Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
1 октября — Международный день пожилых людей

Фото Светланы Лариной

Международный день пожилых людей  отмечается 1 октября, начиная с 1991 года.

Был провозглашён на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № A/RES/45/106 от 14 декабря 1990 года) под названием международный день престарелых.

В дальнейшем в русскоязычных документах ООН было принято название Международный день пожилых людей.

В резолюции отмечается снижение взносов в Целевой фонд по проблемам старения ООН, признаётся стремительность старения населения мира, признаётся, что пожилые люди способны внести существенный вклад в процесс развития.

Генеральная Ассамблея призвала правительства и неправительственные организации делать взносы в Целевой фонд по проблемам старения.

1 октября проходят различные фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

Тема дня в этом году «Шагая в будущее: талант, вклад и участие пожилых людей — на благо общества»

Цель Дня — активизировать участие пожилых людей в жизни семей, общин и общества в целом. Внимание будет сконцентрировано на способах поддержки полного и эффективного участия пожилых людей с учетом их прав, нужд и предпочтений.

Тема Дня также подчеркивает связь между участием пожилых людей и реализацией Целей в области устойчивого развития и Мадридского плана действий по вопросам старения, который проходит третью стадию обзора.

Основные сведения

За последние десятилетия состав мирового населения резко изменился. С 1950 по 2010 год ожидаемая продолжительность жизни на общемировом уровне увеличилась с 46 до 68 лет и, как прогнозируется, достигнет 81 года к концу нынешнего века . Следует отметить, что в настоящее время численность женщин в возрасте 60 лет и старше превышает, по оценкам, численность мужчин соответствующего возраста на 66 миллионов. Среди лиц в возрасте 80 лет и старше женщин почти в два раза больше, чем мужчин, а среди лиц, достигших столетнего возраста, — в 4–5 раз больше. В 2050 году впервые за всю историю человечества люди старше 60 лет в мире окажутся многочисленнее детей.

В настоящее время в мире насчитывается почти 700 миллионов человек старше 60 лет. К 2050 году число людей старше 60 лет достигнет двух миллиардов, составив более 20 процентов мирового населения. Наиболее значительный и стремительный рост численности пожилых людей будет отмечен в развивающемся мире, причем на азиатский регион придется самое значительное количество людей пожилого возраста, а на африканский — самое значительное увеличение доли пожилого населения. Все это свидетельствует о том, что особым потребностям и проблемам многих пожилых людей необходимо уделять особое внимание. Вместе с тем не менее важным является и то обстоятельство, что большинство мужчин и женщин пожилого возраста могут и далее вносить важнейший вклад в функционирование общества, если им будут гарантированы для этого соответствующие условия. В основе всех усилий, принимаемых в этом направлении, лежат права человека.

Внедрение новых программ и стратегий

За последние десять лет старение населения привело к принятию новых стратегий и программ, в которых, как это заметно по большинству представленных для настоящего доклада материалов, наибольшее внимание уделяется социальному сектору. Многие правительства развитых и развивающихся стран разработали или опробовали новаторские стратегии в области здравоохранения, социального обеспечения или социальной защиты. Помимо этого, вступили в действие несколько стратегических рамочных документов, в том числе национальные планы действий по проблемам старения. Кроме того, конкретные законодательные меры, касающиеся проблем старения, начали появляться в таких различных областях, как строительные кодексы, лицензирование и наблюдение за деятельностью патронажных центров и профессиональная подготовка. Органы государственной администрации на всех уровнях, начиная с местного и кончая национальным, приняли на себя долю этой ответственности, создав новые или модернизировав существующие учреждения в целях постепенного решения проблем, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста.

Понимание роли пожилых людей в семье и обществе

Разные государственные учреждения избрали различные подходы при установлении своих приоритетов. Сделанный ими выбор подчеркивает существующие различия в восприятии роли пожилых людей в семье и в обществе в целом. В некоторых случаях принимаются меры, отражающие быстро изменяющуюся динамику общин и обществ и способствующие пересмотру существующего восприятия роли пожилых людей в отношении работы, структур ухода за престарелыми, систем межпоколенческой поддержки и финансовых ограничений. Некоторые правительства разработали стратегии, основывающиеся на принципе поддержания активности и самостоятельности пожилых людей и помогающие им продолжать независимую жизнь у себя дома, создавая услуги и учреждения для удовлетворения их разнообразных потребностей. В других стратегиях делается упор на семейные связи и поддержку семей, которые должны взять на себя основной уход за людьми пожилого возраста. В любом случае важнейшую роль в обеспечении бесперебойного функционирования всей системы играет сеть частных структур, включая различные добровольческие организации и центры, действующие при поддержке общин.

