В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступило обращение вх.№559/302 от 04.07.2011 года от гражданина Г., проживающего в Калининграде.
Гражданин Г. жаловался на отказ в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда».
Г. был награжден знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки».
ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» посчитал, что данный знак не является ведомственным, в связи с чем не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно «Положению о едином общесоюзном знаке «Ударник одиннадцатилетней пятилетки», утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25.09.1981 г. № П/8289, единым общесоюзным знаком «Ударник одиннадцатилетней пятилетки» награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств.
Таким образом, знак «Ударник одиннадцатилетней пятилетки» присваивается за заслуги и достижения в труде.
Кроме того, ранее в соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» учитывался знак «Ударник …… пятилетки».
В результате применения указанных документов гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе и по основанию награждения знаком «Ударник одиннадцатилетней пятилетки».
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений ч.1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч.2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека подготовил заключение о том, что гражданину Г. неправомерно отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Заключение Уполномоченного было направлено в адрес министра социальной политики Калининградской области, однако министр с позицией Уполномоченного не согласился.
Уполномоченным было предложено гражданину Г. обратиться за защитой своих социальных прав в Уставный Суд Калининградской области.
Г. воспользовался рекомендацией Уполномоченного по правам человека, обратился в суд по вопросу оспаривания положения подпункта 3 пункта 2 Порядка в части перечня документов к ведомственным знакам отличия в труде в зависимости от уровня подписи руководителя государственного ведомства.
Уставный Суд пришел к выводу, что оспариваемые заявителями нормы подпункта 3 пункта 2 Порядка сужают круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» по сравнению с федеральным законодательством.
Таким образом, положения подпункта 3 пункта 2 Порядка, устанавливающие перечень документов, подтверждающих награждение лиц ведомственными знаками отличия в труде, не соответствуют пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, поскольку они ограничивают по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» и получение мер социальной поддержки, что приводит к ухудшению условий для реализации социальных прав граждан — жителей Калининградской области, и к снижению уровня обеспечения защиты этих прав.
С использованием материалов официального сайта Уставного Суда Калининградской области

24 апреля 2025 г. под председательством Министра юстиции Российской Федерации Константина Чуйченко состоялось седьмое Всероссийское совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. В формате ВКС в нём приняла участие ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Орлова Н.Б.


