В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, рекомендующую всем странам праздновать Всемирный день ребенка и посвятить его деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое детство». Для достижения этой цели он призывает «родителей… добровольные организации, местные власти и национальные правительства» соблюдать права детей, претворяя в жизнь соответствующие законодательные и другие меры.
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Наша страна ратифицировала ее в 1994 году.
В 2000 году подписана Декларация тысячелетия, в которой обозначены восемь целей в области развития. Это план действий, согласованный всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями. Декларация предусматривает достижение различных показателей — от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ/СПИДа к этому же сроку. Хотя цели в области развития относятся ко всему человечеству, тем не менее самое важное значение они имеют именно для детей.
По данным ЮНИСЕФ в России
· от 20 000 до 100 000 беспризорных детей
· 600 000 детей официально признаны инвалидами
· Более 730 000 детей остались без попечения родителей
· 180 000 из них живут в государственных учреждениях.
В Калининградской области органами государственной власти и местного самоуправления принимаются меры, направленные на защиту детей.
Комплекс мер по поддержке материнства и детства принят Правительством Калининградской области.
Началась работа по реорганизации органов опеки и попечительства.
Идет процесс реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы условия для активной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семьи граждан.
Однако имеют место случаи нарушения прав ребенка.
В таких случаях на помощь гражданам приходит Уполномоченный по правам человека в Калининградской области.
В 2008 г. к Уполномоченному обратилась гр-ка Г., проживающая в г.Калининграде. В своем обращении заявительница сообщила, что имеет разрешение на временное проживание, оформляет документы на приобретение гражданства РФ, является многодетной одинокой матерью, содержит троих детей на зарплату уборщицы. Заявительница неоднократно обращалась в социальные службы, директору школы для оказания ей содействия в предоставлении ее детям бесплатного питания, но ей было отказано на основании отсутствия у нее и ее детей документов, подтверждающих постоянное проживание в РФ (вида на жительство или гражданства).
В данной ситуации были нарушены нормы Конвенции о правах ребенка ООН о приоритетности защиты прав ребенка, а также принцип равенства прав и возможностей.
После обращения к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области детям заявительницы было обеспечено бесплатное школьное питание.
Неоднократно Уполномоченный по правам человека обращала внимание на проблему нарушения жилищных прав детей в связи с принятием ЖК РФ, ФЗ №213 от 30.12.2004 г., которым внесены изменения в ГК РФ, суть которых в том, что при продаже квартиры новому владельцу все зарегистрированные на данной жилплощади лица, включая детей, обязаны освободить помещение, а также в отстранении органов опеки и попечительства от защиты прав детей на жилье при совершении сделок с жилыми помещениями. Правоприменительная практика применения вышеуказанных норм судами привела к тому, что зачастую при продаже квартир родителями, дети оказываются лишенными жилья. По информации Калининградского областного суда в 2007 году судами рассмотрено 112 дел о выселении бывших членов семьи, в том числе с несовершеннолетними детьми, из них принято 80 решений о выселении.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области совместно с Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации доказывали, что вышеуказанные правовые нормы и практика их применения противоречит Конвенции о правах ребенка, предписывающей государству-участнику Конвенции обеспечить ребенку защиту и заботу. Статья 31 ЖК РФ и изменения, внесенные в пункт 2 статьи 292 ГК РФ, ухудшили положение пользователей по сравнению с ранее действовавшим законодательством, что противоречит ч.2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
В настоящее время принято и применяется в судебной практике Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 года, в котором дается разъяснение по применению ч.4 ст.31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, направленное на сохранение за ребенком права пользование жилым помещением в случае расторжения брака родителями.
Однако до настоящего времени к Уполномоченному поступают обращения от граждан, которых по решению суда выселяют из жилых помещений без предоставления другого жилья вместе с несовершеннолетними детьми.
По мнению большинства специалистов по правам человека, необходимо привести в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации нормы пункта 2 статьи 292 ГК РФ и статьи 31 ЖК.
