В ноябре 2010 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступило обращение от гражданина К. , проживающего в Калининграде.
К. сообщил, что является ветераном боевых действий, инвалидом.
Статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление инвалидам скидки не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммуналь¬ных услуг (независимо от принадлежности жилищного фон¬да).
К. проживает в приватизированной квартире, следовательно, как инвалид имеет право на 50%-ную скидку по оплате коммунальных услуг, но не имеет льготы по оплате жилого помещения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: «оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда».
Таким образом, являясь ветераном боевых действий, К. желал воспользоваться мерой социальной поддержки по оплате жилья согласно ФЗ «О ветеранах», однако ему в этом было отказано. Как было разъяснено заявителю в письме министра социальной политики Калининградской области, он может получать компенсацию либо как инвалид, либо как ветеран боевых действий.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Вершинина Ирина Федоровна с мнением министерства социальной политики не согласилась, так как согласно п.3 ст.13 вышеназванного Закона «При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана».
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст.31 указанного Закона «В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Согласно п.12 Постановления Правительства Калининградской области от 24.12.2009 года №18 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» отдельным категориям граждан при наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным или областным законодательством, предоставляется одна по выбору гражданина.
К., руководствуясь указанными нормами законов о ветеранах и об инвалидах, сделал свой выбор, принял решение получать компенсацию по оплате жилого помещения как ветеран боевых действий, а компенсацию по оплате коммунальных услуг как инвалид, в связи с чем 22.07.2010 года обратился в министерство социальной политики Калининградской области с заявлением, в котором изъявил желание пользоваться льготой по оплате жилого помещения согласно Федеральному закону «О ветеранах». Однако ему было в этом отказано.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области обратилась в прокуратуру Калининградской области с ходатайством о принятии мер прокурорского реагирования в защиту прав К.
Прокурор Калининградской области с доводами заявителя и Уполномоченного по правам человека согласился, в действиях министерства социальной политики Калининградской области усмотрел нарушения законодательства, в связи с чем 02.03.2011 года в адрес Губернатора области внесено представление.
Одновременно К. обратился в Ленинградский районный суд города Калининграда. 12 мая 2011 года судом было вынесено решение в пользу К., на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» возложена обязанность произвести перерасчет произведенной К. услуг в виде содержания жилья за период с января 2010 года по март 2011 года включительно.
Министерство социальной политики обжаловало данное судебное решение в кассационном порядке в Калининградский областной суд.
Калининградским областным судом 13 июля 2011 года определено: решение Ленинградского районного суда города Калининграда оставить без изменения.
Судебное решение вступило в законную силу.
Таким образом, социальные права Книжника В.С. были восстановлены.

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.