29-30 июня 2007 года в г.Калининграде проходил семинар «Торговля людьми в Калининградской области: проблемы и поиск решений», организованный Международной Организацией по миграции (МОМ).
В семинаре приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, ФМС РФ по Калининградской области, Калининградского областного суда, УФСБ РФ по Калининградской области, пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, следственного управления МВД по Северо-Западному округу РФ, юридического факультета РГУ им.Канта, Калининградского пограничного института, Калининградского юридического института и др.
С результатами исследований по проблеме торговли людьми, деятельности МОМ по предотвращению работорговли участников семинара ознакомили начальник бюро МОМ в Вильнюсе Аудра Сипавичене, эксперты МОМ в Москве Елена Тюруканова и Дмитрий Бабин.
Начальник Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Астраханской области Ринат Салехов и начальник департамента противодействия торговле людьми МВД Украины, эксперт МОМ в г.Киеве Михаил Андриенко ознакомили участников семинара с ситуацией по торговле людьми в своих регионах, поделились опытом расследования преступлений, связанных с торговлей людьми.
Международная организация по миграции (МОМ) активно работает по противодействию торговле людьми во всем мире. В марте 2006г. начался масштабный анти-траффикинговый проект МОМ в России, включающий все основные формы борьбы с этим явлением: меры по превенции, включая информирование и снижение спроса на рабский труд и секс-эксплуатацию; создание центров и убежищ для оказания помощи жертвам; исследовательскую работу; повышение потенциала правоохранительных органов по выявлению и наказанию соответствующих преступлений.
С 2006 года МОМ реализует проект «Анализ ситуации и укрепление потенциала противодействия торговле людьми в Калининградской области», который является совместной инициативой представительств МОМ в Финляндии и странах Балтии в сотрудничестве с МОМ в Москве и является составной частью общей региональной программы в регионе Балтийского моря по развитию потенциала в сфере противодействия торговле людьми в рамках расширения партнерства в Северной Европе.
Проект начался с исследования ситуации с торговлей людьми и политики противодействия этому явлению в регионе.
В настоящее время реализуется второй этап проекта, направленный на укрепление сотрудничества между правоохранительными органами и другими структурами, социальными службами и неправительственными организациями.
В исследовании ситуации с торговлей людьми в Калининградской области приняли участие более 30 экспертов из Калининградской области, были исследованы документы, в т.ч. доклады Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, аналитические публикации и материалы СМИ, и неправительственных организаций.
Калининградская область, как и Россия в целом, является регионом выезда, транзита и назначения для различных категорий мигрантов.
Основные формы торговли людьми в регионе:
1. Вывоз людей, особенно женщин, в том числе и несовершеннолетних, для секс-эксплуатации из Калининградской области за рубеж. В качестве направлений вывоза фигурируют в основном страны ЕС: Польша, Германия, Турция, Греция. Наиболее уязвимыми группами в такой торговле являются молодые женщины и девушки из социально неблагополучных семей, бедные, безработные, занятые в местной секс-индустрии, подвергающиеся насилию в семье.
2. Сексуальная эксплуатация женщин, в том числе и несовершеннолетних, в сфере секс-бизнеса на территории области. Жертвами такой эксплуатации становятся как местные женщины и дети, так и мигранты из других регионов России, а также других стран, в первую очередь государств СНГ (Украины, Беларуси, Молдавии, Узбекистана и др.).
3. Эксплуатация рабского труда, в основном мигрантов, на территории области в некоторых секторах экономики (строительство, торговля на рынках, производство контрафактной продукции на подпольных предприятиях, работа в частных домохозяйствах, в том числе в селах. Жертвами этой формы трафика становятся в основном мигранты из стран СНГ, в последнее время — особенно из стран Центральной Азии.
4. Специфической формой торговли людьми для КО являются криминальные сделки с моряками и лицами, нанимающимися на транспортные, рыболовецкие и иные суда для работы в море. В данной сфере существуют массовые обманы и нарушения прав человека, вплоть до ситуаций торговли людьми и рабства.