Не всегда выполняется норма ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Проблемы возникают и у детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся по достижению совершеннолетия в закрепленное за ними жилье. Зачастую случается, что жилье не соответствует социальным нормам.
К Уполномоченному обратилась гр-ка Ж. из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, которая по окончании договора о патронатном воспитании должна была вернуться в комнату в коммунальной квартире к матери, лишенной родительских прав, злоупотребляющей алкоголем, больной туберкулезом. Благодаря вмешательству Уполномоченного, мэрией Калининграда ей была предоставлена комната в коммунальной квартире по договору безвозмездного пользования сроком на 5 лет. Жилое помещение требует капитального ремонта, на проведение которого заявительницей потрачены существенные денежные средства. Заявительница просила Уполномоченного оказать содействие в расторжении указанного срочного договора и заключении с ней бессрочного договора социального найма в соответствие с п.2 ст.57 ЖК РФ.
Сам факт предоставления Ж. комнаты в коммунальной квартире по срочному договору безвозмездного пользования и отказ в заключении бессрочного договора социального найма противоречит жилищному законодательству Российской Федерации, законодательству о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уполномоченным были приняты меры по оказанию помощи Ж. в судебной защите своих прав. В феврале 2008 года принято решение в пользу заявительницы.
В таких условиях необходима разработка механизмов, обеспечивающих защиту права ребенка на жилище, обеспечивающих особую защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе законодательное закрепление стандартов качества закрепленного за детьми, а также предоставляемого им жилья. Необходимо также гарантировать ребенку, чьи родители были лишены родительских прав, проживание по достижению совершеннолетия отдельно от них.
К Уполномоченному поступают обращения от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех случаях молодые люди остались без жилья вследствие своей правовой безграмотности, так как своевременно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Калининградской области, не обращались в органы местного самоуправления по вопросам закрепления за ними жилья либо постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Эти факты свидетельствуют о том, что в регионе не организовано на должном уровне гражданско-правовое образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверки детских домов, интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показали, что воспитанникам учреждений не прививают в должной мере навыков уважения к частной жизни, к частной собственности. У детей нет собственных запирающихся тумбочек, шкафчиков, где они могли бы хранить свои письма, дневники, художественные произведения и др. личные вещи. Двери спальных комнат не запираются изнутри. Таким образом, нарушается право детей на частную жизнь, на защиту собственности, авторского права, на свободу мысли и выражения собственного мнения, что может содержаться в письмах, дневниках, художественных произведениях и произведениях искусства. В такой ситуации детей сложно приучить к необходимости наведения порядка в своих личных вещах, а также объяснить разницу между общим и личным.
Одним из условий соблюдения прав человека, прав ребенка является просвещенность в области прав человека и способов их защиты.
Уполномоченным инициировано принятие в Калининградской области Концепции гражданско-правового образования в Калининградской области. В июле 2007 года Концепция принята министерством образования Калининградской области.
В настоящее время министерство образования приступило к разработке Программы гражданско-правового образования в Калининградской области.
Ларина С.Ю.,
консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека
в Калининградской области

Уважаемые ветераны, дорогие соотечественники!
От всей души поздравляю вас с Днём Великой Победы! Этот праздник — символ беспримерного мужества, стойкости и единства нашего народа перед лицом испытаний.


С 14 апреля по 02 мая 2025 года в Аппарате Уполномоченного по правам человека производственную преддипломную практику проходили Царева Екатерина Юрьевна и Сячинова Виолетта Алексеевна, студенты 4 курса очной формы обучения, обучающаяся по направлению подготовки «Юриспруденция».


24 апреля 2025 г. под председательством Министра юстиции Российской Федерации Константина Чуйченко состоялось седьмое Всероссийское совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. В формате ВКС в нём приняла участие ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Орлова Н.Б.