30 мая вступили в силу Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; далее — Правила). Данные Правила предусматривают дополнительные обязанности для лиц, осуществляющих соответствующую деятельность. В зависимости от способа управления домом такими лицами являются управляющие организации, застройщики — управляющие организации, товарищества собственников жилья, специализированные потребительские кооперативы (далее — кооперативы) либо собственники.
В частности, установлены требования к организации аварийно-спасательного обслуживания, к подготовке документации, утверждаемой общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Правилами также определен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением домом, в случае перехода обязанностей по управлению к другим лицам.
Подготовка документов для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Правилами определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением ряда стандартов. Одним из них является подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В Правилах перечислены предложения, которые должны в рамках данного стандарта разрабатываться для вынесения на обсуждение общим собранием собственников: о проведении капитального ремонта, о передаче объектов общего имущества в пользование на возмездной основе и др.
Отметим, что в нормах, касающихся содержания и ремонта общего имущества (подп. «в» п. 4 Правил), не указан субъект, который обязан осуществлять подготовку соответствующих предложений. Полагаем, что эти обязанности могут быть возложены на управляющую организацию (иное лицо, управляющее домом), а также на собственников помещений.
Правила содержат требования к подготовке одного из документов, представляемых на утверждение собственниками помещений в многоквартирном доме, — проекта перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Его должна будет разрабатывать управляющая организация, ТСЖ, кооператив или один из собственников (при непосредственном управлении домом, осуществляемом собственниками). Разработчик будет обязан провести техническое обследование состояния многоквартирного дома и по требованию собственников представить акт такого обследования. Отметим, что в Правилах не указано, с какой периодичностью данный проект должен разрабатываться.
Напомним, что ежегодное проведение общего собрания является обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 ЖК РФ). При этом все организационные вопросы по проведению такого собрания решают собственники жилых помещений. Однако Правила устанавливают одно исключение: данные функции возлагаются на управляющую организацию, если в договоре управления многоквартирным домом предусмотрено соответствующее положение.
Аварийно-диспетчерское обслуживание
Согласно Правилам управляющие организации, застройщики — управляющие организации, ТСЖ и кооперативы обязаны обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома. Они могут как самостоятельно создавать аварийно-диспетчерские службы, так и заключать договоры об оказании соответствующих услуг сторонними организациями.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 были утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в которых указано, что обеспечивать работу аварийно-диспетчерских служб должны лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В новых Правилах разъясняется, в чем заключается данная обязанность.
В соответствии с Правилами аварийно-диспетчерские службы обязаны осуществлять повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, регистрацию и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем, а также принимать оперативные меры по обеспечению безопасности граждан при возникновении аварийных ситуаций и угрозе их возникновения.
Правилами также установлен порядок взаимодействия аварийно-диспетчерских служб лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, с аварийно-диспетчерскими службами ресурсоснабжающих организаций. При поступлении сигналов об аварии или о повреждении внутридомовых инженерных систем аварийно-диспетчерская служба лица, осуществляющего управление домом, обязана оповестить соответствующую службу ресурсоснабжающей организации. После этого аварийно-дистпетчерская служба лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, устраняет последствия самостоятельно либо путем привлечения службы ресурсоснабжающей организации. Если для ресурсоснабжающей организации установлены специальные требования по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, то устранять последствия аварий и повреждения ее аварийно-диспетчерская служба должна под контролем соответствующей службы лица, управляющего многоквартирным домом.
Передача технической документации
Правилами установлен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом (далее — техническая документация). Соответствующие положения приняты во исполнение ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, предусматривающей срок для передачи технической документации лицу, к которому переходят функции по управлению домом. Указанный период составляет 30 дней до прекращения действия договора управления домом.
В дополнение к данному требованию Правила предусматривают порядок уведомления организации, управляющей многоквартирным домом, о необходимости передать техническую документацию другому лицу. В Правилах также указывается, что при отсутствии таких документов управляющая компания обязана в течение трех месяцев со дня получения уведомления принять меры по их восстановлению.
Ранее норма о восстановлении технической документации не была закреплена в законодательстве, однако спор о ее передаче рассматривался Президиумом ВАС РФ. В Постановлении от 30.03.2010 N 17074/09 он указал, что отсутствие или утрата данной документации не признается основанием для прекращения обязанности по ее принятию, хранению и передаче (п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Президиум ВАС РФ также отметил, что в случае отсутствия технической документации организация, осуществлявшая управление домом, обязана ее восстановить за свой счет и передать новому управляющему.

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.