Изоляторы временного содержания имеются во всех районных и городских отделах внутренних дел Калининградской области, за исключением ОВД городов Светлого, Гурьевска и районных ОВД г. Калининграда, где имеются только камеры для административно задержанных лиц.
Все они, кроме ИВС ОВД г. Черняховска, располагаются в приспособленных зданиях довоенной постройки, и помещения ИВС не отвечает требованиям «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ СП 12-95 года и Приказа МВД РФ ДСП-96 года, регламентирующих строительство и эксплуатацию помещений ИВС.
В частности, в камерах ИВС отсутствуют кран с водопроводной водой, унитаз; табуреты по количеству содержащихся в них лиц, столы для приема пищи, полки или тумбочки для хранения предметов личной гигиены и других личных вещей подозреваемых и обвиняемых, бачки с питьевой водой, а также в большинстве камер ИВС отсутствуют урны для мусора.
Камеры ИВС ОВД не радиофицированы. Имеются радиоприемники только в коридорных помещениях ИВС, что не соответствует закону.
В большинстве ИВС ОВД области нет прогулочного дворика: в ИВС ОВД городов Багратионовска, Балтийска, Гвардейска, Немана, Озерска, Пионерска, Правдинска, Светлогорска, Советска и в ИВС при УВД области (в 10 из 17 ИВС ).
Имеется прогулочный дворик в ИВС ОВД следующих городов: Гусева, Зеленоградска, Краснознаменска, Нестерова, Полесска, Славска, Черняховска, однако ни во всех указанных ИВС они нормально функционируют.
Во всех ИВС ОВД области отсутствуют санпропускники, санитарная обработка помещений службой СЭС не производится, что создает реальную угрозу для распространения инфекционных заболеваний.
Спальные места камер состоят из дощатого настила, что противоречит закону. Индивидуальных спальных мест нет. Камеры не имеют надлежащих окон для естественного освещения, а в отдельных камерах ИВС (в ИВС ОВД Багратионовска, Светлогорска, Балтийска) совсем нет окон. Задержанным и арестованным лицам выдаются только матрацы, байковые одеяла, части лиц – подушки. Иными спальными принадлежностями (простынями, наволочками, полотенцами) подозреваемые и обвиняемые не обеспечиваются.
Указанные принадлежности для сна санитарной обработке не подвергаются из-за отсутствия санпропускников, прачечных и денежных средств, предназначенных для заключения договоров с указанными службами.
В ИВС отсутствуют медицинские работники и соответствующие медицинские кабинеты.
Организация санитарно-противоэпидемического режима в ИВС возложена на дежурную службу, недостаточно компетентную в этих вопросах. Журналы по санитарии и пожарной безопасности не ведутся.
Приготовление горячей пищи для лиц, содержащихся в ИВС, производится по договору с предприятиями общественного питания городов, в которых они расположены. Обеспечение горячей пищей, как правило, производится один раз в день – на обед. Обеденное меню состоит из трех блюд. Распорядком дня не предусмотрен завтрак и ужин. На завтрак и ужин им подается только горячий чай и хлеб, а в отдельных ИВС и сахар. Но это не является достаточным питанием для поддержания состояния здоровья лиц, содержащихся в ИВС и противоречит закону. Однако трехразовое питание организовано в Зеленоградске, где руководством ОВД заключен договор со школьной столовой и в ИВС ОВД Правдинского района, где кормление заключенных в ИВС лиц также производится три раза и пища приготавливается одним из сотрудников ИВС на выделяемые для этих целей средства из федерального бюджета, что является положительным примером для остальных ИВС ОВД.
Помещения ИВС ОВД и все камеры оборудованы принудительной вентиляцией воздуха, за исключением ИВС городов Краснознаменска и Озерска.
Естественная вентиляция имеется не во всех ИВС, однако имеющаяся естественная вентиляция является недостаточной для проветривания камер и достаточного поступления воздуха для содержащихся в камерах лиц (например, в камерах ИВС ОВД городов Светлогорска, Балтийска, Багратионовска).
В соответствии со ст. ст. 17, 22, 23, 24 Федерального Закона Российской Федерации «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Приказом Министерства внутренних дел № 41 от 26 января 1996 года и пунктом 3 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ от 26 января 1996 года № 41, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Им предоставляются индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, постельное белье (матрацы, подушки, простыни, наволочки, одеяло), посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Камеры ИВС оборудуются столом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды, урной для мусора.
