«Оказание помощи семьям имеет решающее значение для раскрытия их полного потенциала. Это означает учет их потребностей при разработке политики в области развития и учет их интересов при урегулировании конфликтов, а также поощрение равного обращения со всеми семьями, независимо от их структуры».
Из послания Генерального секретаря ООН.
Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая. Провозглашенный резолюцией 47/237 (параграф 15) Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году, этот День отражает особое внимание мирового сообщества к проблемам семьи. Его проведение предоставляет возможность повысить уровень информированности в вопросах, касающихся семей и углубить знание социально-экономических и демографических процессов, влияющих на положение семей.
В 2007 году своей резолюции 62/129 Генеральная Ассамблея отметила, что относящиеся к вопросам семьи положения итоговых документов состоявшихся в 90-е годы крупных конференций и встреч ООН на высшем уровне и связанной с ними последующей деятельности продолжают служить директивным руководством в выборе путей укрепления ориентированных на семью компонентов стратегий и программ.
Провозглашение Международного дня семей стимулировало проведение ряда пропагандистских мероприятий, включая национальные дни семьи. Во многих странах проведение таких дней дало возможность определить различные области, представляющие интерес для семей и имеющие для них определенное значение. К их числу относятся тематические практикумы и конференции, радио и телепрограммы, газетные публикации и программы в области культуры.
В Международный день семей 2014 года мы отмечаем двадцатую годовщину Международного года семьи.
Кроме того, это дает нам возможность по-новому обратиться к роли семьи в контекте процесса развития; подвести итоги последних тенденций в развитии семейной политики; проивести обмен передовым опытом в разработке политики, касающейся вопросов семьи; рассмотреть проблемы, стоящие перед семьями во всем мире и предложить решения.
В ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2013 год» традиционно отдельный раздел посвящен теме защиты прав семьи, материнства и детства.
В соответствии с международными правовыми актами семья является основной ячейкой общества, естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, и со стороны государства и общества ей должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании . Статьей 16 Европейской социальной хартии закреплено право на социальную, юридическую и экономическую защиту семьи. С этой целью государство обязуется содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни путем выплаты семейных пособий, предоставления налоговых льгот, строительства семейного жилья, выплаты пособий для новобрачных и иных подходящих мер.
Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России. Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российская Федерация — социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Указом Президента РФ от 09.10.2007 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» , направленная на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Президентом Российской Федерации принят Указ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» , которым закреплены поручения по совершенствованию демографической политики России. Семейная политика государства должна строиться таким образом, чтобы людям хотелось создавать и сохранять семью, а также рождать и воспитывать детей. Для этого должны быть обеспечены и ценностные, и социальные, и экономические условия.
Семья является важнейшим социальным институтом, ответственным за воспроизводство населения, рождение новых поколений, в конечном итоге определяющим стабильность, экономическое и духовное развитие общества. В условиях изменения брачно-семейных отношений основная задача общества — найти эффективный механизм укрепления семьи и повышения рождаемости.
По данным органов ЗАГС Калининградской области, в 2013 году число браков уменьшилось по сравнению с 2012 годом на 217 (8960 против 9177). В то же время количество разводов увеличилось на 495 и составило 63,9 % от общего количества зарегистрированных браков.
В последнее время отношение к семье и браку в обществе изменилось не в лучшую сторону. Люди менее серьезно подходят к созданию прочной и счастливой семьи, воспитанию детей как достойных членов общества. Правильное воспитание человек может получить только в традиционной семье, в окружении близких и любимых людей. Только в семье, где правят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личности с высокой нравственностью.
В 2013 году в регионе проживало 6777 одиноких матерей, которые воспитывали 8808 детей. Увеличению числа неполных семей способствует стабильно высокое число разводов, не компенсируемое последующим вступлением в брак.
До достижения брачного возраста в брак вступило 63 женщины и 3 мужчины.
Количество мужчин, вступивших в брак до достижения брачного возраста, по отношению к общему количеству заключенных браков в 2012 году, составило 0,03 % и по отношению к 2008 году снизилось на 0,11%. Количество женщин, вступивших в брак до достижения возраста восемнадцати лет, также снизилось на 0,71% и составило 0,68%.
Снижение роли института семьи в жизни современного общества ведет к внебрачной рождаемости. Все чаще молодые пары отказываются от официальной регистрации своих отношений.
Политика Правительства Российской Федерации, Правительства Калининградской области, направленная на укрепление семей, поддержку материнства и детства, дает свои результаты.
В 2013 году на территории Калининградской области зарегистрировано 12 126 новорожденных, что на 243 больше, чем в 2012 году.
За последние пять лет на фоне общего роста рождаемости доля рожденных вторых и последующих детей выросла в полтора раза, достигнув в 2013 году 54 %, а доля третьих и последующих детей увеличилась почти вдвое, приблизившись к 15 %. В 2013 году в области в целом рождено 1653 третьих и последующих детей, что превысило на 23 % соответствующий показатель 2012 года.
В Калининградской области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе относящихся к наиболее социально незащищенным категориям — детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны и успешно выполняются областные программы по защите материнства, отцовства и детства, в том числе по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей.
В целях создания наиболее эффективных механизмом защиты семьи и детства в Калининградской области принята и реализуется Концепция действий в интересах детей в Калининградской области на 2012-2017 годы , которой, в частности, определены основные принципы политики по защите детства, в том числе реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, защита прав ребенка, сбережение здоровья каждого ребенка, особое внимание к уязвимым категориям детей.
В 2013 году был разработан новый проект Концепции государственной семейной политики на период до 2025. Концепция государственной семейной политики взаимосвязана с Концепцией демографической политики и Национальной стратегией действий в интересах детей. Она содержит комплексный анализ современного состояния института семьи, прежде всего семей с детьми, эффективности предпринимаемых органами государственной власти мер по поддержке семьи и увеличению рождаемости, действующего законодательства, а также общественное видение целей, задач, приоритетов семейной политики России на период до 2025 года, комплекс законодательных предложений, направленных на их реализацию. Целесообразно органам власти, широким кругам общественности Калининградской области с привлечением Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, Уполномоченного по правам ребенка принять участие в обсуждении данного проекта, принять соответствующий нормативный акт на региональном уровне.
24 декабря 2024 года состоялась встреча представительниц регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Калининградской области с Уполномоченным по правам человека Никитиным Владимиром Анатольевичем.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области стал первым партнером Калининградского отделения Союза православных женщин. Владимир Анатольевич поддерживает инициативы организации по вопросам законотворчества и просвещения, по защите жизни с момента зачатия; оказывает содействие в реализации прав многодетных семей, одиноких отцов и матерей и малоимущих граждан, семей участников СВО.
24 декабря Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором губернатор Алексей Сергеевич Беспрозванных представил основные направления деятельности исполнительной власти региона на предстоящие пять лет.
«Центром нашего внимания, нашей идеологией, смыслом работы – подчеркнул А.С. Беспрозванных, - является человек, житель Калининградской области! Мы будем измерять эффективность работы Правительства не миллиардами, километрами или процентами, а именно «через удовлетворенность человека». Развитие должно быть справедливым для всех жителей Калининградской области, и в равной степени ощутимым для каждого!»
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.