В начале июня на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект № 540300-61 (далее – законопроект), предусматривающий предоставление военнослужащим-мужчинам, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами или усыновителями, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Нововведение коснется тех, кто воспитывает ребенка без матери: в случае ее смерти, лишения родительских прав, отказа от ребенка, длительного пребывания в медицинских организациях и т.п.
История законопроекта возвращает нас в недалекий 2006 год, когда один из военнослужащих Минобороны РФ после отказа в удовлетворении его просьбы предоставить отпуск по уходу за своими малолетними детьми, исчерпал все внутренние средства правовой защиты и обратился в Европейский суд (Постановление Европейского Суда по правам человека от 22 марта 2012 г. Дело «Константин Маркин (Konstantin Markin) против Российской Федерации» (жалоба № 30078/06) (Большая Палата). Дело этого гражданина получило большой общественный резонанс, ведь незадолго до вынесения решения Европейским судом КС РФ отказался принять к производству его жалобу, посчитав, что нарушений конституционных прав в этом деле не было и, следовательно, жалоба не соответствует критерию допустимости. В своем обосновании КС РФ указал, что военные проходят службу и реализуют свое право на труд не по ТК РФ, согласно которому женщинам, а в некоторых случаях и мужчинам, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ), а по нормам Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 76-ФЗ право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Принимая во внимание положение ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, получается, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к несению службы. Занятие данным видом деятельности предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.
Вместе с тем, Закон № 76-ФЗ подразумевает равные права как для мужчин, так и для женщин. Однако в отношении предоставления отпуска по уходу за ребенком существует неравноправие, при котором военнослужащие-мужчины не могут брать отпуск по уходу за ребенком до трех лет, в отличие от женщин (п. 13 ст. 11 Закона № 76-ФЗ).
Европейский суд признал, что отказ предоставить военнослужащему-мужчине отпуск по уходу за ребенком наравне с военнослужащим-женщиной, противоречит принципу гендерного равенства граждан, провозглашенного Конвенцией «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной Российской Федерацией еще в 1980 году (далее – Конвенция)2.
В итоге, дело получило широкую общественную огласку, и Россия признала нарушение норм Конвенции, военнослужащий получил справедливую компенсацию за допущенные нарушения, а Правительство России разработало и внесло этот законопроект в Госдуму.
Надо сказать, что ратифицировав Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод»3 в 1998 году Россия взяла на себя обязательства неукоснительно соблюдать нормы международного права. Да и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашает нормы международного права, как нормы, имеющие верховенство над Российским законом. Учитывая прецедентный характер решений Европейского суда, приведение национального законодательства в соответствие с требованиями международных правовых норм является естественным процессом. В связи с этим стоит рассчитывать на скорое принятие этого законопроекта, внесение соответствующих поправок в действующие Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Тем более, что аналогичная норма уже действует в отношении граждан, проходящих службу в органах внутренних дел (п. 8 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.