Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
В Калининграде обсуждали ситуацию с торговлей людьми

29-30 июня 2007 года в г.Калининграде проходил семинар «Торговля людьми в Калининградской области: проблемы и поиск решений», организованный Международной Организацией по миграции (МОМ).

В семинаре приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, ФМС РФ по Калининградской области, Калининградского областного суда, УФСБ РФ по Калининградской области, пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, следственного управления МВД по Северо-Западному округу РФ, юридического факультета РГУ им.Канта, Калининградского пограничного института, Калининградского юридического института и др.

С результатами исследований по проблеме торговли людьми, деятельности МОМ по предотвращению работорговли участников семинара ознакомили начальник бюро МОМ в Вильнюсе Аудра Сипавичене, эксперты МОМ в Москве Елена Тюруканова и Дмитрий Бабин.

Начальник Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Астраханской области Ринат Салехов и начальник департамента противодействия торговле людьми МВД Украины, эксперт МОМ в г.Киеве Михаил Андриенко ознакомили участников семинара с ситуацией по торговле людьми в своих регионах, поделились опытом расследования преступлений, связанных с торговлей людьми.

Международная организация по миграции (МОМ) активно работает по противодействию торговле людьми во всем мире. В марте 2006г. начался масштабный анти-траффикинговый проект МОМ в России, включающий все основные формы борьбы с этим явлением: меры по превенции, включая информирование и снижение спроса на рабский труд и секс-эксплуатацию; создание центров и убежищ для оказания помощи жертвам; исследовательскую работу; повышение потенциала правоохранительных органов по выявлению и наказанию соответствующих преступлений.

С 2006 года МОМ реализует проект «Анализ ситуации и укрепление потенциала противодействия торговле людьми в Калининградской области», который является совместной инициативой представительств МОМ в Финляндии и странах Балтии в сотрудничестве с МОМ в Москве и является составной частью общей региональной программы в регионе Балтийского моря по развитию потенциала в сфере противодействия торговле людьми в рамках расширения партнерства в Северной Европе.

Проект начался с исследования ситуации с торговлей людьми и политики противодействия этому явлению в регионе.

В настоящее время реализуется второй этап проекта, направленный на укрепление сотрудничества между правоохранительными органами и другими структурами, социальными службами и неправительственными организациями.

В исследовании ситуации с торговлей людьми в Калининградской области приняли участие более 30 экспертов из Калининградской области, были исследованы документы, в т.ч. доклады Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, аналитические публикации и материалы СМИ, и неправительственных организаций.

Калининградская область, как и Россия в целом, является регионом выезда, транзита и назначения для различных категорий мигрантов.

Основные формы торговли людьми в регионе:

1. Вывоз людей, особенно женщин, в том числе и несовершеннолетних, для секс-эксплуатации из Калининградской области за рубеж. В качестве направлений вывоза фигурируют в основном страны ЕС: Польша, Германия, Турция, Греция. Наиболее уязвимыми группами в такой торговле являются молодые женщины и девушки из социально неблагополучных семей, бедные, безработные, занятые в местной секс-индустрии, подвергающиеся насилию в семье.

2. Сексуальная эксплуатация женщин, в том числе и несовершеннолетних, в сфере секс-бизнеса на территории области. Жертвами такой эксплуатации становятся как местные женщины и дети, так и мигранты из других регионов России, а также других стран, в первую очередь государств СНГ (Украины, Беларуси, Молдавии, Узбекистана и др.).

3. Эксплуатация рабского труда, в основном мигрантов, на территории области в некоторых секторах экономики (строительство, торговля на рынках, производство контрафактной продукции на подпольных предприятиях, работа в частных домохозяйствах, в том числе в селах. Жертвами этой формы трафика становятся в основном мигранты из стран СНГ, в последнее время — особенно из стран Центральной Азии.

4. Специфической формой торговли людьми для КО являются криминальные сделки с моряками и лицами, нанимающимися на транспортные, рыболовецкие и иные суда для работы в море. В данной сфере существуют массовые обманы и нарушения прав человека, вплоть до ситуаций торговли людьми и рабства.

