Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Специальный доклад о проблемах гражданско-правового образования в Калининградской области

1. Преамбула

Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является содействие правовому просвещению граждан. Особая роль отводится Уполномоченным гражданско-правовому образованию детей и молодёжи.

Необходимость гражданско-правового образования закреплена в международно-правовых актах и в нормах российского законодательства.

В Конвенции о правах ребёнка отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН (ст. 29).

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание общего среднего образования должно быть ориентировано на создание условий для самоопределения личности, ее самореализации; на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства. Оно должно обеспечивать формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выражена необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

О необходимости предъявления новых требований к отечественной системе образования – усилении воспитательной функции образования, формировании гражданственности, уважения к правам и свободам человека, – говорится в письме Министерства образования РФ №13-51-08/13 от 15.01.2003 г. «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации».

Первоочередными национальными приоритетами, по словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, являются «развитие личности», «зрелая демократия и развитое гражданское общество». В этой связи приоритетным направлением образования становится гражданское образование. «Результативность реформ в этой сфере сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствия потребностям рынка труда», – заявил В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Российская образовательная политика исходит из того, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. На встрече с представителями общественных организаций российского бизнеса 24 марта 2005 года Президент отметил, что «Сегодня очевидна проблема несоответствия потребностей рынка труда тому, что предоставляет образовательная система. Эти несоответствия должны быть совместно устранены» и призвал бизнес-сообщество принять активное участие в обсуждении реформы образования.

Большое внимание образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности, уделяют Организация Объединённых Наций, Совет Европы. В своей резолюции 59/113 Генеральная Ассамблея провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека. Для придания нового импульса этой деятельности 2005 год провозглашён Европейским годом гражданственности под девизом: «Жить и учиться демократии». Основная задача Года – пропаганда демократических ценностей и идей гражданского образования среди населения, создание и развитие жизнеспособных программ для школ и вузов по гражданскому образованию, направленных на воспитание демократической гражданственности, изучение прав человека.

В рамках подготовки к проведению Европейского года гражданственности 11 февраля 2005 г был разработан и утвержден Национальный план действий по осуществлению Года в Российской Федерации. Главная задача плана – создание государственной программы гражданского образования населения России.

Целью настоящего доклада является привлечение внимания органов власти, педагогов, общественности Калининградской области к проблеме гражданско-правового образования в регионе, инициатива по принятию региональной программы развития гражданско-правового образования в Калининградской области.

2. Таблица №1

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия. Необходимость получения правовых знаний и навыков их применения для реализации прав и ответственности в зависимости от возраста ребенка

Возраст ребенка Права, ответственность Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности
С рождения Право на жизнь (ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст.20 Конституции РФ)

Право на имя (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ)

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции ООН о правах ребенка)
С начальной школы — необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание
С рождения Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом

Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав

Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного законодательства (Ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, Ст.56,57 СК РФ)
С начальной школы — необходимость знания органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства
С рождения Право жить и воспитываться в семье

Право на имущественные права (Ст.9,12 Конвенции ООН о правах ребенка, Ст.54,57,60 СК РФ)
С начальной школы — необходимость знаний основ семейного права, гражданского права, наследственного права
С рождения Право на гражданство (Ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка) С начальной школы — необходимость знания основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан
С рождения Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (Ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка) С начальной школы — необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей
С рождения Право на отдых и досуг

Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (Ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка)

Право на защиту от экономической эксплуатации (Ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка)
С начальной школы — необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья
С рождения Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (Ст.33 Конвенции ООН о правах ребенка) С начальной школы — необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства, об ответственности за изготовление, распространение наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность
С рождения Право на защиту от сексуальной эксплуатации (Ст.34 Конвенции ООН о правах ребенка) С начальной школы — необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства, ответственности за противозаконные действия сексуального характера
С рождения Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (Ст.35 Конвенции ООН о правах ребенка) С начальной школы — необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка
С 6 лет Право на образование

Обязанность получить основное общее образование (ст.43 Конституции РФ)
С начальной школы — необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образования
С 6 лет Право совершения мелких бытовых сделок (ст.28 ГК РФ) С начальной школы — необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг
С 8 лет Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 Закона «Об общественных объединениях») Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач,составления учредительных документов, уставов
С 8 лет Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
С 10 лет Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст.134 СК РФ) Необходимость знаний основ семейного законодательства
С 11 лет Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно опасным) поведением (Ст.50 Закона РФ «Об образовании) Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов.
С 14 лет Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ») Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве
С 14 лет Право отмены усыновления (ст.142 СК РФ)

Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст.62 СК РФ)
Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства
С 14 лет Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами

Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности

Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (Ст.26 ГК РФ)

Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст.1074 ГК РФ)
Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг; знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда.
С 14 лет Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (Ст.56 СК РФ) Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления
С 14 лет Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (Ст.63 ТК РФ)

Право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Право на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ)

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст.267 ТК РФ)

Право на объединение в профсоюзы

Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст.21 ТК РФ)

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ)

Материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)
Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю.
С 14 лет Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ) Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умение обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовые службы
С 14 лет Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст.20 УК РФ Необходимость знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечения к судебному разбирательству.
С 15 лет Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договоров на оказание медицинских услуг
С 15 лет Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ) Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю.
С 16 лет Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст.13 СК РФ)

Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст.62 СК РФ)
Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах
С 16 лет Право работать не более 36 часов в неделю(ст.92 ТК РФ) Необходимость знаний основ трудового законодательства, законодательства об охране труда, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умение заключения трудового договора, навык общения с работодателем
С 16 лет Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (Ст.13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной гражданской службе
С 16 лет Административная ответственность (ст.2 КоАП РФ) Необходимость знаний основ законодательства об административных правонарушениях и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях.
С 17 лет Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (Ст.9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе
С 18 лет Право на вступление в брак (ст.13 СК РФ) Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах
С 18 лет Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действияхЗакон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органов власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства.
С 18 лет Право на управление легковым автомобилем (ст.25 Правил дорожного движения РФ) Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение
С 18 лет Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений(Ст.19 Закона «Об общественных объединениях) Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умение составления уставов, учредительных документов
С 18 лет Воинская обязанность для юношей (ст.59 Конституции РФст.22 Закона РФ О воинской обязанности и военной службе) Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе
С 18 лет Полная материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ) Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке возмещения вреда, навыки составления исков, объяснительных записок
С 18 лет Полная уголовная ответственность (ст.20,87 УК РФ) Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних
Запрещена продажа пива несовершеннолетним (Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляющихся на его основе»). Необходимость знаний основ уголовного, административного, гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей.

Пояснение:

Из таблицы видно, что ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. По мере взросления дети получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности, ответственность. Для того чтобы ребенок имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о правах, обязанностях, ответственности, способы и механизмы защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.

Возникает вопрос: кто может и должен дать вышеуказанные знания ребенку? Родители?! Конечно, это входит в их обязанности родителей, и они передают имеющиеся у них знания своим детям. Но, к сожалению, опыт защиты своих прав родители, как правило, нарабатывали за счет собственных ошибок, так как у большинства из них не было возможности получения правовых знаний. К тому же, родители часто не знают педагогических приемов работы с детьми, большую часть времени проводят на работе, у них слишком мало времени на общение с собственным ребенком, тем ребенком, который скоро вырастет, и должен будет принимать участие в управлении государством. Приходится констатировать, что большую часть времени ребенок находится в стенах образовательных учреждений, их наставниками являются педагоги. Если мы хотим, чтобы в нашем государстве установились свобода, демократия и правопорядок, мы должны осознать, что только школа в сотрудничестве с родителями, структурами гражданского общества и государственными органами сможет дать детям полноценное гражданско-правовое образование и воспитание.

В принятой в сентябре 2003 года Стратегии ЮНЕСКО по правам человека образование в области прав человека рассматривается «в качестве неотъемлемой части права на образование». Это означает, что право на образование будет нарушено не только, если не научить ребенка читать, писать и считать, но и в случае, если не обеспечить ему определенного объема знаний и умений в сфере прав человека. В Стратегии также подчеркивается, что «Образование в области прав человека не следует сводить лишь к теоретическим аспектам, а надлежит обеспечивать обучающимся возможности развития и практического применения навыков уважения прав человека и демократии в рамках школьной жизни».

3. О состоянии дел с гражданско-правовым образованием в регионе

Мониторинг состояния дел с гражданско-правовым образованием в регионе, проведенный в 2003 – 2004 гг. специалистами аппарата Уполномоченного, показал, что в большинстве школ города и области образование не достигает главной цели – воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Для этого учеников необходимо наделить определенной суммой знаний и умений, сформировать систему демократических ценностей, готовность участвовать в общественно-политической жизни, что невозможно реализовать в полной мере при существующей системе образования.

