В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, рекомендующую всем странам праздновать Всемирный день ребенка и посвятить его деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое детство». Для достижения этой цели он призывает «родителей… добровольные организации, местные власти и национальные правительства» соблюдать права детей, претворяя в жизнь соответствующие законодательные и другие меры.
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Наша страна ратифицировала ее в 1994 году.
В 2000 году подписана Декларация тысячелетия, в которой обозначены восемь целей в области развития. Это план действий, согласованный всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями. Декларация предусматривает достижение различных показателей — от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ/СПИДа к этому же сроку. Хотя цели в области развития относятся ко всему человечеству, тем не менее самое важное значение они имеют именно для детей.
По данным ЮНИСЕФ в России
· от 20 000 до 100 000 беспризорных детей
· 600 000 детей официально признаны инвалидами
· Более 730 000 детей остались без попечения родителей
· 180 000 из них живут в государственных учреждениях.
В Калининградской области органами государственной власти и местного самоуправления принимаются меры, направленные на защиту детей.
Комплекс мер по поддержке материнства и детства принят Правительством Калининградской области.
Началась работа по реорганизации органов опеки и попечительства.
Идет процесс реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы условия для активной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семьи граждан.
Однако имеют место случаи нарушения прав ребенка.
В таких случаях на помощь гражданам приходит Уполномоченный по правам человека в Калининградской области.
В 2008 г. к Уполномоченному обратилась гр-ка Г., проживающая в г.Калининграде. В своем обращении заявительница сообщила, что имеет разрешение на временное проживание, оформляет документы на приобретение гражданства РФ, является многодетной одинокой матерью, содержит троих детей на зарплату уборщицы. Заявительница неоднократно обращалась в социальные службы, директору школы для оказания ей содействия в предоставлении ее детям бесплатного питания, но ей было отказано на основании отсутствия у нее и ее детей документов, подтверждающих постоянное проживание в РФ (вида на жительство или гражданства).
В данной ситуации были нарушены нормы Конвенции о правах ребенка ООН о приоритетности защиты прав ребенка, а также принцип равенства прав и возможностей.
После обращения к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области детям заявительницы было обеспечено бесплатное школьное питание.
Неоднократно Уполномоченный по правам человека обращала внимание на проблему нарушения жилищных прав детей в связи с принятием ЖК РФ, ФЗ №213 от 30.12.2004 г., которым внесены изменения в ГК РФ, суть которых в том, что при продаже квартиры новому владельцу все зарегистрированные на данной жилплощади лица, включая детей, обязаны освободить помещение, а также в отстранении органов опеки и попечительства от защиты прав детей на жилье при совершении сделок с жилыми помещениями. Правоприменительная практика применения вышеуказанных норм судами привела к тому, что зачастую при продаже квартир родителями, дети оказываются лишенными жилья. По информации Калининградского областного суда в 2007 году судами рассмотрено 112 дел о выселении бывших членов семьи, в том числе с несовершеннолетними детьми, из них принято 80 решений о выселении.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области совместно с Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации доказывали, что вышеуказанные правовые нормы и практика их применения противоречит Конвенции о правах ребенка, предписывающей государству-участнику Конвенции обеспечить ребенку защиту и заботу. Статья 31 ЖК РФ и изменения, внесенные в пункт 2 статьи 292 ГК РФ, ухудшили положение пользователей по сравнению с ранее действовавшим законодательством, что противоречит ч.2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
В настоящее время принято и применяется в судебной практике Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 года, в котором дается разъяснение по применению ч.4 ст.31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, направленное на сохранение за ребенком права пользование жилым помещением в случае расторжения брака родителями.
Однако до настоящего времени к Уполномоченному поступают обращения от граждан, которых по решению суда выселяют из жилых помещений без предоставления другого жилья вместе с несовершеннолетними детьми.
По мнению большинства специалистов по правам человека, необходимо привести в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации нормы пункта 2 статьи 292 ГК РФ и статьи 31 ЖК.
