29-30 июня 2007 года в г.Калининграде проходил семинар «Торговля людьми в Калининградской области: проблемы и поиск решений», организованный Международной Организацией по миграции (МОМ).
В семинаре приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, ФМС РФ по Калининградской области, Калининградского областного суда, УФСБ РФ по Калининградской области, пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, следственного управления МВД по Северо-Западному округу РФ, юридического факультета РГУ им.Канта, Калининградского пограничного института, Калининградского юридического института и др.
С результатами исследований по проблеме торговли людьми, деятельности МОМ по предотвращению работорговли участников семинара ознакомили начальник бюро МОМ в Вильнюсе Аудра Сипавичене, эксперты МОМ в Москве Елена Тюруканова и Дмитрий Бабин.
Начальник Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Астраханской области Ринат Салехов и начальник департамента противодействия торговле людьми МВД Украины, эксперт МОМ в г.Киеве Михаил Андриенко ознакомили участников семинара с ситуацией по торговле людьми в своих регионах, поделились опытом расследования преступлений, связанных с торговлей людьми.
Международная организация по миграции (МОМ) активно работает по противодействию торговле людьми во всем мире. В марте 2006г. начался масштабный анти-траффикинговый проект МОМ в России, включающий все основные формы борьбы с этим явлением: меры по превенции, включая информирование и снижение спроса на рабский труд и секс-эксплуатацию; создание центров и убежищ для оказания помощи жертвам; исследовательскую работу; повышение потенциала правоохранительных органов по выявлению и наказанию соответствующих преступлений.
С 2006 года МОМ реализует проект «Анализ ситуации и укрепление потенциала противодействия торговле людьми в Калининградской области», который является совместной инициативой представительств МОМ в Финляндии и странах Балтии в сотрудничестве с МОМ в Москве и является составной частью общей региональной программы в регионе Балтийского моря по развитию потенциала в сфере противодействия торговле людьми в рамках расширения партнерства в Северной Европе.
Проект начался с исследования ситуации с торговлей людьми и политики противодействия этому явлению в регионе.
В настоящее время реализуется второй этап проекта, направленный на укрепление сотрудничества между правоохранительными органами и другими структурами, социальными службами и неправительственными организациями.
В исследовании ситуации с торговлей людьми в Калининградской области приняли участие более 30 экспертов из Калининградской области, были исследованы документы, в т.ч. доклады Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, аналитические публикации и материалы СМИ, и неправительственных организаций.
Калининградская область, как и Россия в целом, является регионом выезда, транзита и назначения для различных категорий мигрантов.
Основные формы торговли людьми в регионе:
1. Вывоз людей, особенно женщин, в том числе и несовершеннолетних, для секс-эксплуатации из Калининградской области за рубеж. В качестве направлений вывоза фигурируют в основном страны ЕС: Польша, Германия, Турция, Греция. Наиболее уязвимыми группами в такой торговле являются молодые женщины и девушки из социально неблагополучных семей, бедные, безработные, занятые в местной секс-индустрии, подвергающиеся насилию в семье.
2. Сексуальная эксплуатация женщин, в том числе и несовершеннолетних, в сфере секс-бизнеса на территории области. Жертвами такой эксплуатации становятся как местные женщины и дети, так и мигранты из других регионов России, а также других стран, в первую очередь государств СНГ (Украины, Беларуси, Молдавии, Узбекистана и др.).
3. Эксплуатация рабского труда, в основном мигрантов, на территории области в некоторых секторах экономики (строительство, торговля на рынках, производство контрафактной продукции на подпольных предприятиях, работа в частных домохозяйствах, в том числе в селах. Жертвами этой формы трафика становятся в основном мигранты из стран СНГ, в последнее время — особенно из стран Центральной Азии.
4. Специфической формой торговли людьми для КО являются криминальные сделки с моряками и лицами, нанимающимися на транспортные, рыболовецкие и иные суда для работы в море. В данной сфере существуют массовые обманы и нарушения прав человека, вплоть до ситуаций торговли людьми и рабства.
В последние годы в области стала все отчетливее проявляться нехватка кадров. КО постепенно превращается в один из наиболее крупных импортеров рабочей силы в России. В области находится значительное количество трудовых и вынужденных мигрантов, которые часто работают нелегально, поэтому представляют одну из наиболее массовых групп риска с точки зрения распространения торговли людьми и рабских практик. Сохранению нелегального положения способствуют многочисленные административные барьеры на пути легализации мигрантов и их занятости. Из-за нелегального положения и «вынужденного согласия» мигрантов на любые условия работы, случаи рабского труда и криминальной эксплуатации очень латентны и, как правило, не выявляются.
