МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2007 г. N 03-519
Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет Методические рекомендации по обучению правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации (Приложение).
Данные рекомендации подготовлены в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы по Государственному контракту, заключенному 07.12.2006, N П570, Федеральным агентством по образованию с Федеральным государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по проекту «Разработка научно-методического сопровождения курса «Права человека» для обучающихся 10-х, 11-х классов общеобразовательных учреждений».
Департамент также информирует, что концепция, учебные программы, тематическое планирование курса, методическое пособие для учителя, тексты учебников «Права человека» для обучающихся 10 — 11-х классов общеобразовательных учреждений и вышеуказанные Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru/.
Директор Департамента
государственной политики
и нормативно-правового
регулирования
в сфере образования
И.КАЛИНА
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 15 марта 2007 г. N 03-519
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Педагоги многих стран считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать способность жить и работать в обществе.
Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.
Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребенка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.
С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления, их изучают с самых широких и разнообразных позиций в аспекте сущности и явления власти, принципов перестройки правовой системы, проведения экономической и культурной политики, борьбы с экологическими угрозами, преступностью и др. Посредством знаний о правах человека решается ряд внутренних, международных и глобальных задач. Права человека обнаруживают свое присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека и носят политико-ориентированный, культурно-этнический, духовно-нравственный, психолого-педагогический, социально-экономический, образовательно-воспитательный <…> характер.
Основная цель изучения прав человека в образовательных учреждениях заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умение жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями. На разных ступенях школьного образования учебный материал отличается глубиной, степенью конкретности, уровнем обобщения и т.д. Вместе с тем учебный материал направлен на решение общих задач образования:
— развивать способность к сотрудничеству и согласованности между индивидуальными и коллективными ценностями, умению ненасильственного урегулирования конфликтов;
— формировать понимание ценности свободы как условия самореализации человека и ее органической связи с ответственностью и саморегуляцией поведения;
— воспитывать чувство личного достоинства, основанного на высокой нравственности, и уважения прав и достоинства людей других национальностей, рас, вероисповеданий;
— развивать планетарное сознание, понимание разнообразия и уникальности культур народов мира, умение видеть в различии культур богатство мировой цивилизации;
— прививать понимание личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды и мира в своей стране и в глобальном масштабе.
Обучение правам человека выполняет важные образовательные и воспитательные функции:
— философско-культурологическая, которая направлена на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;
— образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры обучающихся путем расширения знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умения творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания школьников;
— воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;
— психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего «я», системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;
— коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.
Содержание обучения правам человека отличается высокой степенью междисциплинарности. Цели, задачи, функции свидетельствуют о том, что эта новая для общего образования область находится на стыке многих школьных дисциплин: истории, обществознания, граждановедения, социальной психологии, литературы, изобразительного искусства, естественно-научных предметов. Междисциплинарность позволяет включать разделы, касающиеся прав человека, в традиционные учебные предметы наряду с введением систематического курса.
Программы истории и обществознания, например, позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками основных идей философии прав человека. В ходе систематического изучения отечественной и всеобщей истории, обществознания обучающиеся получают представление о развитии человека и общества, о статусе индивида в рамках различных цивилизаций, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, причинах войн, конфликтов, способах их предупреждения.
Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: «мораль», «право», «законность», «ответственность», «достоинство», «честь». Внимание обучающихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе.
При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру, что позволяет глубже понять другие народы, способствовать взаимопониманию между сообществами, воспитывать толерантность, преодолевать ксенофобию.
Предметы естественно-научного цикла (биология, география, валеология, экология) акцентируют внимание на природных и экономических аспектах прав человека; на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми может привести к гибельным последствиям; формируют у подростков чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды как в местном, так и в глобальном масштабе. Предметы естественно-научного цикла в условиях обновления содержания, насыщения их этнографическими, экологическими, социальными вопросами становятся тем звеном, которое помогает обучающимся осознать тесную взаимосвязь человека, природы и общества в целом.
Изучение прав человека в образовательных учреждениях возможно следующим образом.
1. Включение вопросов по правам человека в ряд школьных учебных предметов гуманитарного (история, обществознание, литература, иностранные языки) и естественно-научного циклов (физическая и экономическая география, биология, зоология и др.).
2. Введение курса «Права человека» как самостоятельного учебного предмета на всех ступенях общего образования из расчета по одному часу в неделю за счет часов вариативной части учебного плана, а именно: часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
Обучение правам человека в условиях профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, рекомендуется осуществлять в рамках гуманитарного или социально-экономического профиля.
На первой ступени общего образования (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и ценности других людей. В этот период воспитываются уважение к другим людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Вторая ступень общего образования (основная школа) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем обучения правам человека является формирование уважения к закону, правам других людей. Идет обогащение сознания обучающихся сведениями об истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм.
На третьей ступени общего образования (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяются гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, могли создавать для себя нормы деятельности и поведения, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Практика преподавания и изучения прав человека показывает, что усвоение школьниками содержания образования по правам человека достигает наибольшей эффективности там, где широко используются новейшие педагогические технологии, обеспечивающие деятельностный подход в организации учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков, как учебных, так и гражданских.
Важная роль при обучении правам человека отводится внеклассной и внешкольной работе. Организация воспитательной работы опирается на принципы соответствия ее форм и приемов сущности воспитания в духе прав человека, учета лучших традиций организации внеурочной деятельности отечественной педагогики.
Содержание внеурочной деятельности должно обеспечивать нравственно-мотивационный фон для овладения «духом» прав человека. В это содержание входят такие направления деятельности, как развитие школьного самоуправления: участие в работе советов школы, создание ученических советов. Большое значение для воспитания гражданской позиции имеют такие формы внеклассной деятельности, как работа в микрорайоне, организация клубов по интересам, организация экскурсий в другие города, республики СНГ, зарубежные страны, проведение фестивалей дружбы, недели ООН и др.
Одним из непременных условий обучения правам человека является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами, создание в школе демократического уклада жизни.
Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания.
В основу обучения правам человека положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования — создать условия, способствующие формированию у обучающихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.
В отличие от учебных занятий, здесь нет жесткого ограничения во времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика с настоящими социально значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность. Социальные проекты дают обучающимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе учебных занятий, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов обучающиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Наиболее удачными учебными мероприятиями в этом смысле являются социальные проекты «Я — гражданин России», «Гражданский форум».
Особую важность в обучении правам человека приобретает изменение системы оценивания учебных достижений обучающихся.
Объективная оценка — одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача тем более осложняется, т.к. объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.
Оценивание в области прав человека представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, а также ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает прежде всего как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в обучении правам человека встает задача оценивания в первую очередь умений и навыков.
Наиболее эффективными методами проверки и оценки знаний, умений и навыков по правам человека, наряду с традиционным опросом (устным и письменным), наблюдением за поведением школьника как в ОУ, так и вне его, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, являются методы социологического исследования: интервьюирование, ранжирование; использование соо-, взаимо- и самооценок.
Формами оценки могут являться безотметочная система «зачет — незачет», суждение (краткое и развернутое), парциальные оценки — «хорошо», «молодец» и др. При оценивании рекомендуется использовать технологию «портфолио».
Основными критериями оценивания результатов учебной деятельности школьников в изучении прав человека являются объективность, качество знаний, умений и навыков, умение применять полученные знания на практике, поведение учащегося как показатель его убеждений.
Для организации обучения рекомендуется использовать учебно-методический комплект «Права человека», разработанный АПКиППРО и издательством «Русское слово» (авт. Т.В. Болотина, Е.А. Певцова, П.В. Миков, А.Б. Суслов, В.В. Смирнов).

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.