185, в патронатную семью — 21.
Расширяя практику передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление, Правительство Калининградской области оказывает финансовую поддержку семьям, усыновившим ребенка (детей). Для этого принят специальный Закон Калининградской области, устанавливающий выплату гражданам, усыновившим ребенка, единовременного денежного пособия в размере 300 тыс. руб.; с 1 января 2009 года данное пособие увеличено до 615 тыс. руб. В 2009 год произведено 42 выплаты по 300 тыс. руб. и 27 выплат по 615 тыс. руб. на общую сумму 29205 тыс. руб.
В целях поддержки замещающих семей в 2009 году приняты меры по увеличению размера выплат на содержание детей в замещающих семьях, на оплату труда приемных родителей и патронатных воспитателей, повышены различные виды пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году на ГТРК «Калининград» два раза в неделю выходила телепередача «Ищу маму», рассказывающая о насущных вопросах семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения, о правовых и социальных аспектах, о детях, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
В январе 2009 года Министерством образования Калининградской области разработан Интернет-сайт (www.opeka39.ru), на котором представлена информация о 487 детях, нуждающихся в устройстве в семью, правовая информация о процедуре усыновления, оформления опеки (попечительства), заключения договора приемной и патронатной семьи. На сайте также представлена информация об органах опеки и попечительства, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеются статистические, информационные и методические материалы.
Одним из актуальных принципов региональной социальной политики в Калининградской области является приоритетная защита тех жителей, материальная помощь которым наиболее необходима, в первую очередь это многодетные семьи и дети-инвалиды.
С января 2009 года законодательством значительно увеличена помощь многодетным семьям, поскольку размер назначенного им ежемесячного пособия поставлен в зависимость от числа детей (500 руб. на третьего и четвертого ребенка, 1000 руб. на пятого и шестого, 1500 руб. на седьмого ребенка, 2000 руб. на восьмого и 2500 руб. начиная с девятого). Также с начала года проиндексирован на 3 % (с 1320 до 1360 руб.) размер ежемесячной денежной выплаты семьям указанной категории. Вдвое (с 500 до 1000 руб.) вырос размер пособия на ребенка-инвалида; введена также новая выплата многодетным семьям — на подготовку детей к школе (по 1500 руб. на каждого школьника в семьях с тремя-пятью детьми и по 3000 руб. — в семьях с шестью и более детьми). Все ежемесячные детские пособия выплачиваются по адресному принципу: только тем семьям, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области.
Важное значение придается охвату отдыхом семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание в 2009 году уделялось отдыху по типу «мать и дитя».
Министерством социальной политики и труда в 2009 году подготовлена Программа «Объединимся во имя семьи», мероприятия которой позволят сократить количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, уменьшить число детей, оказавшихся сиротами при живых родителях.
Всё более востребованными становятся услуги государственного автономного учреждения «Областной кризисный центр помощи женщинам». За 5 лет работы центра услугами его специалистов воспользовались 15350 человек; из них 1033 прошли реабилитацию в стационарном отделении, в том числе 417 детей; 98 % клиентов удовлетворены предоставленными услугами.
Важная проблема, требующая первостепенного решения, без чего невозможно улучшение демографической ситуации, — это обеспеченность семей с детьми жильем. Социальное жилье в Калининградской области строится крайне медленно.
В области не решена и проблема с обеспеченностью детскими садами, яслями.
Острой и трудно решаемой в России из-за крайне высокого уровня латентности и безнаказанности остается проблема домашнего насилия, что также влияет на демографические процессы.
Деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления должна быть направлена на первостепенное решение вышеуказанных задач, связанных с защитой семьи, материнства и детства.
Государство должно создать условия для жизнедеятельности семьи, дающие возможность рождения, содержания и воспитания детей. Для этого необходимо повышение материального благосостояния, качества и уровня жизни семей, и в первую очередь — обеспечение их жильем. А работникам, имеющим детей, следует создавать благоприятные условия для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей.
Целесообразно увеличить для женщин оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, который следует за четырехмесячным декретным отпуском, с полутора до трех лет.
Средства материнского капитала представляется возможным разрешить использовать на содержание детей в возрасте до трех лет.
