25 апреля этого года Государственной Думой была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Конвенция ООН о правах инвалидов является результатом долгой борьбы инвалидов и представляющих их организаций за признание инвалидности в качестве правозащитной проблемы и в полной мере отражает принципиально новый подход к пониманию инвалидности. Данный подход сегодня завоевывает все более широкое признание во всем мире.
Суть этого нового понимания проблемы заключается в том, что инвалидность рассматривается как результат взаимодействия человека со средой, которая не может обеспечить учета индивидуальных особенностей личности, а подчас и просто блокирует участие человека в жизни общества. И если раньше в инвалидности видели объективный, «естественный» недостаток индивида, то теперь признают, что это – недостаток всего общества в целом. Например, ребенок-колясочник не может учиться в обычной школе не в силу своих физических особенностей, а потому, что здание школы не оборудовано пандусами и лифтом.
Данная точка зрения находит свое развитие в принципах Конвенции о правах инвалидов, которые являются основой для правильного толкования и практической реализации всех остальных положений этого документа.
Принцип уважения присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости. Означает признание ценности и самобытности каждой человеческой личности, ее способности самостоятельно принимать решения по вопросам своей жизни. Этот принцип служит основой для многих свобод, которые прямо признаются Конвенцией, таких как свобода от медицинского вмешательства без согласия инвалидов и требование, в соответствии с которым медицинские услуги должны предоставляться на основе свободного и осознанного согласия.
Принцип недискриминации, провозглашенный Конвенцией – это отказ от любой дискриминации во всех ее проявлениях и, прежде всего, по признаку инвалидности. Такая дискриминация имеет место в случаях, когда ограничивают права и свободы человека, ущемляют интересы, либо отказывают в удовлетворении его законных требований только на основании того, что человек является инвалидом.
Принцип полного и эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество признает необходимой такую организацию общества, которая обеспечивает полное участие в общественной жизни всем людям, независимо от состояния здоровья и связанных с этим ограничений. Полное включение в общество означает, что инвалиды признаются и ценятся как равные участники общественных отношений. Их потребности понимаются как неотъемлемая часть социально-экономического порядка, с которой надо считаться. С проблемой полного и эффективного включения инвалидов в общество тесно связана проблема доступности физической и социальной среды, без решения которой вовлечение инвалидов в общественную жизнь невозможно.
Уважение особенностей – этот принцип подразумевает принятие других людей на условиях взаимопонимания. Это означает также принятие инвалидности в качестве компонента людского многообразия и части человечества. Таким образом, инвалидность должна рассматриваться не как что-то негативное и пугающее, а просто как реально существующее жизненное явление. Практическое воплощение этого принципа, безусловно, потребует большой мудрости и зрелости, как от отдельных людей, так и от всего общества.
Принцип равенства возможностей означает предоставление равных возможностей для самореализации личности независимо от состояния здоровья, пола, расовой и национальной принадлежности. Равенство – это обеспечение того, чтобы все люди в полной мере участвовали в жизни общества на равных условиях. Для осуществления принципа равенства иногда требуются дополнительные меры, такие как предоставление людям помощи с целью компенсации их психосоциальных, интеллектуальных или физических дефектов.
Кроме того, Конвенция о правах инвалидов устанавливает принцип равенства мужчин и женщин, и принцип уважения развивающихся способностей детей-инвалидов, уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Эти общие принципы составляют основу Конвенции и имеют большое значение для правильного понимания конкретных прав и свобод инвалидов, а также обязательств по их обеспечению, возлагаемых на государство.
В заключение, надо отметить, что ратификация нашей страной Конвенции о правах инвалидов позволяет говорить о стремлении государства улучшить правовое и социальное положение этой категории граждан. Этим ситуация выгодно отличается от советских времен, когда само существование проблем инвалидности в стране победившего социализма замалчивалось. А сумеет ли государство в полной мере выполнить взятые на себя обязательства по реализации Конвенции ООН о правах инвалидов – покажет время.
При подготовке статьи использовались материалы сайта www.ombudsman39.ru
Евгений Морозов

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.