Особого внимания заслуживает положение женщин пожилого возраста , сталкивающихся с неравенством в результате своей гендерной роли в обществе. Гендерные отношения формируют структуру всей жизни людей, влияя на их доступ к ресурсам и возможностям, причем это влияние постоянно и накапливается с течением времени. Различные обстоятельства, определяющие, как складывается жизнь женщин и мужчин в преклонном возрасте, являются итогом и результатом всей их жизни. Хорошее здоровье, экономическая безопасность, достаточное жилище, благоприятная окружающая среда, доступ к земле или иным производительным ресурсам, — наличие всего этого является необходим условием достойной старости, однако зависит от решений и выбора, на которые лишь частично влияют сами люди. Влияние гендерного неравенства в области образования и трудоустройства становится наиболее значительным в пожилом возрасте. В результате женщины в большей степени подвержены опасности оказаться в пожилом возрасте в нищете, чем мужчины. Кроме того, пожилые женщины часто принимают на себя больше обязанностей по уходу за семьей, сталкиваясь при этом с такими факторами, как недостаточно гибкий график работы, обязательный возраст выхода на пенсию и неадекватные пенсии и другие пособия по линии социального обеспечения. Это делает их и лиц, от них зависящих, чрезвычайно уязвимыми. Вне всякого сомнения, старение населения, связанные с этим проблемы в области прав человека и растущая доля женщин в пожилом населении представляют собой беспрецедентное изменение социальной структуры всех обществ, чреватое далеко идущими последствиями.

Поиск решений

Международное сообщество начало уделять особое внимание положению пожилых людей в Венском международном плане действий по проблемам старения, принятом на Всемирной ассамблее по проблемам старения в 1982 году. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, принятые в 1991 году, Глобальные целевые показатели в области старения до 2001 года, принятые в 1992 году, и Декларация по проблемам старения 1992 года еще более углубили понимание международным сообществом основных требований для обеспечения благосостояния пожилых людей.

Политическая декларация и Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года, принятые на второй Всемирной ассамблее по проблемам старения и одобренные Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 57/167, усилили политический консенсус в отношении проблем старения, уделив особое внимание развитию и международному сотрудничеству и помощи в этой сфере. После принятия Мадридского международного плана действий он стал руководством для разработки стратегий и программ на национальном уровне, стимулировал разработку национальных и региональных планов и обеспечил международную рамочную основу для диалога.

Мадридский международный план действий

В политической декларации, принятой в Мадриде, государства-члены подтвердили свою приверженность делу поощрения и защиты прав человека и призвали искоренить дискриминацию, пренебрежительное отношение, жестокое обращение и насилие в отношении пожилых людей. На более конкретном уровне в Мадридском международном плане действий содержались руководящие указания относительно таких аспектов, как право на работу, право на здоровье, обеспечение активного участия и равенства возможностей на протяжении всей жизни, при этом подчеркивалась важность обеспечения участия пожилых людей в процессах принятия решений на всех уровнях.

В Мадридском международном плане действий был определен широкий ряд приоритетных направлений деятельности, включая: обеспечение равенства возможностей в сфере трудоустройства для всех пожилых людей; программы, позволяющие всем работникам пользоваться социальной защитой и социальным обеспечением, в том числе, в соответствующих случаях, правом на получение пенсий, выплат по нетрудоспособности и медицинских льгот; и обеспечение всех пожилых людей, в особенности из неблагополучных в социально-экономическом плане групп населения, достаточными минимальными доходами. Также была подчеркнута важность обеспечения непрерывного образования и услуг по профориентации и трудоустройству, в том числе для того, чтобы поддерживать максимальный функциональный потенциал пожилых лиц и содействовать более широкому общественному признанию их продуктивного и иного вклада. Еще одним ключевым элементом Мадридского международного плана действий является здравоохранение. Его положения охватывают такие аспекты, как профилактика заболеваний, равный доступ к медицинскому обслуживанию, активное участие, воздействие ВИЧ/СПИДа на людей пожилого возраста и всестороннее обеспечение благоприятных условий поддержки и ухода.

Основные права человека

Несмотря на отсутствие конкретных положений, посвященных непосредственно людям пожилого возраста, большинство базовых договоров по правам человека включает значительное количество имплицитных обязательств по отношению к ним. Эти документы применимы к пожилым лицам точно так же, как и ко всем другим людям, и они обеспечивают защиту их основных прав человека, включая право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, и право на равенство перед законом, а также право на достаточный жизненный уровень и право не подвергаться дискриминации на каких бы то ни было основаниях.

*Выдержка из доклада Генерального секретаря «Последующая деятельность по итогам второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения» (A/66/173)

С использованием материалов сайта ООН

Последние новости на сайте:
25.04.2024
«Подробности» (24.04.24) Заксобрание, 30 лет законодательному органу 24.04.2024 Тридцать лет назад, в далеком 1994 году, страшно подумать, но это прошлый… ( читать полностью › )
Постановлением  Правительства Калининградской области от 13.03.2024 N 100-п «О дополнительной разовой мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде субсидий… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 04.03.2024 N 89н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам,… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 29.02.2024 N 80н «Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной… ( читать полностью › )
В Калининградской области приняты поправки в Социальный кодекс, направленные на усиление мер социальной поддержки многодетных семей и семей с детьми-инвалидами… ( читать полностью › )