Уровень рождаемости во многом зависит от нравственных устоев в обществе. В последние годы в российском обществе распространены внебрачные отношения, аборты, безответственное отношение к семье и детям, уход от ответственности за уклонение от воспитания детей и неуплату алиментов. Значительно снизилась ценность семьи и детей. Воспитать семейные ценности можно только в семье, в связи с чем следует осуществлять максимальные меры, направленные на сохранение семей, а также продолжить работу по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.
Необходимо повышение воспитательного потенциала семьи, формирование у детей, подростков и молодежи установки на полную семью и рождение двух и более детей. Для этого нужна не только государственная поддержка многодетных семей, но и стимулирование рождения второго ребенка.
Зачастую семьи распадаются из-за трудностей, связанных с воспитанием, образованием и лечением детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим требуется разработка и реализация эффективной стратегии поддержки семей с детьми-инвалидами.
Для сохранения репродуктивного здоровья населения необходимы совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи, качественные медицинские услуги в рамках государственных гарантий по обязательному медицинскому страхованию, в частности обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи по лечению бесплодия. С этой целью предстоит разработка программ, направленных на возможности ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья.
Следует также принимать меры по профилактике патологии беременности и родов, сохранению здоровья новорожденных.
Важным направлением должна стать разработка и внедрение технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным; разработка и внедрение в практику эффективных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции; разработка и внедрение стандартов по охране репродуктивного здоровья; проведение мероприятий по профилактике абортов и инфекций, передаваемых половым путем.
Важнейшей задачей является формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя.
В целях совершенствования семейной политики необходимо:
— совершенствовать методы профилактической работы в отношении детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— поддерживать «биологические» семьи, особенно семьи одиноких родителей и многодетные семьи;
— совершенствовать методы обучения и сопровождения замещающих семей;
— организовать эффективное межведомственное взаимодействие по вопросам защиты семьи и детства;
— повышать профессиональный уровень специалистов, работающих с семьями и с детьми, в том числе по правовым вопросам.
Необходимо также на федеральном уровне принять меры, направленные на поддержку семей с детьми, прежде всего семей с детьми-инвалидами, неполных и многодетных семей, семей, ожидающих ребенка. Для таких граждан следует предусмотреть налоговые льготы, дополнительную государственную поддержку, льготы по оплате услуг ЖКХ и др.
Вызывает беспокойство как Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, так и судей Калининградского областного суда рост количества дел о лишении родительских прав в 2009 году. В 2009 году судами было рассмотрено 592 дела (в 2008-м было окончено 562 дела), прирост составил 30 дел, или 5,3 %. В целом число этих дел по-прежнему остается высоким, что в совокупности с показателями удовлетворения требований (88,8 % — из 537 рассмотренных с вынесением решения дел требования удовлетворены по 477 делам) свидетельствует о распространенности фактов нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних детей и требует внимания к данному вопросу со стороны соответствующих государственных органов.
Что касается ограничения в родительских правах, то по данной категории дел окончено 57; 51 дело рассмотрено с вынесением решения, из них по 42 принято решение об ограничении в родительских правах.
Факт роста количества дел о лишении родительских прав и ограничении в родительских правах свидетельствует о том, что в практике работы социальных служб, органов опеки и попечительства по-прежнему главный акцент делается не на раннем выявлении детского и семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства и оказании своевременной помощи семьям, а на вмешательстве, когда ситуация требует немедленно отобрать ребенка у родителей.
Представляется, что механизмы лишения и ограничения родительских прав не выполняют в настоящее время ни задач наказания (перевоспитания) родителей, ни функций защиты детей и требуют законодательного совершенствования, что предполагает необходимость уточнения критериев и оснований для применения тех или иных мер воздействия.
Необходима также организация профилактической и реабилитационной работы и с семьями, у которых отобрали детей либо лишили родительских прав, с целью создания условий для возможности возвращения ребенка в родную семью. Для проведения такой работы целесообразно создать банки данных на родителей, ограниченных в правах и лишенных родительских прав.
Анализ судебной практики Калининградским областным судом показал, что родители могут быть лишены судом родительских прав только в случае их виновного поведения по основаниям, предусмотренным в ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации. Лишение родительских прав является крайней мерой. С учетом характера поведения, личности родителей и других конкретных обстоятельств суды отказывали в удовлетворении исков о лишении родительских прав и предупреждали родителей о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением родительских обязанностей.
