На предстоящих выборах Президента Российской Федерации представители всех политических партий, движений, органов государственной власти различных уровней, государственные должностные лица признают особую важность присутствия наблюдателей на избирательных участках. В этой связи Уполномоченный дает свое разъяснение о правах этих лиц.
В ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержится полный перечень прав и обязанностей наблюдателя, в их числе:
а) право знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
в) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
г) присутствовать при голосовании избирателей, вне помещения для голосования;
д) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования;
е) знакомиться с протоколами комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.
Кроме того, пунктом 2.3.5. Инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятой постановлением ЦИК России от 17 августа 2011 г. № 26/254-6, предусмотрено, что наблюдатели вправе вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии.
Законодательством о выборах предусматривается обширный перечень составов правонарушений, по которым, в случае поступления жалоб (заявлений) граждан участковая избирательная комиссия обязана провести рассмотрение и принять решение непосредственно в день голосования, приобщив результаты к первому экземпляру своего протокола об итогах голосования.
Вместе с тем Уполномоченный хотел бы обратить внимание, на то, что существуют два состава избирательных нарушений, составление протоколов по которым входит в исключительную компетенцию именно сотрудников полиции.
Субъектами данных нарушений являются, как правило, члены избирательных комиссий, наделенные определенными полномочиями и обладающие неприкосновенностью на период избирательной кампании. Это предполагает ряд особенностей.
Так, необходимо обратиться непосредственно к сотруднику полиции в случае нарушения прав наблюдателей (в том числе международных), либо представителя СМИ на осуществление наблюдения, своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом (ч. 1 ст. 5.6 КоАП РФ).
В случае выдачи заверенной копии протокола, в котором данные не соответствуют содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверения копии протокола с нарушением требования закона (ст. 5.6 КоАП РФ), наблюдателю следует предпринять те же действия.
Кроме того, ст. 5.22 КоАП РФ предусматривает ответственность члена избирательной комиссии за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за иных лиц, или же проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования.
Следует знать, что в этих случаях сотрудник полиции не вправе предлагать заявителю обратиться с жалобой к избирательной комиссии. Напротив, если полицейский наделен правом составления протокола, он получает объяснения должностных лиц и заявителя, приобщает необходимые документы (посредством записи в протоколе об административном правонарушении), при необходимости фотографирует их, составляет протокол. Если сотрудник полиции таким правом не обладает, он незамедлительно вызывает оперативную группу, при этом по возможности обеспечивает сохранность доказательств, устанавливает очевидцев данного события. О фактах, послуживших поводом для вызова оперативной группы, сотрудник полиции должен сообщить в рапорте.
Помните, что обращение за защитой Ваших прав должно быть не только своевременным, но и правильно адресованным.
Желаю удачи в осуществлении и защите своих прав!

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.