Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
25 ноября — День борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
25.11.2014 | Новости

В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. От домашнего насилия чаще всего страдают самые слабые и незащищенные члены семьи — женщины, дети, инвалиды и пожилые люди.

Только за 2013 год от преступных посягательств погибли 9100 женщин, 11300 получили тяжкий вред здоровью. По официальной статистике в 2013 году 46 тыс. несовершеннолетних стали жертвами насильственных преступлений. Около 2 тыс. погибли, 3,6 тыс. получили телесные повреждения. Половина этих преступлений были совершены дома.

По официальным данным МВД РФ на декабрь 2008 года на учётах в милиции стоит 212,7 тыс. семейных дебоширов. Число зарегистрированных преступлений, совершенных в семье растет: только за 2002 — 2006 годы общее количество «домашних» преступлений увеличилось в полтора раза. Однако, следует отметить, что в России отсутствует единая система сбора информации о случаях насилия в семье, официальной статистики не существует. Кроме этого, данная проблема носит латентный характер.

Мировая практика в области борьбы с насилием в семье доказала, что специальный закон о профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства.

Подобные законы уже несколько лет действуют на территории многих стран Западной и Восточной Европы, а также СНГ. Опыт Казахстана, Украины, Молдовы, Киргизии, Чехии, Литвы, а также других стран показал, что случаи внутрисемейного насилия сокращаются от 20 до 40% после принятия подобных законов.

Действие существующего административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства неэффективно. Такие дела возбуждаются только по заявлению потерпевшей стороны в суд, поданному в установленной форме, в соответствии с процедурой частного обвинения. При этом, ни полиция, ни прокуратура в таких делах не участвуют. Пострадавшая сторона должна сама расследовать данное дело, самостоятельно собирать доказательства и представлять их суду, что в ситуациях домашнего насилия практически невозможно для жертвы. В большинстве случаев насилие в семье происходит «за закрытыми дверями» и без свидетелей. Часто жертва и насильник живут вместе, и подавать заявление о случаях насилия, а тем более собирать доказательства небезопасно для жертвы. Кроме того, сбор доказательств для потерпевшего связан с серьезными процессуальными сложностями, так как все доказательства должны добываться в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, что для человека без юридического образования достаточно сложно. В отличие от обвиняемого, частному обвинителю адвокат бесплатно не предоставляется, а оплатить помощь адвоката может не каждый. Кроме того, дела частного обвинения прекращаются в связи с примирением сторон, и возникает опасность давления на жертву со стороны насильника.

Из-за этого многие потерпевшие предпочитают либо не обращаться вовсе в суд, либо после обращения отказываются от дальнейшей борьбы в связи с длительными сроками рассмотрения дел и необходимостью постоянного в них участия, либо в связи с поступающими угрозами и преследованием со стороны обидчиков, либо в связи с изменением обстановки (примирились, боязнь того, что судимость отца скажется на дальнейшей карьере ребенка и т.д.). Таким образом, наблюдается высокая латентность (скрытость) данного вида преступлений, когда преступнику неоднократно удается избежать наказания. Фактически преступления в семейно-бытовой сфере в настоящее время легализованы.

Между тем, дела публичного обвинения таких недостатков лишены, так как расследованием занимаются уполномоченные органы, а обвинение в суде поддерживает прокурор. В тоже время в ситуации насилия в семье, даже если возбуждено уголовное дело публичного обвинения, закон не предусматривает каких-либо мер защиты потерпевшей от преступника на период предварительного расследования и суда.

Также представляется очевидным, что побои или причинение вреда здоровью совершенное членом семьи или родственником представляет большую степень общественной опасности нежели, те же преступления совершенные посторонним человеком. Как уже было сказано, чаще всего нарушитель и пострадавший живут в одном жилом помещение, в связи с этим пострадавший вынужден постоянно испытывать страх за свою безопасность. Кроме того, преступления совершенные в отношении членов семьи посягают, в том числе, и на семейные правоотношения и приводят к более серьезным последствиям (расторжение брака, споры в отношении детей, а в трагических случаях – сиротство), нежели те же самые преступления совершенные посторонним лицом.

Кроме того, для того, чтобы решить эту проблему домашнего насилия не достаточно только изменить уголовное законодательство. Существующие нормы не распространяются на пресечение, профилактику и работу с потенциальными правонарушителями и могут быть применены уже после совершения правонарушения или преступления. Отсутствуют защитные механизмы для потерпевших (охранные предписания, психологическая и юридическая помощь, сеть убежищ, реабилитационных центров и т.д.). Отсутствуют программы по реабилитации как жертв, так и преступников. Между тем, именно эти меры являются саммыми эффективными для преодоления этой ситуации, так как они направлены на профилактику и предотвращение насилия в семье.

В целях принятия Закона о противодействии домашнего насилия граждане РФ обратились с петицией в Правительство Российской Федерации, в Государственную Дума РФ, в ГУ МВД РФ

Этой петицией граждане требуют:

— От Правительства РФ — внести проект закона против домашнего насилия;

— От государственной Думы- вынести закон на чтения и принять;

— От МВД — создать специальное подразделение по противодействию домашнему насилию, внедрить механизм охранного предписания.

Change.org

Последние новости на сайте:
21.02.2025

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

20.02.2025

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.

Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.

С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

17.02.2025

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.

Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

07.02.2025

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины. 

Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

06.02.2025

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.

Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.