Для оценки ситуации с гражданско-правовым образованием в регионе всем образовательным учреждениям Калининградской области, Управлению образования администрации Калининградской области, управлению образования мэрии г. Калининграда было предложено поделиться своим опытом работы по правовому образованию и видением проблем, возникающих в процессе гражданско-правового образования. Одновременно в ходе проведения просветительских мероприятий в образовательных учреждениях региона проводились беседы со школьниками, с сотрудниками сферы образования, педагогами, которые откровенно высказывались о проблемах, связанных с преподаванием в школах обществоведческих, правовых дисциплин.

Управление образования администрации Калининградской области не предоставило Уполномоченному информацию о своем видении решения задач правового образования, переложив эту функцию на областной институт повышения квалификации и подготовки работников образования (КОИПК и ПРО). Институт, в свою очередь, ограничился перечислением рекомендованных к применению Министерством образования Российской Федерации методических и учебных пособий, которые, с их точки зрения, «позволяют решить задачи правового образования школьников на различных ступенях школы». В письме из института также сообщалось, что «в плане работы кабинета истории кафедры гуманитарно-исторического образования КОИПК и ПРО запланированы и проводятся научно-методические семинары и тематические консультации по вопросам международного гуманитарного права, правового образования учителей и школьников». При личном посещении сотрудницей аппарата Уполномоченного кабинета истории и обществознания КОИПК и ПРО ей были продемонстрированы вышеуказанные пособия, учебники, была предоставлена информация о педагогах г. Калининграда и области, имеющих положительный опыт в преподавании гражданско-правовых дисциплин. Однако полной информацией о состоянии дел с гражданско-правовым образованием в Калининградской области специалисты КОИПК и ПРО не делились, информационная база данных по данному вопросу не ведется, программа по обществознанию не разработана, в связи с чем аппарат Уполномоченного по правам человека вынужден был проводить собственное исследование.

Выяснилось, что в настоящее время в школах города не преподаются в качестве отдельных предметов «Основы права», «Права человека». В старших классах общеобразовательных учебных учреждений преподаются дисциплины «Обществознание» либо «Граждановедение», в которых небольшое количество часов отводится изучению правовых аспектов. В ряде лицеев и гимназий в качестве элективных курсов в профильных классах введены курсы «Основы правовых знаний», «Право и экономика», как правило, на платной основе, что не дает возможности всем желающим детям изучать эти предметы. Такое положение дел вступает в противоречие с принципами равенства прав и возможностей, заложенными в российских и международных документах по правам ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о необходимости «повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья…».

В образовательных учреждениях региона редко применяются эффективные методические приемы преподавания правовых дисциплин. В то же время применяется большое количество самых разнообразных учебных курсов и пособий, многие из которых не дают необходимых знаний, зачастую изобилуют нелепостями и юридическими ошибками (Приложение №1).

В большинстве правовых курсов ведется обучение «мёртвому» праву, детям преподносятся лишь основы теории права, изучаются юридические термины, понятия. Круг первоочередных проблем в теории государства и права, предлагаемый различными пособиями и учебниками ученикам обычной школы, весьма далек от реальных повседневных правовых проблем учеников. Это – система права, структура отрасли права, проблемы построения правового государства, проблемы в понимании справедливости права вне связи с конкретными делами, формы государства, формы правления и государственного устройства. В то же время у любого человека всегда есть житейские проблемы, которые ему необходимо решать, начиная с детского возраста, связанные с реализацией трудовых прав, прав потребителя, школьника, ребенка в семье, соблюдения правил дорожного движения, взаимодействия с правоохранительными органами, ответственности за нарушение законодательства. Для этого его необходимо научить основам права и механизмам защиты прав, что понадобится ему и во взрослой жизни.

При проведении просветительских мероприятий выяснилось, что в ряде учебных заведений дети не знают, что наряду с взрослыми должны нести ответственность за свое неправомерное поведение, возраста привлечения к административной и уголовной ответственности, механизмов защиты своих прав, органов, созданных в этих целях, их компетенции. Некоторые дети считают, что у них нет права на отдых (по-видимому, в связи со школьными перегрузками), нет права на личную жизнь, на свободу вероисповедания, на труд (дети не знают, с какого возраста возможно трудоустройство, в том числе, в свободное от учебы время). Аналогичные результаты показал мониторинг результатов ЕГЭ по обществознанию, зафиксировавший, что «умения выпускников, необходимые для осуществления предложенных видов познавательной деятельности, сформированы в недостаточной степени. От 31 до 92% выпускников не владеют теми или иными проверяемыми умениями», «для большинства школьников демократические ценности не стали еще осознанными ориентирами».

