Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения проект приказа «Об утверждении Порядка конвоирования по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию».
Документ подготовлен в целях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р.
Проектом приказа устанавливаются права и обязанности подозреваемых, обвиняемых и осужденных при конвоировании, предусматривается улучшение условий перемещения осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию, в том числе женщин со сроком беременности свыше шести месяцев и женщин с детьми, а также конвоируемых лиц, являющихся инвалидами с ограниченными возможностями передвижения.
Кроме того, проектом приказа:
— на 30 % сокращаются нормы посадки конвоируемых лиц в общих камерах спецавтомобилей при конвоировании на расстоянии свыше
200 километров, а также при среднесуточной температуре окружающего воздуха в летний период свыше 25 градусов по Цельсию, что позволяет улучшить условия перевозки указанных лиц;
— запрещено размещение в одиночных камерах спецавтомобилей осужденных и лиц, заключенных под стражу, с крупным телосложением (чрезмерная полнота или высокий рост);
— предусмотрены и регламентированы санитарные остановки
для вывода в туалет и создания необходимых условий для приема пищи на автодорожных маршрутах, время движения по которым превышает 6 часов;
— предусмотрена перевозка осужденных и лиц, заключенных
под стражу, являющихся инвалидами с ограниченными возможностями передвижения (инвалидов-колясочников), беременных женщин и женщин с детьми на отдельных специальных автомобилях, а на дальние расстояния – воздушным транспортом;
— предусмотрено размещение конвоируемых лиц в камерах спецавтомобилей с учетом перевозимых ими личных вещей.
Регламентирование режима и условий конвоирования, предусмотренное в проекте приказа, носит детализированный характер, исключающий возможности толкования и применения тех или иных норм по усмотрению должностных лиц. Это обеспечит неукоснительное соблюдение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Проект приказа размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов до 18.07.2024 года.

01.10.2025 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки был организован прием граждан.
Юридическая помощь оказана пятерым гражданам.
Заявители обращались по вопросам защиты социальных, жилищных прав, прав на охрану здоровья и свободу передвижения.

31.07.2025 года Федеральным законом №326-ФЗ внесены изменения в законодательство, регламентирующее порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, направленные на обеспечение условий нахождения в конвойных помещениях в зданиях судов.
В тот же день принят Федеральный закон №323-ФЗ, которым уточнены полномочия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе в части определения порядков материально-технического обеспечения уголовно-исполнительной системы, конвоирования, применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В среду, 01 октября, с 10:00 до 13:00 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич проведет прием в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки.

25 сентября 2025г. Владимир Никитин принял участие в семинаре-тренинге для уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, темой которого стала защита прав осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Президент России Владимир Владимирович Путин приветствовал участников Всероссийского совещания уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и призвал принципиально реагировать на любые нарушения в сфере уголовно-правового и уголовно-исполнительного законодательства, эффективнее использовать предусмотренные законом инструменты по защите прав граждан в судах.