С исками об ограничении в родительских правах чаще всего обращались в суд прокурор, а также органы опеки и попечительства в отношении родителей, которые не выполняют свои родительские обязанности по не зависящим от них причинам — например, в силу заболевания (как правило, психического расстройства), вследствие чего оставление ребенка с такими родителями опасно для несовершеннолетнего. При разрешении таких споров, установив, что родитель страдает заболеванием, вследствие которого он не может надлежащим образом выполнять родительские обязанности — воспитывать ребенка, контролировать его поведение, заботиться о его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, суды в соответствии с положениями ст. 73 СК РФ принимали решения об ограничении в родительских правах и передаче ребенка органу опеки и попечительства.
Кроме того, судами принимались решения об ограничении в родительских правах в случаях, когда при рассмотрении дела не было установлено достаточных оснований для лишения родительских прав, однако оставление ребенка у родителей было опасно для него.
Принимая во внимание, что одним из самых главных прав, как ребенка, так и взрослого является право на семью и что никто, кроме семьи, не может дать ребенку большей любви, лучшего воспитания, образования, органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, а также органам социальной защиты необходимо усилить работу по профилактике семейного неблагополучия, оказания всесторонней социальной, правовой, психологической, педагогической помощи и поддержки семьям с детьми с целью исключения социального сиротства.
Не в полной мере решена в Калининградской области проблема семейного насилия. Основная часть пострадавших от него не обращается за помощью в соответствующие государственные органы и общественные организации по следующим причинам: нежелание выносить бытовые проблемы на суд общественности; надежда на самостоятельное разрешение конфликта; страх мести со стороны насильника; стыд перед окружающими; опасение лишиться жилплощади; нежелание разрушать семью. Для эффективного предупреждения насилия в семье целесообразно создавать реабилитационные службы социально-психологической помощи семьям, в которых распространены конфликты и насилие; приюты временного пребывания, в частности для жертв насилия.
В этой связи нужны дополнительные меры в целях профилактики этого зла, а также смягчения его последствий. Граждан, попавших в кризисную ситуацию, ставших жертвами домашнего и сексуального насилия, необходимо обеспечить психологической и юридической помощью, в том числе через телефоны доверия; медицинской помощью, а также предоставить им убежище для временного пребывания с целью предотвращения убийств и телесных повреждений. Целесообразно проведение тренингов, семинаров, лекций для школьников и студентов, работников правоохранительных органов, медицинских и социальных работников, психологов, представителей СМИ по профилактике домашнего и сексуального насилия.
———————————————————————————
[1] «Конвенция о правах ребенка» принята 20.11.1989 года Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН.
[2] См.: «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (ETS N 163), принятая в г. Страсбурге 03.05.1996 года; Федеральный закон от 03.06.2009 года № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года».
31 октября и 14 ноября 2024 года серия мероприятий в рамках Единого урока прав человека была организована для студентов Западного филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Западного филиала РАНХиГС) ведущим консультантом Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Лариной Светланой Юрьевной. В формате видео-конференции ею были представлены студентам лекции по правам человека, правам ребенка.
В минувшие выходные в Доме культуры молодежи города Калининграда состоялся региональный фестиваль Комитета семей воинов Отечества «Будем Жить!».
В рамках мероприятия ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Банева Екатерина Евгеньевна приняла участие в работе мобильной юридической приемной «Правомобиль Комитета семей воинов Отечества».
15 ноября в Мастерской управления «Сенеж» в городе Солнечногорске состоялось заседание Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека, посвященное защите права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин, омбудсмены всех субъектов Российской Федерации, депутаты, сенаторы, представители Минобороны, Минздрава, Генеральной прокуратуры, ФСИН, РККК, ведущие ученые и эксперты приняли участие в обсуждении ключевых вопросов, касающихся доступности и качества медицинских услуг для граждан.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич принимает участие в работе Всероссийского координационного совета, посвященного праву на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В Международный день защиты прав ребенка — 20 ноября 2024 года — в аппарате Уполномоченного по правам человека в Калининградской области будет организован прием граждан по вопросам защиты прав семьи и детей.
Желающие получить юридическую консультацию могут обратиться по адресу: Советский проспект, 13, каб. 345 (3 этаж) 20 ноября 2024 года по предварительной записи по тел. 95-83-50, 599-529 или по электронной почте omb39@yandex.ru.