Ребёнок, окружённый поддержкой — учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора — учится быть ответственным за свои решения.
И такое воспитание сложно сломить…
Организация Объединенных Наций
В 1954 году (резолюция 836(IX)) Генеральная Ассамблея рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
20 ноября — важная веха в становлении прав ребенка. В этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.
Конвенция, которая является самым ратифицированным правозащитным договором, содержит ряд прав ребенка, включая право на жизнь, здоровье, образование, отдых и досуг, заботу родителей, защиту от насилия и дискриминации, выражение мнений.
С 1990 года во Всемирный день ребенка отмечается годовщина принятия этих основополагающих документов в области защиты прав ребенка.
Всемирный день ребенка отмечается 20 ноября как день мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Наша страна ратифицировала ее в 1994 году.
Конвенция о правах ребенка — важнейший международный договор, определивший основные принципы деятельности в сфере семейной и молодежной политики.
В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод самых маленьких жителей планеты — детей.
Универсальные и прогрессивные принципы:
Конвенция о правах ребенка имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Хотя в Конвенции установлены общие нормы, в ней также учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, в результате чего каждое государство может выбирать свои собственные средства для выполнения общих для всех норм.
В Конвенции закрепляются четыре общих принципа. Эти принципы, призванные содействовать толкованию всей совокупности положений Конвенции и, соответственно, определению правильных направлений при осуществлении национальных программ по их выполнению, излагаются, в частности, в статьях 2, 3, 6 и 12 Конвенции.
Недискриминация (статья 2): Государства-участники должны обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права. Никто из детей не должен подвергаться дискриминации. Настоящая норма применяется к каждому ребенку «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».
Основой основ этого принципа является обеспечение равенства возможностей. Девочки должны иметь равные с мальчиками возможности. Дети из числа беженцев, дети иностранного происхождения, дети, принадлежащие к коренным народам или меньшинствам, должны обладать такими же правами, какими обладает остальное население. Неполноценным детям должна быть предоставлена одинаковая со всеми возможность пользоваться правом на надлежащий жизненный уровень.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3): При принятии государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, а также государственных и частных учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения. Осуществление указанного принципа как одного из основополагающих постулатов Конвенции относится к числу важнейших задач.
Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6): Положения статьи о праве на жизнь включают право на выживание и развитие, которое должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Используемый в этом контексте термин «развитие» следует толковать в широком смысле с учетом его качественного аспекта: целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.
Взгляды ребенка (статья 12): Детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, причем взглядам ребенка необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.
Ключевые положения Конвенции:
- Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
- Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.
- Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.
- Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.
- Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.
- Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.
- Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться, и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился.
- Неполноценные дети имеют право на специальное обращение, обучение и заботу.
- Дети имеют право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.
- Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
- Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости.
- Дети должны иметь время на отдых и игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
- Государства должны защищать детей от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении ими образования либо наносить ущерб их здоровью и благополучию.
- Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами.
- Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.
- Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
- Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.
- Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена специальная защита.
- Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.
- Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания под стражей, должны быть обеспечены соответствующим уходом или профессиональной подготовкой с целью восстановления их здоровья и реабилитации.
- Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в обществе.
- Государства должны широко информировать о предусмотренных Конвенцией правах как взрослых, так и детей.
Всемирный день ребенка является прекрасной возможностью для защиты прав детей и развития среды, дружественной по отношению к детям во всем мире, путем диалога и активных действий.
20 ноября 2020 года Ассоциация юристов России совместно с Уполномоченным по правам человека в Калининградской области проводит Всероссийский день правовой помощи детям.
Мероприятие будет проходить в офисе Уполномоченного по правам человека в Калининградской области по адресу: г. Калининград, Советский проспект, 13, каб.339: по телефону: 95-83-50, в формате онлайн.
Обращения граждан могут быть направлены в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области почтой по адресу: 236000, Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339,
либо по электронной почте: omb39@yandex.ru,
либо через онлайн-приемную на сайте Уполномоченного по правам человека по ссылке: http://ombudsman39.ru/complaint.
Письменные обращения можно оставлять также в почтовом ящике Уполномоченного по правам человека в Калининградской области №21, расположенном на цокольном этаже по адресу: Калининград, Советский проспект, 13.
Контактный телефон Уполномоченного: 8 906 238 66 12.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич и сотрудники Аппарата будут вести личный прием 20 ноября 2019 года с 9-00 до 18-00 по адресу: г.Калининград, Советский пр-т,13, каб.339.
20 ноября День прав ребенка пройдет с участием Аппарата Уполномоченного по правам человека в Большаковской школе.
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.