Не всегда выполняется норма ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Проблемы возникают и у детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся по достижению совершеннолетия в закрепленное за ними жилье. Зачастую случается, что жилье не соответствует социальным нормам.
К Уполномоченному обратилась гр-ка Ж. из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, которая по окончании договора о патронатном воспитании должна была вернуться в комнату в коммунальной квартире к матери, лишенной родительских прав, злоупотребляющей алкоголем, больной туберкулезом. Благодаря вмешательству Уполномоченного, мэрией Калининграда ей была предоставлена комната в коммунальной квартире по договору безвозмездного пользования сроком на 5 лет. Жилое помещение требует капитального ремонта, на проведение которого заявительницей потрачены существенные денежные средства. Заявительница просила Уполномоченного оказать содействие в расторжении указанного срочного договора и заключении с ней бессрочного договора социального найма в соответствие с п.2 ст.57 ЖК РФ.
Сам факт предоставления Ж. комнаты в коммунальной квартире по срочному договору безвозмездного пользования и отказ в заключении бессрочного договора социального найма противоречит жилищному законодательству Российской Федерации, законодательству о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уполномоченным были приняты меры по оказанию помощи Ж. в судебной защите своих прав. В феврале 2008 года принято решение в пользу заявительницы.
В таких условиях необходима разработка механизмов, обеспечивающих защиту права ребенка на жилище, обеспечивающих особую защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе законодательное закрепление стандартов качества закрепленного за детьми, а также предоставляемого им жилья. Необходимо также гарантировать ребенку, чьи родители были лишены родительских прав, проживание по достижению совершеннолетия отдельно от них.
К Уполномоченному поступают обращения от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех случаях молодые люди остались без жилья вследствие своей правовой безграмотности, так как своевременно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Калининградской области, не обращались в органы местного самоуправления по вопросам закрепления за ними жилья либо постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Эти факты свидетельствуют о том, что в регионе не организовано на должном уровне гражданско-правовое образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверки детских домов, интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показали, что воспитанникам учреждений не прививают в должной мере навыков уважения к частной жизни, к частной собственности. У детей нет собственных запирающихся тумбочек, шкафчиков, где они могли бы хранить свои письма, дневники, художественные произведения и др. личные вещи. Двери спальных комнат не запираются изнутри. Таким образом, нарушается право детей на частную жизнь, на защиту собственности, авторского права, на свободу мысли и выражения собственного мнения, что может содержаться в письмах, дневниках, художественных произведениях и произведениях искусства. В такой ситуации детей сложно приучить к необходимости наведения порядка в своих личных вещах, а также объяснить разницу между общим и личным.
Одним из условий соблюдения прав человека, прав ребенка является просвещенность в области прав человека и способов их защиты.
Уполномоченным инициировано принятие в Калининградской области Концепции гражданско-правового образования в Калининградской области. В июле 2007 года Концепция принята министерством образования Калининградской области.
В настоящее время министерство образования приступило к разработке Программы гражданско-правового образования в Калининградской области.
Ларина С.Ю., консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области
Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, фундамент демократического и правового устройства страны, принятый на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она является инструментом защиты прав граждан, обеспечивая баланс интересов личности, общества и государства.
В среду, 11.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 9 граждан: 7 человек было принято на личном приеме, 2 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, ветеран труда, родители, обратившиеся в интересах детей, члены семей участников СВО.
Заявители обратились в защиту социальных, жилищных, экономических прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
В преддверии Дня прав человека Владимир Анатольевич Никитин посетил Калининградский бизнес-колледж, где провел Единый урок "Права человека", познакомив студентов с базовыми понятиями в области прав человека, историческим процессом их формирования, а также методами защиты прав и деятельности уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и регионах.
Никитин В.А. поздравил студентов с предстоящими правозащитными датами - Днем прав человека и Днем Конституции Российской Федерации - и провел юридический диктант.