Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 345
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Вы стали наблюдателем? Уточните свои права.

На предстоящих выборах Президента Российской Федерации представители всех политических партий, движений, органов государственной власти различных уровней, государственные должностные лица признают особую важность присутствия наблюдателей на избирательных участках. В этой связи Уполномоченный дает свое разъяснение о правах этих лиц.

В ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержится полный перечень прав и обязанностей наблюдателя, в их числе:

а) право знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;

в) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

г) присутствовать при голосовании избирателей, вне помещения для голосования;

д) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования;

е) знакомиться с протоколами комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.

Кроме того, пунктом 2.3.5. Инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятой постановлением ЦИК России от 17 августа 2011 г. № 26/254-6, предусмотрено, что наблюдатели вправе вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии.

Законодательством о выборах предусматривается обширный перечень составов правонарушений, по которым, в случае поступления жалоб (заявлений) граждан участковая избирательная комиссия обязана провести рассмотрение и принять решение непосредственно в день голосования, приобщив результаты к первому экземпляру своего протокола об итогах голосования.

Вместе с тем Уполномоченный хотел бы обратить внимание, на то, что существуют два состава избирательных нарушений, составление протоколов по которым входит в исключительную компетенцию именно сотрудников полиции.

Субъектами данных нарушений являются, как правило, члены избирательных комиссий, наделенные определенными полномочиями и обладающие неприкосновенностью на период избирательной кампании. Это предполагает ряд особенностей.

Так, необходимо обратиться непосредственно к сотруднику полиции в случае нарушения прав наблюдателей (в том числе международных), либо представителя СМИ на осуществление наблюдения, своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом (ч. 1 ст. 5.6 КоАП РФ).

В случае выдачи заверенной копии протокола, в котором данные не соответствуют содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверения копии протокола с нарушением требования закона (ст. 5.6 КоАП РФ), наблюдателю следует предпринять те же действия.

Кроме того, ст. 5.22 КоАП РФ предусматривает ответственность члена избирательной комиссии за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за иных лиц, или же проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования.

Следует знать, что в этих случаях сотрудник полиции не вправе предлагать заявителю обратиться с жалобой к избирательной комиссии. Напротив, если полицейский наделен правом составления протокола, он получает объяснения должностных лиц и заявителя, приобщает необходимые документы (посредством записи в протоколе об административном правонарушении), при необходимости фотографирует их, составляет протокол. Если сотрудник полиции таким правом не обладает, он незамедлительно вызывает оперативную группу, при этом по возможности обеспечивает сохранность доказательств, устанавливает очевидцев данного события. О фактах, послуживших поводом для вызова оперативной группы, сотрудник полиции должен сообщить в рапорте.

Помните, что обращение за защитой Ваших прав должно быть не только своевременным, но и правильно адресованным.

Желаю удачи в осуществлении и защите своих прав!

Уполномоченный по правам человека

в Российской Федерации В. Лукин

Последние новости на сайте:
25.07.2025

5 июля 2025 года в Парке "Южный" в Калининграде состоялся Фестиваль инклюзивного творчества «Созвездие-2025».
Фестиваль посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и патриотизму участников СВО.
Организатор мероприятия – Калининградская областная организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ).

25 июля 2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании торжественной коллегии следственного управления Следственного комитета России по региону, посвященном Дню сотрудника органов следствия Российской Федерации.

24.07.2025
17 июля выпускники Западного филиала Президентской академии (РАНХиГС) получили свои дипломы в легендарном замке Нойхаузен, основанном в XIII веке. А… ( читать полностью › )
16.07.2025

В среду, 16.07.2025 года на личный прием в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратилось 6 человек.

Среди обратившихся — члены семей участников СВО, пенсионеры, инвалиды, родители, обратившиеся в интересах детей.

14.07.2025

14 июля Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова представила комитетам Государственной Думы Российской Федерации тематический доклад "Защита прав инвалидов в Российской Федерации", который состоит как из анализа существующих проблем в этой области, так и предложений по их решению.

Тематический Доклад был рассмотрен пятью комитетами Госдумы – по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, по труду, социальной политике и делам ветеранов, по охране здоровья, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитетом по контролю.