В регионе в условиях особой экономической зоны активно развивается малый и средний частный бизнес. Однако недостаточно благоприятные условия для его развития часто вынуждают предпринимателей использовать дешевый труд нелегальных рабочих, в том числе с применением различных форм эксплуатации и криминального контроля над работниками (изъятие паспортов, использование долговой зависимости, обманы, принуждение к работе, не оговоренной в контрактах и пр.).
Участники семинара предположили, что геополитическое эксклавное положение Калининградской области может усугублять риски торговли людьми.
В регионе слабее, чем во многих других регионах ведется работа по противодействию торговле людьми со стороны правоохранительных органов: преступления, связанные с торговлей людьми, практически не выявляются и не расследуются. Это выражается в отсутствии уголовных дел по данному виду преступлений. Жертвы торговли людьми не идентифицируются как таковые, даже если они «проходят» по другим преступлениям, и не получают необходимой помощи и защиты.
Участники семинара пришли к необходимости комплексных действий по улучшению противодействия торговле людьми как со стороны ключевых госструктур, так и НПО:
1. Кампания по информированию широкой публики и формированию гражданской позиции нетерпимости по отношению к эксплуатации человека и сделкам с людьми.
2. Ряд целенаправленных информационных и обучающих акций для уязвимых групп (– выпускников средних школ и учебных заведений, детей, оставшихся без попечения родителей, из социально уязвимых семей, лиц, ищущих работу, в том числе за рубежом; клиентов брачных, модельных и иных подобных агентств, мигрантов.
3. Информационные и обучающие мероприятия для специалистов:
— для правоохранительных органов (особенно, по методам выявления преступлений,правилах обращения с жертвами);
— для работников социальных служб, том числе по работе с несовершеннолетними; для работников служб занятости, государственной инспекции труда;
— представителей органов системы МИД; миграционных и пограничных властей, администрации области;
— профсоюзов моряков и других организаций, защищающих права моряков;
— учителей.
4. Мониторинг ситуации: определение масштабов и степени распространенности различных форм эксплуатации, ассоциирующихся с торговлей людьми; выявление, документирование и анализ крайних случаев рабства и торговли людьми; анализ спроса на дешевый труд по отраслям и сексуально окрашенные услуги в КО и др.
Особое внимание на семинаре было уделено выработке мер по активизации работы правоохранительных органов по противодействию торговле людьми:
1. Повышение приоритетности работы по данной проблеме, с соответствующими изменениями в отчетности (путем подписания декларации о намерениях, соглашения, инициирования инструкции «сверху» и др.).
2. Организация обмена мнениями между представителями правоохранительных органов Калининградской области и других регионов, где уголовная практика по данным делам более развита, о наиболее эффективных способах организации оперативной деятельности по выявлению преступлений.
3. Активизация международного взаимодействия по данной проблеме, в частности с Польшей, Литвой, Германией и другими странами ЕС, а также с основными регионами поставщиками мигрантов в регион. Такое взаимодействие должно осуществляться на уровне правоохранительных органов, других ключевых государственных структур, и НПО.
Светлана Ларина, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО «Лига избирательниц Калининградской области», участница семинара
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области (далее - Управление) по поручению Минюста России актуализирован перечень региональных и муниципальных льгот и мер социальной поддержки, предоставляемых в настоящее время военнослужащим и членам их семей, а также перечень нормативных правовых актов Калининградской области и муниципальных нормативных правовых актов, которыми утверждены указанные льготы (меры).
В среду, 15.01.2025 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 5 граждан: 3 человека было принято на личном приеме, 1 человек по электронной почте и 1 проконсультирован по телефону.
Поступили обращения по следующим вопросам: нарушение прав призывника, вопрос о привлечении к ответственности за нецелевое использование земельного участка, земельный спор с собственником соседнего участка, вопрос об оформлении документов и оказанию юридической помощи в суде пенсионеру.
Закон Калининградской области от 24.12.2024 N 404 устанавливает льготу в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа на проезд железнодорожным транспортом общего пользования пригородного сообщения на территории Калининградской области обучающимся общеобразовательных организаций, студентам очной формы обучения профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Дорогие калининградцы!
С наступающим Новым годом!
В этот особенный момент мы подводим итоги уходящего года и с надеждой смотрим в будущее.
Новый год — это время перемен, новых начинаний и исполнения самых заветных желаний. И что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, мы всегда обязаны помнить о тех, кто сегодня защищает нашу Родину.
2025 год объявлен в России Годом защитника Отечества в честь наших героев: и участников специальной военной операции сегодня, и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину, во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм.