Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Выступление Верховного комиссара ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй на заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека
21.02.2011 | Без рубрики

Санкт-Петербург, 18 февраля 2011 г.

Национальные системы защиты прав человека:

на переднем крае правозащитной деятельности

Ваши Превосходительства,

Уважаемые Представители,

Дамы и Господа,

Чрезвычайно признательна за предоставленную мне возможность выступить на ежегодном заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека. Прежде всего, позвольте выразить вам и всему народу России самые глубокие соболезнования в связи с недавним террористическим актом в московском аэропорту «Домодедово». Я осуждаю этот прискорбный и недопустимый акт насилия, ставший посягательством на главное право любого человека – право на жизнь.

Нарушения прав человека, независимо от того, совершены ли они столь же чудовищным способом или с меньшим применением насилия, равным образом требуют от нас бдительности, чтобы не допустить их повторения или, по крайней мере, добиться привлечения виновных в них лиц к суду.

Находясь на переднем крае обороны против нарушений прав человека, национальные правозащитные институты (НПИ) являются одним из первых адресатов жалоб и обращений пострадавших.

Бытует мнение о том, что национальные правозащитные институты не нужны в демократических государствах, где надежный и сбалансированный контроль за соблюдением прав человека осуществляются множеством других государственных органов. С этим мнением нельзя согласиться, ибо ни одна страна не безупречна с точки зрения соблюдения прав человека. К тому же национальные правозащитные институты – это особые государственные органы, призванные осуществлять связь между государством и гражданским обществом в своих странах, а также с международными правозащитными структурами. Национальные правозащитные институты действуют уже в ста с лишним странах мира.

Деятельность национальных правозащитных институтов позволяет лучше понять общепринятые международные стандарты в области прав и свобод человека, и немало способствует инкорпорированию этих стандартов в национальное законодательство. Типичная функция НПИ – выявление слабостей и пробелов в национальном правозащитном законодательстве, а также содействие в их устранении. Важную роль играют НПИ и в работе по обобщению разнообразных общественных инициатив, во все возрастающем количестве появляющихся как на общенациональном, так и на региональном уровне.

Для эффективного выполнения своей важной миссии НПИ должны располагать четко очерченными полномочиями в полном соответствии с “Парижскими Принципами”, являющимися главным нормативным источником их деятельности. Эти принципы устанавливают минимальные обязательные критерии, которым должны соответствовать все НПИ, – независимость, плюрализм, широкий мандат как для защиты прав человека, так и для их продвижения в государстве и в обществе.

Творчески развивая традиционную модель института омбудсмана, многие НПИ в последние годы расширили сферу своей ответственности, включив в нее защиту конкретных прав человека, декларированных в национальных конституциях и законодательстве, а также вытекающих из международных обязательств своей страны. Впрочем, функциональные различия между институтом классического омбудсмана и НПИ постепенно стираются. В частности потому, что получаемые омбудсманами жалобы все чаще отражают озабоченность заявителей фактами нарушений их прав. А власти, в свою очередь, предпринимают действия чрезвычайно важные для реализации таких индивидуальных прав человека как право на образование, жилище, медицинское обслуживание или социальное обеспечение.

Такой подход можно только приветствовать, поскольку необходимость утверждения на национальном уровне международных правозащитных стандартов, как давно устоявшихся, так и сравнительно новых, ощущается повсюду. В конечном счете, доверие к национальной правозащитной системе зависит от ее способности соответствовать единым стандартам соблюдения прав человека. Как общее достижение всех народов и наций эти стандарты универсальны, то есть применимы повсюду без всяких исключений. Сами же права человека тесно взаимосвязаны между собой. Именно это их качество позволяет добиться того, что никакие аспекты человеческого благополучия – политические, экономические, социальные или культурные – не остаются забыты.

Жизненно важному процессу имплементации прав человека на национальном уровне нередко препятствуют слабость или плохая работа государственных органов, структурные и ведомственные барьеры, вооруженные конфликты или дискриминационные законы.

Коррупция и неподотчетность государственных органов обществу также не способствуют соблюдению прав человека. Позвольте мне кратко остановиться на этом тезисе. Многие нарушения прав человека порождены плохим управлением, административными злоупотреблениями, отсутствием прозрачности в принятии управленческих решений, безнаказанностью тех, кто их принимает. Между тем, контроль за соблюдением процедурной справедливости, понимаемой как равное отношение государства ко всем без исключения – основная обязанность классического омбудсмана – и сегодня остается ключом к эффективной защите прав людей при их взаимодействии с государственными органами.

Именно поэтому Офис Верховного комиссара ООН по правам человека рассматривает создание соответствующих международным стандартам НПИ, а также офисов омбудсмана как высокоприоритетное направление своей деятельности.

С большим удовлетворением я узнала, что мой московский офис тесно сотрудничает со многими уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. У нас много областей для тесного и интенсивного взаимодействия.

Мы можем, в частности, поделиться с вами печатными изданиями и информацией по всем вопросам защиты прав человека на региональном, национальном и международных уровнях. Мне также сообщили о том, что экспертиза Офиса Верховного комиссара ООН по правам человека может быть полезна вам в текущей работе на таких направлениях как обеспечение верховенства закона, наблюдение за местами лишения свободы и за ходом реформы правоохранительных органов.

