В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области на личном приеме и с письменным обращением обратилась гражданка К. и в ее защиту Центр защиты прав граждан Калининградской области, по вопросу реализации жилищных прав инвалида.
К. пояснила, что является инвалидом 2 группы, страдает хронической формой заболевания, входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
К. живет в коммунальной квартире без отопления, что недопустимо при ее заболевании.
Обращение в защиту жилищных прав к. было направлено Уполномоченным в Администрацию городского округа «Город Калининград».
Из Администрации был получен ответ, в котором сообщалось, что категория граждан, установленная п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, под которую подпадает К., как инвалид, страдающий соответствующим заболеванием, — относится к категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях, обеспечение жилыми помещениями которой должно производиться за счет жилищного фонда Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации.
В связи с тем, что денежные средства из федерального бюджета целевого назначения для приобретения жилых помещений для предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, не выделяются, Администрация полагала, что у нее отсутствуют правовые основания для предоставления К. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
В этом случае социальное жилье должно быть предоставлено указанным гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018; Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2019 N 18-КГ18-228).
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
Дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди.
Полагая, что жилищные права К. были нарушены, Уполномоченным направлено ходатайство о принятии мер прокурорского реагирования с целью защиты жилищных прав инвалида, страдающего хронической формой заболевания, входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В связи с нарушением жилищных прав К. прокуратурой города Калининграда в Центральный районный суд г. Калининграда было направлено исковое заявление к администрации ГО «Город Калининград» с требованием о предоставлении ей отдельного благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.
Центральный районный суд г. Калининграда вынес решение обязать Администрацию ГО «Город Калининград» предоставить К. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение в черте г. Калининграда по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по установленной норме предоставления площади жилого помещения на территории г. Калининграда.
Закон Калининградской области от 24.12.2024 N 404 устанавливает льготу в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа на проезд железнодорожным транспортом общего пользования пригородного сообщения на территории Калининградской области обучающимся общеобразовательных организаций, студентам очной формы обучения профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Дорогие калининградцы!
С наступающим Новым годом!
В этот особенный момент мы подводим итоги уходящего года и с надеждой смотрим в будущее.
Новый год — это время перемен, новых начинаний и исполнения самых заветных желаний. И что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, мы всегда обязаны помнить о тех, кто сегодня защищает нашу Родину.
2025 год объявлен в России Годом защитника Отечества в честь наших героев: и участников специальной военной операции сегодня, и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину, во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм.
24 декабря 2024 года состоялась встреча представительниц регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Калининградской области с Уполномоченным по правам человека Никитиным Владимиром Анатольевичем.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области стал первым партнером Калининградского отделения Союза православных женщин. Владимир Анатольевич поддерживает инициативы организации по вопросам законотворчества и просвещения, по защите жизни с момента зачатия; оказывает содействие в реализации прав многодетных семей, одиноких отцов и матерей и малоимущих граждан, семей участников СВО.
24 декабря Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором губернатор Алексей Сергеевич Беспрозванных представил основные направления деятельности исполнительной власти региона на предстоящие пять лет.
«Центром нашего внимания, нашей идеологией, смыслом работы – подчеркнул А.С. Беспрозванных, - является человек, житель Калининградской области! Мы будем измерять эффективность работы Правительства не миллиардами, километрами или процентами, а именно «через удовлетворенность человека». Развитие должно быть справедливым для всех жителей Калининградской области, и в равной степени ощутимым для каждого!»