9-10 июня в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве состоялся Координационный совет российских уполномоченных по правам человека под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Эллы Памфиловой.
В заседании приняли участие 67 региональных омбудсманов. Одной из основных тем встречи стало обсуждение перспектив разработки и принятия рамочного федерального закона о статусе уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации.
В настоящее время деятельность региональных омбудсманов не имеет законодательного регулирования на федеральном уровне. Единственным правовым основанием для создания институтов государственной правозащиты на местах является статья 5 федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в РФ», которая дает субъектам РФ право учреждать такие должности на региональном уровне. Таким образом, статус и полномочия омбудсманов определяются только региональными законами. По мнению Эллы Памфиловой, это создает на местах почву для давления на омбудсманов, включая досрочное прекращение их полномочий.
Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов, являющийся председателем Координационного совета уполномоченных в Северо-Западном федеральном округе, обозначил в своем выступлении основные проблемы, с которыми сталкиваются институты государственной правозащиты в СЗФО.
Так, практически во всех 11 субъектах у уполномоченных имеются проблемы с помещениями, как для работы, так и для приема граждан (в том числе – с ограниченными возможностями здоровья). Численность аппаратов и бюджетная обеспеченность омбудсманов не связана ни с количеством населения, ни с географическими и иными особенностями, и определяется, главным образом, субъективными факторами.
В Республике Коми более года назад уполномоченный по правам человека ушел в отставку, аппарат был упразднен. Затем в региональный закон были внесены изменения, согласно которым омбудсман будет назначаться главой республики. В мае 2014 года и.о. главы республики назначил и.о. уполномоченного по правам человека. «Полагаю, что такой порядок назначения не способствует утверждению института уполномоченного по правам человека как независимого», — подчеркнул Александр Шишлов.
В Республике Карелия более года назад закончился срок, на который был избран уполномоченный, однако он продолжает работать фактически в статусе и.о. Пять попыток выбрать нового омбудсмана в региональном парламенте успехом не увенчались.
В некоторых субъектах, несмотря на то, что уполномоченные избраны и действуют в «полноценном» статусе, их практическая работа сталкивается с серьезными проблемами, вызванными нехваткой ресурсов. Так, в Калининградской области почти в два раза был уменьшен бюджет уполномоченного. В Псковской области омбудсман не является юридическим лицом (смета расходов утверждается администрацией без согласования с уполномоченным, аппарата нет, есть один сотрудник, работающий по срочному трудовому договору).
«И, тем не менее, несмотря на существующие препятствия, все уполномоченные работают активно, стремятся оправдать ожидания людей, зачастую обращающихся к ним, как к последней надежде», — отметил Александр Шишлов.
«Необходим рамочный федеральный закон, который бы в большей степени обеспечивал вашу независимость, — заявила Элла Памфилова, обращаясь к региональным омбудсманам. — Недопустимо, что у одних наших коллег вообще нет аппарата, другие должны ходить на поклон, поскольку аппарат не принадлежит им и находится в ведении администрации. Федеральный закон позволит вам не оглядываться на многих начальников, которых вам приходится критиковать по делу».
Элла Памфилова призвала участников Координационного совета активно включаться в работу над законопроектом о статусе уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. До 1 июля 2014 года в аппарате федерального омбудсмана ждут предложения и отзывы из регионов.
Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге

В среду, 16.07.2025 года на личный прием в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратилось 6 человек.
Среди обратившихся — члены семей участников СВО, пенсионеры, инвалиды, родители, обратившиеся в интересах детей.

14 июля Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова представила комитетам Государственной Думы Российской Федерации тематический доклад "Защита прав инвалидов в Российской Федерации", который состоит как из анализа существующих проблем в этой области, так и предложений по их решению.
Тематический Доклад был рассмотрен пятью комитетами Госдумы – по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, по труду, социальной политике и делам ветеранов, по охране здоровья, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитетом по контролю.

13 июля 2025 года Калининградская область присоединилась к Всероссийскому Параду Семьи.
В Калининграде в Параде приняли участие прихожане православных храмов Калининградской епархии, общественные организации отстаивающие интересы традиционных семейных, духовно-нравственных ценностей, такие как Русская община Калининградской области, КРОО "Ассоциация многодетных семей", Женсовет в составе Общественного Совета при Администрации городского округа "Город Калининград", а также гости Калининграда, есть такие, кто специально приезжает к нам на Парад из других регионов России.
В организации и проведении Парада семьи активное участие приняли представители регионального отделения ВРНС в Калининградской области и регионального отделения МОО "Союз православных женщин" в Калининградской области.
В Параде приняли участие и сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области В.А.Никитина в апреле 2025 года поступило обращение от гражданина Т., проживающего в п. Мельниково Калининградской области, в защиту жилищных прав.
Т. относится к категории лиц из числа сирот.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 05.10.2022 года, вступившим в законную силу, Правительство Калининградской области обязано было предоставить Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, за счет средств бюджета Калининградской области.
На момент обращения к Уполномоченному Т. жильем не был обеспечен.