В ноябре 2010 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступило обращение от гражданина К. , проживающего в Калининграде.
К. сообщил, что является ветераном боевых действий, инвалидом.
Статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление инвалидам скидки не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммуналь¬ных услуг (независимо от принадлежности жилищного фон¬да).
К. проживает в приватизированной квартире, следовательно, как инвалид имеет право на 50%-ную скидку по оплате коммунальных услуг, но не имеет льготы по оплате жилого помещения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: «оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда».
Таким образом, являясь ветераном боевых действий, К. желал воспользоваться мерой социальной поддержки по оплате жилья согласно ФЗ «О ветеранах», однако ему в этом было отказано. Как было разъяснено заявителю в письме министра социальной политики Калининградской области, он может получать компенсацию либо как инвалид, либо как ветеран боевых действий.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Вершинина Ирина Федоровна с мнением министерства социальной политики не согласилась, так как согласно п.3 ст.13 вышеназванного Закона «При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана».
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст.31 указанного Закона «В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Согласно п.12 Постановления Правительства Калининградской области от 24.12.2009 года №18 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» отдельным категориям граждан при наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным или областным законодательством, предоставляется одна по выбору гражданина.
К., руководствуясь указанными нормами законов о ветеранах и об инвалидах, сделал свой выбор, принял решение получать компенсацию по оплате жилого помещения как ветеран боевых действий, а компенсацию по оплате коммунальных услуг как инвалид, в связи с чем 22.07.2010 года обратился в министерство социальной политики Калининградской области с заявлением, в котором изъявил желание пользоваться льготой по оплате жилого помещения согласно Федеральному закону «О ветеранах». Однако ему было в этом отказано.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области обратилась в прокуратуру Калининградской области с ходатайством о принятии мер прокурорского реагирования в защиту прав К.
Прокурор Калининградской области с доводами заявителя и Уполномоченного по правам человека согласился, в действиях министерства социальной политики Калининградской области усмотрел нарушения законодательства, в связи с чем 02.03.2011 года в адрес Губернатора области внесено представление.
Одновременно К. обратился в Ленинградский районный суд города Калининграда. 12 мая 2011 года судом было вынесено решение в пользу К., на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» возложена обязанность произвести перерасчет произведенной К. услуг в виде содержания жилья за период с января 2010 года по март 2011 года включительно.
Министерство социальной политики обжаловало данное судебное решение в кассационном порядке в Калининградский областной суд.
Калининградским областным судом 13 июля 2011 года определено: решение Ленинградского районного суда города Калининграда оставить без изменения.
Судебное решение вступило в законную силу.
Таким образом, социальные права Книжника В.С. были восстановлены.
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.