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками, телевизорами и вентиляционным оборудованием.
По заявлении. Подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач.
В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Им предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому.
Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.
Содержащиеся в ИВС лица имеют право пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяется Правилами внутреннего распорядка, имеют право получать посылки и передачи, получать и отправлять денежные переводы, получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей, за плату имеют право на телефонные переговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.
Не реже одного раза в неделю им предоставляется возможность помыться в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Арестованные имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, а также на личную безопасность.
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, по возможности телевизорами, холодильниками, вентиляционным оборудованием.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв.м.
Изложенные материалы проверок ИВС ОВД Калининградской области позволяют Уполномоченному по правам человека в Калининградской области сделать следующие выводы:
Условия содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в изоляторах временного содержания ОВД Калининградской области являются ненадлежащими, поскольку не обеспечивают их права и свободы, предусмотренные:
· Конституцией Российской Федерации (ст. 21);
· Федеральным Законом Российской Федерации «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ( ст. 23 );
· Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ от 26 января 1996 года № 41(пункту № 3);
· Приказом Министерства внутренних дел № 41 от 26 января 1996 года;
· Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (ст.5-6 Конвенции).
Грубо нарушаются права заключенных на материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение и ежедневное, регулярное сбалансированное питание (ст. 22, 23, 24 Федерального Закона РФ «О содержании подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений»).
Приведенные условия содержания указывают на унижающее достоинство обращение с лицами, содержащимися в ИВС ОВД Калининградской области, что является нарушением статьи 3 Европейской Конвенции «О защите прав и основных свобод», Конституции РФ.
Отмеченные ненадлежащие условия содержания в ИВС ОВД области причиняют содержащимся там лицам физические и нравственные страдания, являются основанием для многочисленных обращений на ненадлежащие условия содержания в ИВС к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, а также с исками в суд о взыскании компенсации морального вреда. В аппарат Уполномоченного в текущем году поступило 25 жалоб на ненадлежащие условия содержания в ИВС ОВД городов Светлогорска, Багратионовска, Гвардейска, Полесска, Немана. Из них: 15 – из Багратионовска, 7 – из Светлогорска, 1 – из Немана, 1 – из Полесска, 1 – из Гвардейска.
В соответствии со ст. ст. 150 – 151 Гражданского Кодекса РФ здоровье и иные неимущественные права, и нематериальные блага, принадлежащие гражданину в силу закона, подлежат судебной защите.
В настоящее время уже имеется судебная практика, анализ которой показывает, что районными федеральными судами области вынесены судебные решения, удовлетворяющие иски подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, в пользу которых взыскана денежная компенсация морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в отдельных ИВС ОВД области. Такие решения приняты районными судами городов Гвардейска, Светлогорска, Багратионовска, Правдинска, Немана, Озерска, Гусева и др. Компенсация морального вреда взыскана в размере от 400 рублей до 5000 рублей.
Районными судами Калининградской области вынесено 16 решений о взыскании компенсации морального вреда: Гусмевским горсудом – 5 решений (по искам Левченкова С.А., Чувандейкина В.Е., Руткаускаса Р.В., Ильина А.Е.); Озерским райсудом – 3 решения (по искам Левченкова С.А., Исакова В.А., Белова В.В.); Гвардейским райсудом – 2 решения (по искам Мельникова В.В.); Светлогорским горсудом – 3 решения (по искам Буртового Д.В., Тиминюка О.В., Лобузнова Д.Ю.).
Общая сумма компенсации морального вреда составляет – 34 500 рублей.
Для улучшения санитарного состояния помещений ИВС необходимо руководителям ОВД провести консультации с местными службами СЭС на предмет заключения договоров по санитарной обработке помещений ИВС.
Привести ИВС ОВД области в надлежащее, отвечающее требованиям закона состояние, возможно и путем выделения денежных средств из Федерального бюджета для указанных выше целей, а также путем обращения руководителей территориальных отделов внутренних дел в органы местного самоуправления с ходатайствами об оказании практической помощи в решении задач, связанных с улучшением условий содержания в ИВС.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области И.Ф. Вершинина
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.