В последние годы в области стала все отчетливее проявляться нехватка кадров. КО постепенно превращается в один из наиболее крупных импортеров рабочей силы в России. В области находится значительное количество трудовых и вынужденных мигрантов, которые часто работают нелегально, поэтому представляют одну из наиболее массовых групп риска с точки зрения распространения торговли людьми и рабских практик. Сохранению нелегального положения способствуют многочисленные административные барьеры на пути легализации мигрантов и их занятости. Из-за нелегального положения и «вынужденного согласия» мигрантов на любые условия работы, случаи рабского труда и криминальной эксплуатации очень латентны и, как правило, не выявляются.

В регионе в условиях особой экономической зоны активно развивается малый и средний частный бизнес. Однако недостаточно благоприятные условия для его развития часто вынуждают предпринимателей использовать дешевый труд нелегальных рабочих, в том числе с применением различных форм эксплуатации и криминального контроля над работниками (изъятие паспортов, использование долговой зависимости, обманы, принуждение к работе, не оговоренной в контрактах и пр.).

Участники семинара предположили, что геополитическое эксклавное положение Калининградской области может усугублять риски торговли людьми.

В регионе слабее, чем во многих других регионах ведется работа по противодействию торговле людьми со стороны правоохранительных органов: преступления, связанные с торговлей людьми, практически не выявляются и не расследуются. Это выражается в отсутствии уголовных дел по данному виду преступлений. Жертвы торговли людьми не идентифицируются как таковые, даже если они «проходят» по другим преступлениям, и не получают необходимой помощи и защиты.

Участники семинара пришли к необходимости комплексных действий по улучшению противодействия торговле людьми как со стороны ключевых госструктур, так и НПО:

1. Кампания по информированию широкой публики и формированию гражданской позиции нетерпимости по отношению к эксплуатации человека и сделкам с людьми.

2. Ряд целенаправленных информационных и обучающих акций для уязвимых групп (– выпускников средних школ и учебных заведений, детей, оставшихся без попечения родителей, из социально уязвимых семей, лиц, ищущих работу, в том числе за рубежом; клиентов брачных, модельных и иных подобных агентств, мигрантов.

3. Информационные и обучающие мероприятия для специалистов:

— для правоохранительных органов (особенно, по методам выявления преступлений,правилах обращения с жертвами);

— для работников социальных служб, том числе по работе с несовершеннолетними; для работников служб занятости, государственной инспекции труда;

— представителей органов системы МИД; миграционных и пограничных властей, администрации области;

— профсоюзов моряков и других организаций, защищающих права моряков;

— учителей.

4. Мониторинг ситуации: определение масштабов и степени распространенности различных форм эксплуатации, ассоциирующихся с торговлей людьми; выявление, документирование и анализ крайних случаев рабства и торговли людьми; анализ спроса на дешевый труд по отраслям и сексуально окрашенные услуги в КО и др.

Особое внимание на семинаре было уделено выработке мер по активизации работы правоохранительных органов по противодействию торговле людьми:

1. Повышение приоритетности работы по данной проблеме, с соответствующими изменениями в отчетности (путем подписания декларации о намерениях, соглашения, инициирования инструкции «сверху» и др.).

2. Организация обмена мнениями между представителями правоохранительных органов Калининградской области и других регионов, где уголовная практика по данным делам более развита, о наиболее эффективных способах организации оперативной деятельности по выявлению преступлений.

3. Активизация международного взаимодействия по данной проблеме, в частности с Польшей, Литвой, Германией и другими странами ЕС, а также с основными регионами поставщиками мигрантов в регион. Такое взаимодействие должно осуществляться на уровне правоохранительных органов, других ключевых государственных структур, и НПО.

Светлана Ларина, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО «Лига избирательниц Калининградской области», участница семинара

Последние новости на сайте:
15.11.2017
  Расширенное заседание палаты состоялось в минувший вторник, 14 ноября.   На мероприятии помимо членов палаты присутствовали представители региональных министерств… ( читать полностью › )
17.10.2017
В исправительной колонии №4 УФСИН России по Калининградской области компетентное жюри из числа Общественного совета при ФСИН России, сотрудников Управления… ( читать полностью › )
16.10.2017
В Общественной палате Калининградской области вручили мандаты вновь избранным общественникам. Решением совета Общественной палаты Российской Федерации от 27 сентября 2017… ( читать полностью › )
06.10.2017
6 октября 2017 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в инструкторско-методическом сборе с… ( читать полностью › )
04.10.2017
  День Учителя был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. С 1994 года Россия отмечает День учителя 5 октября вместе со Всемирным днём учителей. Ранее отмечался в… ( читать полностью › )