Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Специальный доклад об условиях содержания и режиме в изоляторах временного содержания УВД Калининградской области

В связи с большим количеством жалоб, поступающих из изоляторов временного содержания, в октябре-ноябре 2003 года аппаратом Уполномоченного по правам человека в Калининградской области по согласованию с прокурором Калининградской области совместно с горрайпрокурорами области проверены условия содержания и режим в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Из имеющихся на территории Калининградской области 17 изоляторов временного содержания, проверено 11: ИВС при областном УВД, ИВС Полесского, Гвардейского, Балтийского, Краснознаменского, Черняховского, Багратионовского, Неманского, Советского, Гусевского и Правдинского районных ОВД.

В большинстве случаев (за исключением г. Черняховска) изоляторы расположены в приспособленных помещениях, не отвечающих требованиям «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции)» МВД РФ СП-12-95г.. Во всех случаях установлены нарушения Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка ИВС ОВД и приказа Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999г.

Так, в изоляторах временного содержания отсутствуют санпропускники, где все доставленные для содержания в ИВС лица должны подвергаться обязательной санитарной обработке. Первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные (паразитарные) заболевания, особенно кожные и венерические, не проводится. Дежурные по ИВС в лучшем случае только опрашивают поступивших лиц об их состоянии здоровья. Аптечки первой медицинской помощи не укомплектованы. Кормление подозреваемых и обвиняемых организовано один раз в сутки.

Лица, содержащиеся в ИВС, не обеспечиваются индивидуальным спальным местом – в камерах имеется один деревянный настил на всех, спальные принадлежности не выдаются, норма санитарной площади, установленная на одного человека, не соблюдается, в связи с чем одновременно всем спать в ночное время не представляется возможным (на момент посещения ИВС г. Советска в камере № 3 содержалось 5 человек, хотя реально могли разместиться только трое). Помещения изоляторов не оборудованы местами хранения личных вещей задержанных, комнатами свиданий.

Для общего пользования в камеры не выдаются: мыло, стиральный порошок, настольные игры, газеты, швейные иглы, ножницы. Нарушаются правила мытья посуды: отсутствует горячая проточная вода, чистящие и моющие средства.

В камерах отсутствуют столы, санитарные узлы, краны с водопроводной водой, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, радиоточки, не предоставляется возможность еженедельной помывки в душе и ежедневной прогулки (даже там, где имеются прогулочные дворики). Как правило, отсутствие вентиляции, слабая освещенность камер.

Все вышеизложенные обстоятельства создают условия для распространения всевозможных кожных, паразитарных и других заболеваний. Таким образом, в силу различных причин администрации мест содержания под стражей не выполняют санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, чем невольно способствуют распространению различных заразных заболеваний, пагубно отражающихся на здоровье содержащихся в ИВС лиц, а также всего общества.

Законодателем установлено, что отдельные положения указанного Федерального закона, касающиеся материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, вступают в силу с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1 января 1998 года, однако в ИВС до настоящего времени не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении принципов содержания под стражей, закрепленных в статье 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также статей 15, 17, 18, 21, 49 Конституции РФ, что делает невозможным для лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, реализацию их законных прав.

Примечательно, что граждане, признанные судом виновными в совершении преступления и осужденные к лишению свободы, содержаться в исправительных учреждениях в гораздо лучших условиях, чем в ИВС, что грубо нарушает положения ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., где подчеркивается, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности: «Обвиняемым предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц».

О проделанной работе и выявленных нарушениях Уполномоченный проинформировал прокурора Калининградской области и главного врача Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Калининградской области.

По сообщению начальника отдела по организации деятельности специальных учреждений милиции и конвоирования УВД Калининградской области ежегодно производится расчет денежных средств, необходимых для оборудования ИВС современными инженерно-техническими средствами, и подготавливается смета расходов на ремонт и реконструкцию помещений изоляторов. В 2002 и 2003 годах указанные документы направлялись Главе администрации (Губернатору) Калининградской области с предложениями о включении в инвестиционную Программу на 2003 год финансирования строительства и реконструкции ИВС городских и районных ОВД области.

Командующему Балтийским флотом руководством УВД в 2002 году направлялись предложения о передаче помещения бывшей гауптвахты комендатуры Советского гарнизона в ведение Советского ГОВД под организацию изолятора временного содержания.

До настоящего времени вопросы обустройства, реконструкции и строительства ИВС в Калининградской области не решены. Условия содержания и нахождения в помещениях изоляторов временного содержания продолжают негативно сказываться на здоровье как арестованных, так и работающих там сотрудников.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области предложил региональным уполномоченным по правам человека и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации проанализировать ситуацию с ИВС на местах, обсудить её, а также разработать возможные пути решения на общероссийском семинаре Уполномоченных.

Последние новости на сайте:
22.11.2024

21.11.2024 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период 2026-2027 г.г.

Выступающий с докладом Губернатор Алексей Сергеевич Беспрозванных отметил: «В центре бюджета – человек и его потребности».

21.11.2024
Ежегодно 10 декабря мировым сообществом отмечается День прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла… ( читать полностью › )

В рамках Всероссийского единого дня оказания бесплатной юридической помощи, организованного совместно с Ассоциацией юристов России, 20.11.2024 года за консультацией в аппарат Уполномоченного обратилось 17 граждан.

13 человек было принято на личном приеме, 4 человека проконсультированы по телефону.

20.11.2024
Ежегодно 10 декабря мировым сообществом отмечается День прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций… ( читать полностью › )

19 ноября 2024 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин и Уполномоченный по правам ребенка в регионе Ирина Миколовна Ткаченко побеседовали с подростком, содержащимся в следственном изоляторе при ИК-4.

Консультацию осуществили с помощью видеоконференцсвязи при поддержке сотрудников УФСИН России по Калининградской области и следственного изолятора при ИК-4.