В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, рекомендующую всем странам праздновать Всемирный день ребенка и посвятить его деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое детство». Для достижения этой цели он призывает «родителей… добровольные организации, местные власти и национальные правительства» соблюдать права детей, претворяя в жизнь соответствующие законодательные и другие меры.
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Наша страна ратифицировала ее в 1994 году.
В 2000 году подписана Декларация тысячелетия, в которой обозначены восемь целей в области развития. Это план действий, согласованный всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями. Декларация предусматривает достижение различных показателей — от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ/СПИДа к этому же сроку. Хотя цели в области развития относятся ко всему человечеству, тем не менее самое важное значение они имеют именно для детей.
По данным ЮНИСЕФ в России
· от 20 000 до 100 000 беспризорных детей
· 600 000 детей официально признаны инвалидами
· Более 730 000 детей остались без попечения родителей
· 180 000 из них живут в государственных учреждениях.
В Калининградской области органами государственной власти и местного самоуправления принимаются меры, направленные на защиту детей.
Комплекс мер по поддержке материнства и детства принят Правительством Калининградской области.
Началась работа по реорганизации органов опеки и попечительства.
Идет процесс реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы условия для активной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семьи граждан.
Однако имеют место случаи нарушения прав ребенка.
В таких случаях на помощь гражданам приходит Уполномоченный по правам человека в Калининградской области.
В 2008 г. к Уполномоченному обратилась гр-ка Г., проживающая в г.Калининграде. В своем обращении заявительница сообщила, что имеет разрешение на временное проживание, оформляет документы на приобретение гражданства РФ, является многодетной одинокой матерью, содержит троих детей на зарплату уборщицы. Заявительница неоднократно обращалась в социальные службы, директору школы для оказания ей содействия в предоставлении ее детям бесплатного питания, но ей было отказано на основании отсутствия у нее и ее детей документов, подтверждающих постоянное проживание в РФ (вида на жительство или гражданства).
В данной ситуации были нарушены нормы Конвенции о правах ребенка ООН о приоритетности защиты прав ребенка, а также принцип равенства прав и возможностей.
После обращения к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области детям заявительницы было обеспечено бесплатное школьное питание.
Неоднократно Уполномоченный по правам человека обращала внимание на проблему нарушения жилищных прав детей в связи с принятием ЖК РФ, ФЗ №213 от 30.12.2004 г., которым внесены изменения в ГК РФ, суть которых в том, что при продаже квартиры новому владельцу все зарегистрированные на данной жилплощади лица, включая детей, обязаны освободить помещение, а также в отстранении органов опеки и попечительства от защиты прав детей на жилье при совершении сделок с жилыми помещениями. Правоприменительная практика применения вышеуказанных норм судами привела к тому, что зачастую при продаже квартир родителями, дети оказываются лишенными жилья. По информации Калининградского областного суда в 2007 году судами рассмотрено 112 дел о выселении бывших членов семьи, в том числе с несовершеннолетними детьми, из них принято 80 решений о выселении.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области совместно с Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации доказывали, что вышеуказанные правовые нормы и практика их применения противоречит Конвенции о правах ребенка, предписывающей государству-участнику Конвенции обеспечить ребенку защиту и заботу. Статья 31 ЖК РФ и изменения, внесенные в пункт 2 статьи 292 ГК РФ, ухудшили положение пользователей по сравнению с ранее действовавшим законодательством, что противоречит ч.2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
В настоящее время принято и применяется в судебной практике Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 года, в котором дается разъяснение по применению ч.4 ст.31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, направленное на сохранение за ребенком права пользование жилым помещением в случае расторжения брака родителями.
Однако до настоящего времени к Уполномоченному поступают обращения от граждан, которых по решению суда выселяют из жилых помещений без предоставления другого жилья вместе с несовершеннолетними детьми.
По мнению большинства специалистов по правам человека, необходимо привести в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации нормы пункта 2 статьи 292 ГК РФ и статьи 31 ЖК.
