В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В соответствии с частью 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Форма представления такого отчета законодательством не оговорена.
Таким образом, вопросы осуществления контроля за деятельностью управляющих организаций регулируются в рамках заключаемых договоров на управление многоквартирными домами.
Контроль за деятельностью управляющей организации по управлению многоквартирным домом может осуществляться:
собственниками помещений, их представителями;
привлекаемыми собственниками помещений аудиторами, инженерами, иными специалистами;
самой управляющей организацией;
органами государственного надзора (за выполнением требований нормативных правовых актов).
Организация взаимного контроля за выполнением обязательств сторонами договора управления (управляющей организации и собственников помещений в многоквартирном доме) должна предусматривать, на основе норм законодательства и положений договора управления, решение вопросов:
кто, в каких пределах вправе составлять акты, требовать, запрашивать информацию и документы, инициировать процедуры предъявления претензий, обеспечения выполнения обязательств по договору другой стороной;
порядок проведения вышеуказанных действий: сроки, составляемые документы, адресаты обращений, соответствующие обязанности другой стороны по договору;
ресурсное обеспечение контроля;
следствия мер, предпринимаемых в порядке контроля: появление документов, возникновение дополнительных обязательств или прав какой-либо из сторон по договору.
Цели контроля могут быть достигнуты при условии, что, в частности, определены:
лица, осуществляющие контроль, их полномочия и обязанности — чтобы полностью определить их статус, порядок возмещения их расходов и выплаты им вознаграждения;
перечень мероприятий по контролю, их периодичность, порядок их осуществления;
обязанности управляющей организации по представлению информации и санкции за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной информации;
порядок документирования информации, возникающей в ходе выполнения мероприятий по контролю, статус составляемых документов по закону и договору;
статус привлекаемой инженерной организации (инженера), порядок оплаты ее услуг;
обязанности управляющей организации по договору выполнять определенные действия по обращению отдельного собственника помещения, санкции за невыполнение, несвоевременное выполнение соответствующих действий;
порядок отчетности самих уполномоченных собственников, процедура, периодичность их замены (каждый не более года подряд).
Согласно пункту 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора управления вправе:
получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах и периодичности оказанных услуг и выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе проведения соответствующей экспертизы);
требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Контроль за деятельностью управляющей организации может осуществляется в следующих формах:
получения информации о состоянии и содержании жилищного фонда, переданного в управление, об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на коммунальные услуги в целях предоставления достоверной и полной информации;
проверки целевого использования переданных управляющей организации денежных средств, в том числе посредством проведения проверок (ревизий) комиссией, сформированной из собственников помещений в многоквартирном доме и (или) привлеченных специалистов, а также должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
проверки наличия соответствующих лицензий, разрешений, проектной и технической документации, иных необходимых для проведения работ и оказания услуг документов;
проверки хода работы по обслуживанию жилищного фонда и придомовых территорий;
контролирования объема и качества оказания услуг, правомерности использования средств;
проверки санитарного и технического состояния домов и придомовых территорий;
иных формах.
Порядок осуществления собственниками контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления устанавливается Жилищным кодексом Российской Федерации, а также соглашением сторон.
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.