Готовясь к визиту в Россию, я узнала, что вы получаете много жалоб по вопросам нарушения экономических, социальных и культурных прав. В этих областях тоже мой офис готов оказать вам немалое содействие. Мы можем, к примеру, помочь вам разъяснить общественности, насколько тесно связаны эти права с базовыми гражданскими и политическими правами, включая право на общественные кампании и участие граждан в управлении делами государства.

Многие омбудсманы все шире включаются в работу по продвижению прав человека в обществе, участвуя в соответствующих образовательных и информационных программах. В этой связи я хотела бы привлечь ваше внимание к первой в России программе магистратуры (профильного обучения) по проблематике прав человека, введенной в трех московских университетах на основе соглашения с Офисом Верховного комиссара ООН по правам человека. Программа рассчитана на четыре семестра и помимо обучения в Москве предусматривает также преддипломную стажировку студентов за границей в течение одного полного семестра. Цели стажировки – проведение исследований по теме дипломной работы, расширение культурных горизонтов студентов и приобретение ими практического опыта по избранной специализации.

Призывая вас к участию в разработке и совершенствовании учебного плана магистратуры с тем, чтобы приобретенные студентами навыки более полно отражали потребности российской национальной системы защиты прав человека. Очень надеюсь на то, что этот инновационный проект будет успешно осуществлен в Москве, став моделью, которую воспримут в других регионах вашей страны, а также на пространстве Содружества Независимых Государств.

В этом контексте хотелось бы отметить ваш уникальный опыт защиты прав человека на региональном уровне. Как мне известно, уполномоченные по правам человека работают уже в 60 субъектах Российской Федерации. Подобная «децентрализованная» организация национальной системы защиты прав человека может, видимо, считаться оптимальной для стран, имеющих обширную территорию и (или) федеративное устройство. Эти страны могли бы многому научиться на вашем опыте. Впрочем, ваш опыт может оказаться востребованным и в островных государствах, которым, порой, непросто обеспечить прямую помощь из столицы лицам, чьи права нарушены где-то на периферии.

Присущий «децентрализованной» модели защиты прав человека риск является продолжением ее достоинств. Ведь эта модель объективно порождает изолированность омбудсманов друг от друга и, как следствие, порой побуждает их сосредоточиться на неотложных «коммунальных» проблемах своего региона в отрыве от общей правозащитной ситуации в стране. Чтобы избежать этого, региональные омбудсманы могли бы активно участвовать в обмене опытом в рамках Международного Координационного Комитета Национальных Институтов Поощрения и Защиты Прав Человека.

Позвольте мне также привлечь ваше внимание к отчету Генерального секретаря ООН (сентябрь 2010 г.), в котором он рекомендовал омбудсманам, посредникам и другим учреждениям, занимающимся защитой прав человека, в целях повышения эффективности своей работы взаимодействовать с международными и региональными механизмами защиты прав человека. Со своей стороны, поддерживая эту рекомендацию, призываю вас наращивать сотрудничество с договорными органами Организации Объединенных Наций и специальными процедурными механизмами Совета по правам человека.

В частности, вы могли бы представлять информацию о правозащитной ситуации в ваших регионах, а также продвигать в них соответствующие международные рекомендации. Как известно, национальные правозащитные институты со статусом «А» имеют право выступать по любому вопросу повестки дня на заседаниях Совета ООН по правам человека, равно как и представлять на его рассмотрение любые документы. В этой связи я обращаюсь к Федеральному Омбудсмену с просьбой привлекать к участию в заседаниях этого главного международного органа защиты прав человека своих коллег из регионов России.

В заключение позвольте мне повторить еще раз: нынешние проблемы защиты прав человека могут быть эффективно решены только в том случае, если международные правозащитные механизмы, а также все государства будут работать рука об руку с растущим числом независимых и эффективных национальных правозащитных институтов. Более тесное сотрудничество с гражданским обществом является еще одним ключевым условием успешной защиты прав человека.

Мой Офис готов способствовать такому сотрудничеству. Наша общая цель состоит в том, чтобы национальные правозащитные институты крепли день ото дня, чтобы они были готовы выполнить свою важную миссию и таким образом воплотить международные нормы защиты прав человека в законы и правоприменительную практику своих стран.

Спасибо за внимание.

Последние новости на сайте:
15.09.2020
15 сентября в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области состоялась рабочая встреча с Уполномоченным по правам человека в… ( читать полностью › )
09.09.2020
25 сентября 2020 года Ассоциация юристов России совместно с Уполномоченным по правам человека в Калининградской области проводит Всероссийский единый день… ( читать полностью › )
07.09.2020
  <Информация> Роспотребнадзора «Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе» Памятка по профилактике заболеваний в школе включает в себя,… ( читать полностью › )
«Перечень поручений по итогам встречи с членами Общественной палаты» (утв. Президентом РФ 01.09.2020 N Пр-285) В частности, Правительству РФ надлежит… ( читать полностью › )
01.09.2020
Внесены изменения в региональный Социальный кодекс. В документе появились две дополнительные меры социальной поддержки: за счет средств областного бюджета инвалидам… ( читать полностью › )