Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг за годы, что он занимается правозащитной деятельностью по всему миру, повидал многое. Был в тюрьмах, в лагерях беженцев, в зонах вооружённых конфликтов. В Калининграде же ему пришлось вникать в безобидную с виду тему – нарушение из-за визовых сложностей права местных жителей на свободное передвижение.
Особенный ресурс
Еврокомиссар «специализируется», как правило, на «базисных» правах (на жизнь, здоровье, неприкосновенность жилища и так далее). При этом он занимается не проблемами конкретного человека, а рассматривает ситуацию, доведшую до нарушения, в комплексе и уже на её исправление пытается повлиять. Именно пытается, поскольку юридически значимых полномочий (кому-то приказать, запретить, разрешить) у него нет.
«Административный ресурс» комиссара Совета Европы в том, что перед ним охотнее, чем перед обычным гражданином, открывают двери высоких кабинетов. И уже там, общаясь, например, с лидерами государств, он может указать на проблемную ситуацию. Сложную тему, публично озвученную комиссаром, трудно проигнорировать – чиновники, в чей адрес прозвучал упрёк, стараются, как правило, «загладить» свою вину.
Заявления для Европы
Именно поэтому Хаммарберга позвали в Калининградскую область, в которой он (по приглашению уполномоченного по правам человека Ирины Вершининой) провёл два дня. Вершинина полагает, что права калининградцев, лишившихся год назад бесплатных и многократных, выдававшихся без приглашения и, как правило, на долгий срок польских и литовских виз, нарушаются.
Напомним, льготы были отменены вступившим в силу прошлым летом Соглашением между РФ и ЕС о взаимном упрощении порядка выдачи виз. Калининградцев уравняли с жителями «большой» России – никаких преференций мы, несмотря на особое географическое положение, не имеем. Возникли проблемы. Облдума уже дважды за год обращалась к президенту РФ с просьбой повлиять на европейских партнёров, добиться от них либерализации визового режима. МИД РФ предлагал Литве пойти на уступки и приступить к масштабной выдаче калининградцам своих национальных (не распространяющихся на шенгенскую зону) виз в прежнем льготном режиме.
Навстречу российским пожеланиям не идут пока ни в Вильнюсе, ни в Брюсселе, настойчиво предлагая «домашнюю заготовку» — спецпропуска для нескольких тысяч жителей 30-километровой приграничной зоны (по сути, те же визы, только «вид сбоку»). Поэтому сам факт визита комиссара и последовавшие по его итогам заявления адресованы по большей части именно евробюрократии.
К чему новые барьеры?
Председатель думского международного комитета Борис Баталин, выступая во вторник на «круглом столе» с участием Хаммарберга, заявил, что расширение ЕС создало дополнительные барьеры как для калининградцев, так и для европейцев. «Жители региона, отправляющиеся к родственникам в Белоруссию и Украину, вынуждены для проезда по Литве оформлять разовую шенгенскую визу стоимостью 35 евро, тогда как остальные россияне от этой необходимости избавлены», — заявил Баталин. По его мнению, шенгенская система, при которой виза одной страны-участницы соглашения открывает для посещения и остальные государства, не стала благом для калининградцев.
Чуть позже Ирина Вершинина отметила: «Возможно, наши рассуждения могут показаться наивными, даже детскими. Но мы, столкнувшись с шенгенскими правилами только сейчас, имеем на них взгляд более свежий, чем у остальных. Не устарели ли шенгенские нормы?»
Все выступавшие сошлись в одном – Калининградской области нужны бесплатные и долгосрочные мультивизы в соседние страны, это не прихоть, а объективная необходимость.
Испытано на себе
Нашлось немало желающих на личном примере засвидетельствовать, как визовые проблемы осложняют жизнь.
Художница Ольга Дмитриева сообщила, что когда её сын вместе с другими ребятами из художественной школы выезжает в соседнюю Литву на выставку, то на делегацию из десяти детей и трёх взрослых приходится оформлять не менее 45 разных документов – все они требуются консульству.
