Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Специфическое геополитическое положение области способствует возникновению ряда проблем, как для самих жителей региона, так и для проживающих на ее территории иностранных граждан, лиц без гражданства.
Проблемы возникли при реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации.
Введение платной процедуры для оформления виз, необходимость предъявления документов, подтверждающих цель поездки, привело к сокращению приграничного сотрудничества, негативно сказалось на развитии туризма, гуманитарных контактов между людьми. Не в полной мере происходит реализация экономических, социальных, культурных прав жителей Калининградской области и жителей соседних стран.
Соглашение поставило в неравные условия жителей Калининградской области и граждан остальной части России. Жителям региона для посещения своих родных и друзей на Украине и Белоруссии необходимо приобретать визы, а жители России могут посещать эти страны на безвизовой основе.
Для жителей Калининградской области ухудшились условия реализации экономических, культурных прав, прав на свободу передвижения, так как после заключения Соглашения Российской Федерации и Европейского Союза были отменены льготные условия оформления национальных виз в Литву и Польшу.
Упрощенные требования к отдельным категориям граждан по оформлению многократных виз сроком на 5 лет или освобожденным от уплаты визового сбора, предусмотренные Соглашением, не распространяются на лиц, совершающих неофициальные поездки.
Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности оформления жителям региона многократных виз сроком на один год.
Данное Соглашение негативное сказалось на реализации прав мигрантов, проживающих на территории Калининградской области. После вступления Литвы в Европейский Союз и изменения порядка пересечения государственной границы РФ, имеются случаи нарушения прав мигрантов на свободу передвижения, обусловленные трудностями в оформлении документов, удостоверяющих личность мигранта, а также проблемы с легализацией их на территории региона.
Для оформления документов на легальное проживание в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства должны предоставить в компетентные структуры ряд действительных документов, имеющих ограниченный срок действия. Если срок документа истек, то заявителю приходится выезжать за получением нового в государство, где он ранее проживал, либо в посольство (консульство) данной страны на территории Российской Федерации. При отсутствии соответствующих действительных документов они не могут выехать железнодорожным транспортом, а из-за высокой стоимости билета на самолет, не всегда могут воспользоваться услугами авиакомпаний.
Следовательно, увеличивается количество нелегально проживающих на территории Калининградской области граждан, которые не имеют возможности легализоваться в России, пользоваться в полной мере всеми правами.
Рекомендуется принять комплекс мер по упрощению визового режима для жителей региона, а также необходимо продолжать активно вести работу по привлечению в Калининградскую область представителей различных консульских служб для решения проблем соотечественников.
Несомненно, в настоящий момент миграционная ситуация в Калининградской области изменилась. Доля законно проживающих и работающих иностранцев в области увеличилась. Но многие серьезные проблемы не решены до сих пор. Например, легализация бывших соотечественников, прибывших в Россию на основании безвизового режима и проживающих в Калининградской области много лет. Данная группа людей остается уязвимой в социальных, экономических и других правах. Отсутствие действительных документов, удостоверяющих личность у родителей, влечет невозможность оформления их детям свидетельств о рождении и других правоустанавливающих документов, что является нарушением п.1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка ООН, ратифицированной Российской Федерацией. В соответствии с этой конвенцией, ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретения гражданства. Однако проблема оформления таким детям различных документов остается острой и не всегда находит понимание в компетентных органах.
Положения Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривают ограничения для оформления разрешения на временное проживание или вида на жительства для лиц, больных наркоманией, туберкулезом, либо не имеющих сертификата об отсутствии у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдающих инфекционными заболеваниями, которые представляют опасность для окружающих.
Проблемой в данном случае является положение лиц без определенного правового статуса, постоянно проживающих на территории региона 10 и более лет и являющихся больными туберкулезом, либо являющихся носителями ВИЧ-инфекции.
Отсутствие возможности у таких лиц легализовать своё нахождение в РФ является причиной неэффективного контроля над ними со стороны государственных органов. Кроме того, вследствие отсутствия у них гражданской принадлежности, государство не может осуществить их административное выдворение из РФ.
Многие из этих людей проживают в Калининградской области более 10 лет и давно уже интегрировались в общество и имеют устойчивую правовую связь с государством.
Основные проблемы, связанные с реализацией прав мигрантов, возникли в период с 2001 по 2005 г.г. и представляют собой:
— трудности легализации мигрантов;
— проблемы с обменом паспортов граждан СССР на паспорта граждан России;
— недостаточное правовое просвещение мигрантов;
— проблемы с оформлением свидетельств о рождении несовершеннолетним детям, родившимся от нелегальных мигрантов;
— неудовлетворительное социальное и медицинское обеспечение мигрантов, в том числе их детей;
— нерешенность вопросов с реализацией прав мигрантов на жилье.
В настоящее время количество жалоб, поступающих в Аппарат Уполномоченного по вопросам нарушения прав мигрантов, значительно сократилось. Это связано с вступившими в 2007 году новыми законами, позволяющими мигрантам решить свои проблемы.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Российской Федерации Вершинина Ирина Федоровна.
Текст Доклада на английском языке здесь

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.