С 01.07.2024 года вступают в силу изменения в законодательство, регулирующее отношения в банковской сфере.
- Федеральным законом от 19.12.2023 N 607-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» изменена очередность погашения задолженности заемщика по потребительскому кредиту при внесении суммы, недостаточной для полного исполнения обязательств.
До 01.07.2024 года в случае, если внесенных денежных средств не хватало для полного погашения задолженности, заемщик сначала погашал штрафы и пени, потом проценты, начисленные за текущий период платежей, и лишь затем сумму основного долга за текущий период платежей.
С 01.07.2024 года погашение суммы долга производится в следующей очередности:
1) задолженность по процентам;
2) задолженность по основному долгу;
3) проценты, начисленные за текущий период платежей;
4) сумма основного долга за текущий период платежей;
5) неустойка (штраф, пеня) в размере, определенном в соответствии с частью 21 настоящей статьи;
6) иные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе) или договором потребительского кредита (займа).
Нововведения применяются к правоотношениям, возникшим из договоров потребительского кредита (займа), которые заключены после 01.07.2024 года, и не могут быть изменены сторонами договора.
- С 01.07.2024 года также вступил в силу Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вводит единый порядок рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг.
До 01.07.2024г. общий срок ответа на обращение составлял 30 дней.
Согласно вступившим в законную силу изменениям, банки и другие финансовые организации должны зарегистрировать обращение не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления, рассмотреть и дать ответ по существу в течение 15 рабочих дней. Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней, если потребуется дополнительная информация для принятия решения.
Установлена обязанность принимать обращения как в отделениях, так и по почте/электронной почте. Наличие подписи заявителя в обращении не требуется. Допускаются и дополнительные способы приема обращений, информация о них должна размещаться на официальном сайте в сети Интернет и в офисах финансовой организации.
Поступившее в Банк России обращение физического лица о нарушении финансовой организацией его прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц в течение семи рабочих дней со дня регистрации в Банке России направляется для рассмотрения по существу в финансовую организацию, действия (бездействие) которой обжалуются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В этом случае на рассмотрение обращения дается также 15 рабочих дней с возможностью продления на 10 рабочих дней. Если финансовая организация не ответит вовремя, Банк России подготовит ответ самостоятельно.
Материал подготовлен с использованием информации сайта КонсультантПлюс.

21 марта состоялось практическое занятие со студентами Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Западного филиала РАНХиГС).
Мероприятие провела ведущий консультантом Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ларина Светлана Юрьевна.



