День прав человека отмечается мировым сообществом ежегодно 10 декабря.
В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека.
В образовательных организациях Российской Федерации к этому Дню, к Дню Конституции РФ проводится Единый урок – серия мероприятий, направленных на формирование правовой культуры школьников.
Инициатором Единого урока выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова при поддержке Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Минобрнауки России и Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.
В Калининградской области Единый урок прав человека проводится по инициативе и при участии Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Никитина Владимира Анатольевича.
В 2019 году в Калининградской области Единый урок прав человека стартовал накануне Дня прав человека — 9 декабря в средней общеобразовательной школе п. Донское Светлогорского городского округа.
В начале Урока прав человека ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ларина Светлана Юрьевна напомнила школьникам об истории создания и основным содержанием международных документов – Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассказала о правовых основах деятельности, компетенции и направлениях деятельности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
Школьникам и педагогам было предложено обращаться к Калининградскому омбудсмену по вопросам защиты прав человека письменно, на личном приеме, а также через ОНЛАЙН-приемную на сайте Уполномоченного по правам человека в Калининградской области www.ombudsman39.ru
После беседы о правах человека и способах их защиты со школьниками проведена деловая игра — учебный суд — дело о защите трудового права.
Учебный суд разработан Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургского в рамках международного проекта «Живое право».
На учебном суде школьники и педагоги побывали в ролях судей, представителей исполнительных и законодательных органов власти, адвокатов.
Фабула дела состояла в том, что студентке из Санкт-Петербурга было отказано в трудоустройстве помощником машиниста метрополитена. Девушка обратилась за защитой своих прав в Верховный Суд Российской Федерации.
Приняв участие в учебном суде, школьники ознакомились с нормами Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса РФ, нормативных правовых актов Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных документов, с судебной практикой.
Школьники учились участвовать в процедурах цивилизованного разрешения споров (суд); квалифицировать ситуации, как имеющие отношение к нарушению прав человека с точки зрения права; анализировать правовой казус; вырабатывать аргументы в защиту различных позиций, вставать на точку зрения других; с уважением относиться к людям, чье мнение отличается от их мнения.
Учебные суды дают возможность приобрести навыки анализа, публичного выступления, работы в команде, умения обозначить и аргументировать свою гражданскую позицию, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников.
В ходе учебного суда школьники показали достойный уровень теоретической и практической подготовки, творческий подход к выполнению заданий, знание Конституции Российской Федерации, российского законодательства, международных документов по правам человека и умение применять нормы права к конкретным ситуациям.
Школьники пришли к осознанию ценности прав и свобод граждан, к готовности защиты прав человека законными способами, в том числе посредством обращения в суд.