Не всегда выполняется норма ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Проблемы возникают и у детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся по достижению совершеннолетия в закрепленное за ними жилье. Зачастую случается, что жилье не соответствует социальным нормам.
К Уполномоченному обратилась гр-ка Ж. из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, которая по окончании договора о патронатном воспитании должна была вернуться в комнату в коммунальной квартире к матери, лишенной родительских прав, злоупотребляющей алкоголем, больной туберкулезом. Благодаря вмешательству Уполномоченного, мэрией Калининграда ей была предоставлена комната в коммунальной квартире по договору безвозмездного пользования сроком на 5 лет. Жилое помещение требует капитального ремонта, на проведение которого заявительницей потрачены существенные денежные средства. Заявительница просила Уполномоченного оказать содействие в расторжении указанного срочного договора и заключении с ней бессрочного договора социального найма в соответствие с п.2 ст.57 ЖК РФ.
Сам факт предоставления Ж. комнаты в коммунальной квартире по срочному договору безвозмездного пользования и отказ в заключении бессрочного договора социального найма противоречит жилищному законодательству Российской Федерации, законодательству о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уполномоченным были приняты меры по оказанию помощи Ж. в судебной защите своих прав. В феврале 2008 года принято решение в пользу заявительницы.
В таких условиях необходима разработка механизмов, обеспечивающих защиту права ребенка на жилище, обеспечивающих особую защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе законодательное закрепление стандартов качества закрепленного за детьми, а также предоставляемого им жилья. Необходимо также гарантировать ребенку, чьи родители были лишены родительских прав, проживание по достижению совершеннолетия отдельно от них.
К Уполномоченному поступают обращения от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех случаях молодые люди остались без жилья вследствие своей правовой безграмотности, так как своевременно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Калининградской области, не обращались в органы местного самоуправления по вопросам закрепления за ними жилья либо постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Эти факты свидетельствуют о том, что в регионе не организовано на должном уровне гражданско-правовое образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверки детских домов, интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показали, что воспитанникам учреждений не прививают в должной мере навыков уважения к частной жизни, к частной собственности. У детей нет собственных запирающихся тумбочек, шкафчиков, где они могли бы хранить свои письма, дневники, художественные произведения и др. личные вещи. Двери спальных комнат не запираются изнутри. Таким образом, нарушается право детей на частную жизнь, на защиту собственности, авторского права, на свободу мысли и выражения собственного мнения, что может содержаться в письмах, дневниках, художественных произведениях и произведениях искусства. В такой ситуации детей сложно приучить к необходимости наведения порядка в своих личных вещах, а также объяснить разницу между общим и личным.
Одним из условий соблюдения прав человека, прав ребенка является просвещенность в области прав человека и способов их защиты.
Уполномоченным инициировано принятие в Калининградской области Концепции гражданско-правового образования в Калининградской области. В июле 2007 года Концепция принята министерством образования Калининградской области.
В настоящее время министерство образования приступило к разработке Программы гражданско-правового образования в Калининградской области.
Ларина С.Ю., консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области
24 декабря 2024 года состоялась встреча представительниц регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Калининградской области с Уполномоченным по правам человека Никитиным Владимиром Анатольевичем.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области стал первым партнером Калининградского отделения Союза православных женщин. Владимир Анатольевич поддерживает инициативы организации по вопросам законотворчества и просвещения, по защите жизни с момента зачатия; оказывает содействие в реализации прав многодетных семей, одиноких отцов и матерей и малоимущих граждан, семей участников СВО.
24 декабря Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором губернатор Алексей Сергеевич Беспрозванных представил основные направления деятельности исполнительной власти региона на предстоящие пять лет.
«Центром нашего внимания, нашей идеологией, смыслом работы – подчеркнул А.С. Беспрозванных, - является человек, житель Калининградской области! Мы будем измерять эффективность работы Правительства не миллиардами, километрами или процентами, а именно «через удовлетворенность человека». Развитие должно быть справедливым для всех жителей Калининградской области, и в равной степени ощутимым для каждого!»
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.