Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Проблему трудоустройства осужденных обсудили на круглом столе при прокуратуре Калининградской области
29.05.2019 | Новости

29 мая прокуратура Калининградской области провела круглый стол на тему «Трудоустройство осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в учреждениях УФСИН России по Калининградской области и социальная адаптация осуждённых, освобождённых из мест лишения свободы».

В мероприятии под председательством первого заместителя прокурора области Павла Белякова принял  Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич,  представители  органов исполнительной власти, прокуратуры области, правоохранительных структур, общественных организаций.

Уполномоченный представил в ходе круглого стола доклад, в котором сообщалось следующее.

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, большинство из них нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей. Нерешенность этих вопросов обуславливает высокий уровень рецидивной преступности. По данным МВД, ранее судимыми гражданами совершается до одной трети преступлений по стране.

В ст. 64 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, одобренных ООН в 1955 году, указано: «Обязанности общества не прекращаются с освобождением заключенного. Поэтому необходимо иметь государственные или частные органы, способные проявлять действенную заботу об освобождении заключенных, борясь с предрассудками, жертвами которых они являются, и, помогая им полноправно включиться в жизнь общества».

В 2018 году из исправительных учреждений Калининградской области освободились 1476 человек (2017-1250 человек).  По данным, поступившим из УФСИН России в Калининградской области, из освобождаемых граждан 81 человек (2017 -100 человек) нуждались в трудоустройстве. Обратились в центр занятости по вопросу трудоустройства 27 человек (2017-24 человека), было трудоустроено 11 человек (2017-16 человек). Количество нетрудоустроенных обусловлено следующим: были сняты с регистрационного учета в случае длительной (более месяца) неявки в органы службы занятости без уважительных причин; отказались от всех предоставленных подходящих вакансий; нашли работу самостоятельно; находятся в ожидании подходящих вакансий.

Серьезным юридическим препятствием на пути успешной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, являются нормы административного законодательства, запрещающие принимать на работу граждан, не имеющих регистрации. Освобожденным из мест лишения свободы  могут отказать в трудоустройстве, так как часто они не имеют прописки, а зарегистрироваться не могут, не имея работы и жилья, что  является существенным препятствием  к трудоустройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Комплексная помощь лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, будет наиболее эффективной и продуктивной при условии укрепления и расширения межведомственных связей, более тесного сотрудничества УФСИН с органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, службами занятости, миграционной службы, благотворительными и религиозными организациями.

Анализ разработанных форм помощи показывает, что они могут быть разделены, по крайней мере, на три направления: во-первых, это создание специализированных общежитий для кратковременного проживания лиц, отбывших наказания и не имеющих жилья (такой опыт имелся в Калининграде, Ярославле). Подобная форма помощи направлена на то, чтобы решить проблему жилья для освобожденных на относительно непродолжительный период (несколько дней), в течение которого они могут подыскать иное постоянное или временное место проживания; во-вторых, это существование специфических организаций, оказывающих освобожденным более разностороннюю помощь (предоставление временного жилья, трудоустройство, правовая, материальная и медицинская поддержка). Имеются ввиду центры социальной адаптации, создание которых в последнее время признается все более перспективным (Санкт-Петербург, Самара); в-третьих, деятельность общественных организаций, объединений, фондов, прямой задачей которых является содействие лицам, отбывшим наказание, в трудоустройстве, подыскании жилья, оказание при необходимости материальной помощи.

Большое значение имеет практический опыт отдельных органов местного самоуправления, в которых организована и проводится работа по оказанию социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы.

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные нормативные акты по социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы. В Ивановской области и Санкт-Петербурге  открыты общежития для граждан, освободившихся из исправительных учреждений.

В целях совершенствования системы социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства в ряде регионов созданы межведомственные комиссии  (Владимирская и Саратовская область, администрация Высокогорского муниципального района Республики Татарстан), работающие в соответствии с разработанными Положениями и на основании планов. Деятельность таких межведомственных комиссий положительно сказал на результатах работы регионов по адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и их социальной адаптации.

Сложившаяся ныне практика социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивает в полной мере реализацию их гражданских прав и интересов. Бывшие заключенные нередко сталкиваются с невниманием, равнодушием, с дискриминацией при приеме на работу, обращении в поликлинику и т.д. Они живут под гнетом недоверия, подозрительности, недоброжелательности в отношении себя со стороны общества и власти.

Старший помощник прокурора области по надзору за исполнением уголовных наказаний Валентин Наумкин и другие специалисты предоставили информацию о ситуации на рынке труда и о квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также сведения о действующих программах по содействию их трудовой занятости.

По итогам первого квартала 2019 года наблюдается рост показателя трудоустроенных осуждённых, их число составляет 30%.  На данный момент, в исправительных учреждениях региона трудятся 2693 человек, из них привлечено на оплачиваемые работы 812 человек.  Из 776 осуждённых, имеющих исполнительные листы, трудоустроено 334 человека. По состоянию на апрель 2019 года общая сумма исковых требований составила 290,498 млн. рублей, при этом за отчётный период возмещено 2,562 млн. рублей.

Основной проблемой невозможностью исполнения судебных решений в части возмещения причинённого ущерба является нетрудоустроенность осуждённых.

По итогам работы за 4 месяца 2019 года отмечен рост рецидивной преступности на 3,6%. Причинами рецидива, по мнению ведомства, остаются  отсутствие жилья, работы, средств к существованию, потеря социальных связей.

Всего за 1 квартал 2019 года из мест лишения свободы Калининградской области освобождено 380 лиц, в 2018 их количество было 371. По итогам прошлого года было освобождено 1763 человека.

По завершении выступлений и обмена мнениями участники круглого стола приняли решение о дальнейшем развитии сотрудничества и реализации мероприятий в содействии занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Последние новости на сайте:
25.04.2024
«Подробности» (24.04.24) Заксобрание, 30 лет законодательному органу 24.04.2024 Тридцать лет назад, в далеком 1994 году, страшно подумать, но это прошлый… ( читать полностью › )
Постановлением  Правительства Калининградской области от 13.03.2024 N 100-п «О дополнительной разовой мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде субсидий… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 04.03.2024 N 89н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам,… ( читать полностью › )
Приказом Минтруда России от 29.02.2024 N 80н «Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной… ( читать полностью › )
В Калининградской области приняты поправки в Социальный кодекс, направленные на усиление мер социальной поддержки многодетных семей и семей с детьми-инвалидами… ( читать полностью › )