Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Специфическое геополитическое положение области способствует возникновению ряда проблем, как для самих жителей региона, так и для проживающих на ее территории иностранных граждан, лиц без гражданства.
Проблемы возникли при реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации.
Введение платной процедуры для оформления виз, необходимость предъявления документов, подтверждающих цель поездки, привело к сокращению приграничного сотрудничества, негативно сказалось на развитии туризма, гуманитарных контактов между людьми. Не в полной мере происходит реализация экономических, социальных, культурных прав жителей Калининградской области и жителей соседних стран.
Соглашение поставило в неравные условия жителей Калининградской области и граждан остальной части России. Жителям региона для посещения своих родных и друзей на Украине и Белоруссии необходимо приобретать визы, а жители России могут посещать эти страны на безвизовой основе.
Для жителей Калининградской области ухудшились условия реализации экономических, культурных прав, прав на свободу передвижения, так как после заключения Соглашения Российской Федерации и Европейского Союза были отменены льготные условия оформления национальных виз в Литву и Польшу.
Упрощенные требования к отдельным категориям граждан по оформлению многократных виз сроком на 5 лет или освобожденным от уплаты визового сбора, предусмотренные Соглашением, не распространяются на лиц, совершающих неофициальные поездки.
Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности оформления жителям региона многократных виз сроком на один год.
Данное Соглашение негативное сказалось на реализации прав мигрантов, проживающих на территории Калининградской области. После вступления Литвы в Европейский Союз и изменения порядка пересечения государственной границы РФ, имеются случаи нарушения прав мигрантов на свободу передвижения, обусловленные трудностями в оформлении документов, удостоверяющих личность мигранта, а также проблемы с легализацией их на территории региона.
Для оформления документов на легальное проживание в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства должны предоставить в компетентные структуры ряд действительных документов, имеющих ограниченный срок действия. Если срок документа истек, то заявителю приходится выезжать за получением нового в государство, где он ранее проживал, либо в посольство (консульство) данной страны на территории Российской Федерации. При отсутствии соответствующих действительных документов они не могут выехать железнодорожным транспортом, а из-за высокой стоимости билета на самолет, не всегда могут воспользоваться услугами авиакомпаний.
Следовательно, увеличивается количество нелегально проживающих на территории Калининградской области граждан, которые не имеют возможности легализоваться в России, пользоваться в полной мере всеми правами.
Рекомендуется принять комплекс мер по упрощению визового режима для жителей региона, а также необходимо продолжать активно вести работу по привлечению в Калининградскую область представителей различных консульских служб для решения проблем соотечественников.
Несомненно, в настоящий момент миграционная ситуация в Калининградской области изменилась. Доля законно проживающих и работающих иностранцев в области увеличилась. Но многие серьезные проблемы не решены до сих пор. Например, легализация бывших соотечественников, прибывших в Россию на основании безвизового режима и проживающих в Калининградской области много лет. Данная группа людей остается уязвимой в социальных, экономических и других правах. Отсутствие действительных документов, удостоверяющих личность у родителей, влечет невозможность оформления их детям свидетельств о рождении и других правоустанавливающих документов, что является нарушением п.1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка ООН, ратифицированной Российской Федерацией. В соответствии с этой конвенцией, ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретения гражданства. Однако проблема оформления таким детям различных документов остается острой и не всегда находит понимание в компетентных органах.
Положения Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривают ограничения для оформления разрешения на временное проживание или вида на жительства для лиц, больных наркоманией, туберкулезом, либо не имеющих сертификата об отсутствии у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдающих инфекционными заболеваниями, которые представляют опасность для окружающих.
Проблемой в данном случае является положение лиц без определенного правового статуса, постоянно проживающих на территории региона 10 и более лет и являющихся больными туберкулезом, либо являющихся носителями ВИЧ-инфекции.
Отсутствие возможности у таких лиц легализовать своё нахождение в РФ является причиной неэффективного контроля над ними со стороны государственных органов. Кроме того, вследствие отсутствия у них гражданской принадлежности, государство не может осуществить их административное выдворение из РФ.
Многие из этих людей проживают в Калининградской области более 10 лет и давно уже интегрировались в общество и имеют устойчивую правовую связь с государством.
Основные проблемы, связанные с реализацией прав мигрантов, возникли в период с 2001 по 2005 г.г. и представляют собой:
— трудности легализации мигрантов;
— проблемы с обменом паспортов граждан СССР на паспорта граждан России;
— недостаточное правовое просвещение мигрантов;
— проблемы с оформлением свидетельств о рождении несовершеннолетним детям, родившимся от нелегальных мигрантов;
— неудовлетворительное социальное и медицинское обеспечение мигрантов, в том числе их детей;
— нерешенность вопросов с реализацией прав мигрантов на жилье.
В настоящее время количество жалоб, поступающих в Аппарат Уполномоченного по вопросам нарушения прав мигрантов, значительно сократилось. Это связано с вступившими в 2007 году новыми законами, позволяющими мигрантам решить свои проблемы.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Российской Федерации Вершинина Ирина Федоровна.
Текст Доклада на английском языке здесь

26 марта 2025 года в МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Банева Екатерина Евгеньевна и Самойленко Александра Александровна приняли участие во Всероссийской акции «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями».
Акция проводится по инициативе Рособрнадзора ежегодно, начиная с 2017 года. Её цель — снизить психологическую нагрузку на выпускников и их родителей, а также наглядно продемонстрировать процедуру проведения единого госэкзамена.

25 марта Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова проинформировала о результатах своей работы в 2024 году членов Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в преддверии представления Доклада Уполномоченного на пленарном заседании Совета Федерации.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин, а также сотрудники аппарата Уполномоченного приняли участие в совещании в режиме видео-конференц-связи.

21 марта состоялось практическое занятие со студентами Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Западного филиала РАНХиГС).
Мероприятие провела ведущий консультантом Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ларина Светлана Юрьевна.