В последние годы в области стала все отчетливее проявляться нехватка кадров. КО постепенно превращается в один из наиболее крупных импортеров рабочей силы в России. В области находится значительное количество трудовых и вынужденных мигрантов, которые часто работают нелегально, поэтому представляют одну из наиболее массовых групп риска с точки зрения распространения торговли людьми и рабских практик. Сохранению нелегального положения способствуют многочисленные административные барьеры на пути легализации мигрантов и их занятости. Из-за нелегального положения и «вынужденного согласия» мигрантов на любые условия работы, случаи рабского труда и криминальной эксплуатации очень латентны и, как правило, не выявляются.
В регионе в условиях особой экономической зоны активно развивается малый и средний частный бизнес. Однако недостаточно благоприятные условия для его развития часто вынуждают предпринимателей использовать дешевый труд нелегальных рабочих, в том числе с применением различных форм эксплуатации и криминального контроля над работниками (изъятие паспортов, использование долговой зависимости, обманы, принуждение к работе, не оговоренной в контрактах и пр.).
Участники семинара предположили, что геополитическое эксклавное положение Калининградской области может усугублять риски торговли людьми.
В регионе слабее, чем во многих других регионах ведется работа по противодействию торговле людьми со стороны правоохранительных органов: преступления, связанные с торговлей людьми, практически не выявляются и не расследуются. Это выражается в отсутствии уголовных дел по данному виду преступлений. Жертвы торговли людьми не идентифицируются как таковые, даже если они «проходят» по другим преступлениям, и не получают необходимой помощи и защиты.
Участники семинара пришли к необходимости комплексных действий по улучшению противодействия торговле людьми как со стороны ключевых госструктур, так и НПО:
1. Кампания по информированию широкой публики и формированию гражданской позиции нетерпимости по отношению к эксплуатации человека и сделкам с людьми.
2. Ряд целенаправленных информационных и обучающих акций для уязвимых групп (– выпускников средних школ и учебных заведений, детей, оставшихся без попечения родителей, из социально уязвимых семей, лиц, ищущих работу, в том числе за рубежом; клиентов брачных, модельных и иных подобных агентств, мигрантов.
3. Информационные и обучающие мероприятия для специалистов:
— для правоохранительных органов (особенно, по методам выявления преступлений,правилах обращения с жертвами);
— для работников социальных служб, том числе по работе с несовершеннолетними; для работников служб занятости, государственной инспекции труда;
— представителей органов системы МИД; миграционных и пограничных властей, администрации области;
— профсоюзов моряков и других организаций, защищающих права моряков;
— учителей.
4. Мониторинг ситуации: определение масштабов и степени распространенности различных форм эксплуатации, ассоциирующихся с торговлей людьми; выявление, документирование и анализ крайних случаев рабства и торговли людьми; анализ спроса на дешевый труд по отраслям и сексуально окрашенные услуги в КО и др.
Особое внимание на семинаре было уделено выработке мер по активизации работы правоохранительных органов по противодействию торговле людьми:
1. Повышение приоритетности работы по данной проблеме, с соответствующими изменениями в отчетности (путем подписания декларации о намерениях, соглашения, инициирования инструкции «сверху» и др.).
2. Организация обмена мнениями между представителями правоохранительных органов Калининградской области и других регионов, где уголовная практика по данным делам более развита, о наиболее эффективных способах организации оперативной деятельности по выявлению преступлений.
3. Активизация международного взаимодействия по данной проблеме, в частности с Польшей, Литвой, Германией и другими странами ЕС, а также с основными регионами поставщиками мигрантов в регион. Такое взаимодействие должно осуществляться на уровне правоохранительных органов, других ключевых государственных структур, и НПО.
Светлана Ларина, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО «Лига избирательниц Калининградской области», участница семинара
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.