Об уровне правовой подготовки школьников и отношении к данному вопросу школьной администрации свидетельствует тот факт, что в школьных библиотеках практически отсутствует правовая литература. Не во всех школах области есть учебники по обществознанию. В редких школах можно найти необходимые для изучения обществоведческих дисциплин нормативные акты – Конвенцию о правах ребёнка, Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию Российской Федерации, кодексы и др., которые должны во время уроков лежать на каждой парте, чтобы дети имели возможность наглядно с ними ознакомиться, работать с текстами документов. В редких школах на стендах размещена информация о правах ребенка, механизмах защиты прав человека, координаты органов и должностных лиц, к которым ребенок может обратиться в случае нарушения его прав. Тем самым нарушается п. 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Слабо используются для целей правового просвещения возможности школьных печатных изданий.

Педагоги констатировали факт отсутствия комплексного гражданско-правового образования в учебных заведениях г. Калининграда и области, о том, что мероприятия правового характера проводятся от случая к случаю, не носят системного характера, не дают необходимой суммы знаний, навыков и умений, необходимых детям, редко привлекаются к таким мероприятиям родители учеников.

В то же время главы администраций муниципальных образований региона, управленцы сферы образования, директора школ города Калининграда, у которых запрашивалась информация по данной проблеме, состоянием дел с правовым образованием в учебных заведениях области вполне удовлетворены, несмотря на то что:

В одной из школ изучается Кодекс о браке и семье РФ (нормативный акт, принятый в 1969 году, в настоящее время отсутствующий в системе российского законодательства, так как с 1 марта 1996 года вступил в силу Семейный кодекс РФ). В другой школе правовым просвещением, по информации директора, занимаются по учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности (1 — 4 класс), «Основы жизнедеятельности», работает кружок «Уроки здоровья». В одном из муниципальных образований региона изучают «Женевские конвенции о защите жертв войны», «Кодекс поведения участников боевых действий», Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «Об обороне», Закон РФ «О гражданской обороне», общевоинские уставы ВС РФ, военную присягу. Информации об изучении законодательства, необходимого для жизни в мирное время, не предоставлено. В другом районе обучение школьников реализуется по программам, «утвержденным министерством просвещения РФ».  В ряде школ элементы правовой подготовки изучаются в курсе «Православная культура».

Лишь в Краснознаменском районе органы управления образованием обеспокоены проблемой правового образования в сельских школах, где не везде есть преподаватели права и истории, а если есть – то не являются специалистами в данных вопросах, и обоснованно считают необходимостью внедрение отдельного правового курса для школьников, сопровождаемого методическими материалами.

Проявили заинтересованность в решении проблемы руководители детских домов и интернатов г. Калининграда, которые немедленно откликнулись на просьбу Уполномоченного о предоставлении информации (Приложение №2).

Осознают важную роль правового образования в администрации Озёрского района, Балтийского городского округа, изложившие в ответах на запрос Уполномоченного реальные проблемы, не позволяющие достигнуть желаемых результатов в данном направлении. Аналогичные проблемы выявились в ходе бесед с преподавателями обществоведческих дисциплин и другими сотрудниками образовательных учреждений и управленческих образовательных структур. Выяснилось, что снижает их энтузиазм в развитии правового образования:

  • несоответствие образовательного стандарта, установленного Министерством образования и науки РФ, национальным приоритетам РФ, несоответствие учебных программ образовательному стандарту Минобрнауки РФ
  • недостаточное внимание к проблемам гражданско-правового образования на уровне управленческих структур
  • отсутствие системы в преподавании правовых дисциплин
  • неразработанность программно-методического обеспечения гражданско-правовых дисциплин
  • недостаток квалифицированных кадров, несформированность гражданско-правовой культуры педагогов
  • отсутствие системы непрерывного образования по правовым вопросам
  • отсутствие у педагогов и учеников необходимой учебной и правовой литературы
  • недостаточное количество часов на изучение курса
  • отсутствие системы переподготовки управленческих кадров и соответствующих обучающих программ
  • слабая материально-техническая база
  • неудовлетворительное материальное положение работников образования, что, в том числе, приводит к старению педагогических кадров
  • правовой нигилизм
  • недостаточное правовое образование родителей
  • расхождение между теорией и правоприменительной практикой

Все вышеперечисленные проблемы приводят к невозможности реального получения образовательных услуг, декларируемых в образовательной программе.

Задачи, которые ставятся перед образовательными учреждениями, не вполне соответствуют образовательному стандарту, установленному Министерством образования и науки Российской Федерации, в свою очередь, стандарт образования практически невыполним в связи с несбалансированностью учебных программ. В требованиях, предъявляемых к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки, примерно 90% материала посвящено политологии, социологии, философии, экономике, и всего лишь около 10% объема тем занимают правовые вопросы, причем речь в них идет лишь об овладении сложной правовой терминологией. Стандартом образования не заложено обучение школьников навыкам работы с нормативными актами, рассмотрения правовых ситуаций, составления юридических документов, устных и письменных договоров, общения с должностными лицами, участия в самоуправлении, прочим навыкам применения правовых знаний в реальной жизни. Задания для оценки знаний учащихся, в том числе – предлагаемые на ЕГЭ, предлагаются, соответственно, — на знание терминологии, отраслей права. Дети должны ориентироваться не только в отраслях права, уметь отличать нормы частного права от норм публичного права, но и различать институты права от отраслей. Ни одного вопроса не дается на знание прав ребенка, прав потребителя, жилищных либо гражданских прав, ответственности несовершеннолетних.

Тем не менее, в соответствии с законодательством, муниципальные органы управления и образовательные учреждения непосредственно обязаны реализовывать требования в области образования, зафиксированные в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней. Регионам делегирована определенная самостоятельность в создании собственной нормативной базы развития образования. К примеру, школа получила исключительную самостоятельность в разработке школьного компонента учебного плана, а это от ¼ от общего количества часов в начальной школе до ½ в старшей школе с учетом пожелания учащихся и их родителей по вопросу изучения конкретных предметов и курсов, факультативов, организации индивидуальных и групповых консультаций. В нашем регионе данные возможности в направлении развития гражданско-правового образования не используются. Не в полной мере также используются в этих целях возможности профильного образования, системы дополнительного образования. Ни в одной из школ города не созданы экспериментальные площадки по правовому образованию. Региональный образовательный компонент Калининградской области также не предлагает выделение учебных часов на изучение гражданско-правовых дисциплин.

Заявленные в нормативно-правовых документах требования к стандартам гражданско-правового образования реализуются в регионе при весьма ограниченных ресурсах, главным образом за счет собственного интеллектуального, организационного, творческого потенциала отдельно взятых педагогов-энтузиастов, представителей общественных организаций (Приложение №3). Талантливые, активные, педагоги часто не находят в органах управления образованием поддержки своим инициативам в области развития гражданско-правового образования. К примеру, педагог Ю.А. Прасолова, кандидат педагогических наук, при поддержке директора МОУ школы №4, педагогического коллектива школы, родителей учащихся изыскала возможность для реализации в школе проекта последовательного, комплексного обучения детей с начальных классов правам ребенка, воспитанию в них толерантности. Для реализации проекта был подготовлен силами и средствами педагога, детей и родителей учебно-методический комплекс, в который входят рабочие тетради для учеников и пособия для учителей. Проект поддержан общественными организациями региона, Детским фондом ЮНИСЕФ, Уполномоченным по правам человека в Калининградской области, которые помогли найти спонсоров для издания методического пособия для педагогов. Однако, управление образования администрации Калининградской области, Институт повышения квалификации педагогических работников Калининградской области не предприняли мер для издания рабочих тетрадей, входящих в УМК, для популяризации и распространения методик в регионе.

По информации Главного управления образования и науки администрации Калининградской области с 2004 года началась работа по включению в программу повышения квалификации учителей истории и обществознания вопросов по содержанию и методике преподавания правовых курсов, в том числе по защите прав ребенка, трудовому праву. КОИПК и ПРО согласно договору «Реализация рамочной программы сотрудничества между Департаментом образования Совета Европы и Министерством образования РФ на 2004 год» организована курсовая подготовка представителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и педагогических работников ряда общеобразовательных учреждений региона по проекту Совета Европы «Формирование политики гражданского образования в Калининградской области». Хочется выразить надежду, что вышеуказанный проект не будет сведен только к формальному созданию в ряде школ региона управляющих советов, а позволит педагогическим работникам региона воспользоваться полученными в ходе реализации проекта знаниями и навыками проведения работы по формированию демократической школы, повысит уровень гражданского образования в регионе.

