25 июля 2025 года в Общественной палате РФ (ОП РФ) состоялась конференция «Пространство демографического будущего: роль системы образования и региональные решения».
Организовали конференцию: Комиссия ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей; Комиссия ОП РФ по просвещению и воспитанию; Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова); АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения»; Международная общественная организация «Союз православных женщин».
Представители системы образования Калининградской области, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области имели возможность ознакомиться с докладами участников конференции в онлайн-режиме.
Модератором конференции выступил Рыбальченко Сергей Игоревич — председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей.
С вступительным словом на конференции выступил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.
Актуальность конференции вызвана необходимостью развития дополнительных стратегических средств противодействия демографическому вызову и создания новых эффективных инструментов решения задач демографического развития регионов.
К числу новаторских сегодня относятся «корпоративная семейная политика» и «образовательное семьеведение».
Происходит формирование опыта и расширение практики применения этих инструментов на уровне регионов.
Но если «корпоративная семейная политика» уже нашла поддержку на федеральном уровне, то демографический потенциал образовательного семьеведения пока ещё недооценён.
Между тем, очевидно, что состояние семейно-ориентированного образования на всех уровнях образования в РФ — это эффективное дополнение к действующим мерам поддержки семейств и укрепления институтов брака и семьи, родительства и детства в целом на перспективу нескольких поколений.
Появившийся в 2024 году внеурочный курс «семьеведение» должен помочь стране справиться с демографическим кризисом.
Для этого эксперты предложили преподавать его во всех субъектах РФ.
Они также обратили внимание на проблему нехватки кадров и увеличенную нагрузку на учителей, которая не компенсируется финансово.
Участники конференции проанализировали успешный региональный опыт введения и результаты преподавания курсов по семьеведению; познакомились с эффективными наработками общественно-государственного партнерства в рамках решения задачи по введению курсов семьеведения в региональных системах образования; выявили типовые проблемы, с которыми сталкиваются регионы РФ при введении курсов для разных уровней образования.
Спикеры напомнили о важности возвращения к основам внедрения в образовательные программы предметов, которые помогут молодежи вновь осознать ценность традиций и семейных устоев.
Особое внимание было уделено предложению о возрождении уроков домоводства для девочек и столярного дела для мальчиков как инструмента передачи традиционных ценностей.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы преемственности образования – от детского сада до вуза, обмен региональным опытом преподавания подобных дисциплин и укрепление связи между поколениями.
Большинство выступающих обращали внимание на значимость роли федерального центра и руководства регионов в стратегии масштабного введения семьеведения в систему образования РФ и распределение ответственности между ними.
Затрагивалась проблема отсутствия мотивации у региональных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование в сфере образования в условиях отсутствия ясной позиции по этому вопросу и спроса за это со стороны Минпросвещения России.
Говорилось о необходимости запуска курсов семьеведения во всех регионах РФ с сентября 2025 года и препятствиях к этому — проблеме методического и кадрового обеспечения; отсутствии механизма бюджетного финансирования расходов по введению курсов семьеведения в регионах; отсутствии в субъектах РФ ответственного органа (организации) и персонально ответственного за введение курсов семьеведения в регионе.
Предлагалось организовать центры компетенций (ресурсных центров) по развитию семьеведения на уровне регионов и/или федеральных округов; проводить национальный мониторинг состояния образовательной деятельности по тематике семьеведения в субъектах РФ; развивать практикоориентированную составляющую в этих курсах; вводить в организациях общего и среднего профессионального образования специализированной программы для работы с родителями детей разных возрастов с целью обучения их основам семьеведения и педагогическим методам укрепления семейного мировоззрения; ввести дисциплины «Семьеведение в образовательной организации» для программ (бакалавриата, специалитета) подготовки педагогов в педагогических вузах; разработать механизм организации и задачи информационно-пропагандистской компании по популяризации семьеведения среди родителей, педагогов, обучающихся и в поддержку введения семьеведения в систему образования РФ.
Cообщалось, что только в трех из 89 регионов РФ – Самарской, Тверской и Херсонской областях – во всех школах преподается семьеведение.
В некоторых субъектах ведется курс «Навственные основы семейной жизни» (НОСЖ), который апробирован на протяжении 25 лет, и эффективность его преподавания доказана.
В основном курс семьеведения преподается школьникам 10-х классов, в отдельных регионах – еще и студентам колледжей.
В 13 регионах в 2024 г. точечно внедрили курс в отдельных школах. Еще семь регионов готовятся запустить семьеведение во всех школах в 2025/26 учебном году, 13 субъектов только ведут переговоры о его запуске.
Член экспертного совета думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Михаил Александрович Смирнов отметил, что семьеведение недооценено как инструмент демографической политики.
Он отметил, что за последние два года не было представлено четкого плана по введению курса, сроков или показателей.
Было лишь предложено несколько дополнительных методических разработок в дополнение к уже существующим и хорошо зарекомендовавшим себя программам.
Глава Челябинского отделения Союза православных женщин Анна Тютченко — координатор работы по внедрению курса в регионе — объяснила трудности недостатком не только квалифицированных кадров, но и педагогов в целом.
Еще одна проблема, по ее словам, это оплата дополнительного труда учителей при максимальной загруженности.
Среди интересных предложений – возможность ученикам старших классов уже в школе получать простую нужную профессию — помощника воспитателя.
Для этого необходимо ввести специальный курс обучения навыкам ухода за детьми.
Такое предложение высказал председатель комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей С.И. Рыбальченко.
Одновременно с получением аттестата о среднем полном образовании школьники могли бы получать свидетельство о профессии «помощник воспитателя. У человека была бы и профессия, и он обрел бы навыки ухода за детьми.
Подростки могли бы работать волонтерами, добровольцами и присматривать, например, за соседскими детьми.
За такую работу можно начислять дополнительные баллы для поступления в вуз.
Подростки вполне могут привести детей из сада, поиграть, погулять с ними.
Навыки ухода за детьми крайне важны как для девочек, так и для мальчиков.
В ходе конференции был сделан важный вывод — семейно-ориентированное образование является одним из инструментов семейно-демографической и воспитательной политики государства.
По итогам обсуждения участники дискуссии договорились составить список рекомендаций для органов власти по популяризации курсов «Семьеведение», «Нравственные основы семейной жизни» и расширению круга регионов, где они должны преподаваться.


В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области через онлайн-приемную в июле 2025 года поступило обращение гражданки М., проживающей в Калининграде, по вопросу отключения газоснабжения в вышеназванном многоквартирном доме.
М. сообщила, что в связи с утечкой газа в одной из квартир в доме было отключено газоснабжение во всем многоквартирном доме.
Жильцы страдали от отсутствия газоснабжения.
Граждане просили скорейшего возобновления газоснабжения в многоквартирном доме.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратилась жительница Калининградской области по вопросу нарушения срока выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

8 августа 2025 года, на площадке Балтийского федерального университета им.И.Канта состоялся VI Гражданский форум Калининградской области «Гражданское общество: единство, поддержка, развитие».
Организатором выступила Общественная палата региона при поддержке областного Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике.

В среду, 06.08.2025 года на прием в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратилось 10 граждан: 6 человек было принято на личном приеме и 4 проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — многодетные родители, обратившиеся в интересах детей, лица с инвалидностью, представители общественных организаций.