Эксперт финансируемого Евросоюзом проекта «Развитие административного потенциала Калининградской области» Евгений Лохматов рассказал, что реализация этого проекта осложняется именно из-за визовых нюансов – иностранные эксперты ограничены в своём пребывании на территории региона по времени. Директор Агентства регионального экономического развития Алексей Игнатьев поведал иную историю – хотел вывезти в рамках программы ЕС местных бизнесменов в Литву, а им не дали визы. Член Общественного совета при облдуме Людмила Васильева обратила внимание комиссара Хаммарберга на то, что калининградские семьи не могут часто контактировать со своими родственниками, проживающими в «большой» России. Виной тому, по её мнению, всё тот же визовый вопрос: «Родные теряют связь друг с другом. И это страшно».
И именно из-за виз, по словам начальника регионального отдела по туризму Марины Друтман, Калининградская область теряет немалые деньги – после прошлогоднего соглашения об упрощении, обернувшегося на деле усложнением, туристы из соседних стран практически перестали к нам ездить.
Иностранные дипмиссии на «круглом столе» представлял генконсул Королевства Швеция в Калининграде Манне Вэнгборг. В беседе с автором этих строк он отметил, что получение виз – совершенно нормальная практика, применяемая во всём мире, так что спорить тут вроде как и не о чем. Однако участники «круглого стола» протестовали не против виз, а против сложившегося без учёта региональной специфики порядка их выдачи калининградцам.
«Вы меня убедили!»
Чтобы комиссар Хаммарберг лучше понимал, о чём идёт речь, член региональной Общественной палаты Олег Турушев предложил ему проблемы калининградцев пропустить, что называется, через себя. «Что бы вы почувствовали, если бы направлялись из Стокгольма в Копенгаген, а вас бы заставили получить для проезда визу в российском посольстве, причём заплатив за это российскими же рублями?» — с хитрым видом спросил Турушев. Хаммарберг не нашёлся, что ответить, лишь удивлённо поднял брови. Во время кофе-брейка этот же вопрос ему задали вновь, но уже в журналистском исполнении. «Я был бы очень раздражён», — ответил еврокомиссар.
И когда выступления калининградцев (а они даже дошли до не совсем уместного «Раньше мы могли на обед съездить в Ниду!») завершились, Томас Хаммарберг заявил: «Вы меня убедили! Здесь есть проблема, и что-то надо делать». По его мнению, правила выдачи виз вполне можно пересмотреть. «Ничего страшного, если они будут реформированы, не случится. В итоге могут выиграть все, в том числе и жители соседних с регионом стран», — заметил еврокомиссар. Он сообщил, что бюрократические трудности, с которыми калининградцам приходится сталкиваться при оформлении виз, удивили его. «Это, конечно, осложняет реализацию права на свободу передвижения. И тут есть некоторые аспекты, по которым я могу предпринять действия в самые краткие сроки», — пообещал Хаммарберг.
Ирина Вершинина, услышав эти слова, обрадовалась: «Мы сдвинем эту гору! Это лишь вопрос времени!» В ближайшее время первые лица России и Евросоюза получат подписанное Хаммарбергом обращение с просьбой решить наш визовый вопрос.
exclav.rul

Уважаемые ветераны, дорогие соотечественники!
От всей души поздравляю вас с Днём Великой Победы! Этот праздник — символ беспримерного мужества, стойкости и единства нашего народа перед лицом испытаний.


С 14 апреля по 02 мая 2025 года в Аппарате Уполномоченного по правам человека производственную преддипломную практику проходили Царева Екатерина Юрьевна и Сячинова Виолетта Алексеевна, студенты 4 курса очной формы обучения, обучающаяся по направлению подготовки «Юриспруденция».


24 апреля 2025 г. под председательством Министра юстиции Российской Федерации Константина Чуйченко состоялось седьмое Всероссийское совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. В формате ВКС в нём приняла участие ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Орлова Н.Б.