Целям и задачам, стоящим перед образованием, по опыту преподавания гражданско-правовых дисциплин педагогами Калининградской области и других регионов Российской Федерации, соответствуют учебно-методические пособия, которые могут быть рекомендованы к применению в образовательных учреждениях региона (Приложение №4).

В заключение хотелось бы выразить надежду на осознание работниками сферы управления образованием, педагогами, должностными лицами исполнительной и законодательной власти Калининградской области необходимости совершенствования гражданско-правового образования в регионе. В этой связи аппаратом Уполномоченного разработаны рекомендации педагогам, работникам сферы образования.

Работникам сферы управления образованием:

  • Содействовать пониманию педагогами сущности гражданско-правового образования.
  • Содействовать разработке стандартов гражданско-правового образования нового поколения.
  • Оказывать помощь педагогическим коллективам в реализации целей и задач гражданско-правового образования.
  • Организовать курсы повышения квалификации для педагогов по изучению законодательства и методик преподавания правовых дисциплин.
  • Организовать рассылки информации по обновлению законодательной базы.
  • Создать благоприятные условия для формирования демократического уклада в учебных заведениях.
  • Обеспечить учебные заведения учебными пособиями, правовой литературой, необходимыми нормативными актами.
  • Взаимодействовать с органами власти в направлении гражданско-правового воспитания и образования школьников и молодежи.
  • Активнее взаимодействовать с общественными организациями, педагогами, имеющими опыт проведения мероприятий по правовому просвещению, владеющими передовыми методиками преподавания правовых дисциплин, имеющие сертификаты повышения квалификации по данным направлениям, в том числе из других регионов Российской Федерации, с зарубежными партнерами.
  • Пропагандировать в образовательных учреждениях региона передовой опыт педагогов области.
  • Поощрять педагогов и общественные организации, активно пропагандирующие права человека.
  • Содействовать созданию и распространению информационных, справочных, методических материалов в целях формирования гражданственности.
  • Организовывать конкурсы, олимпиады, викторины по правам человека, правам ребенка.
  • Поощрять создание в учреждениях образования советов (комиссий) по защите прав человека.
  • Выработать Областную Программу гражданско-правового образования, основанную на комплексно-системном подходе, особое внимание в которой уделить гражданско-правовому образованию воспитанников детских домов, интернатов.
  • Ввести в региональный образовательный компонент Калининградской области отдельный предмет по изучению прав человека, в том числе прав ребенка.
  • Включить в программы института повышения квалификации специальный курс по проблемам гражданско-правового образования и методикам преподавания права и прав человека.
  • Создать Центр гражданско-правового образования при Управлении образования администрации Калининградской области.

Педагогам:

  • Осознать себя участником гражданско-правового образования.
  • Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти место в системе гражданского образования.
  • Выработать адекватную программу своих действий.
  • Пройти курсы повышения квалификации.
  • Переработать или внести изменения в учебные программы с целью эффективной реализации идей гражданского образования.
  • Участвовать в формировании и совершенствовании демократического уклада учебного заведения.
  • Содействовать созданию в учреждениях образования советов (комиссий) по защите прав человека.

Модернизация гражданско-правового образования в регионе позволит повысить уровень готовности выпускников школ к жизненному самоопределению, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, их профессиональной ориентации, совершенствованию российского общества, решению задач перехода к демократическому и правовому государству.

Последние новости на сайте:
15.11.2017
  Расширенное заседание палаты состоялось в минувший вторник, 14 ноября.   На мероприятии помимо членов палаты присутствовали представители региональных министерств… ( читать полностью › )
17.10.2017
В исправительной колонии №4 УФСИН России по Калининградской области компетентное жюри из числа Общественного совета при ФСИН России, сотрудников Управления… ( читать полностью › )
16.10.2017
В Общественной палате Калининградской области вручили мандаты вновь избранным общественникам. Решением совета Общественной палаты Российской Федерации от 27 сентября 2017… ( читать полностью › )
06.10.2017
6 октября 2017 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в инструкторско-методическом сборе с… ( читать полностью › )
04.10.2017
  День Учителя был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. С 1994 года Россия отмечает День учителя 5 октября вместе со Всемирным днём учителей. Ранее отмечался в… ( читать полностью › )