С 9 по 13 марта на факультете филологии и журналистики прошел второй ежегодный курс для студентов – третьекурсников. Программа была очень насыщенной и разнообразной. В ходе курса были обсуждены основные понятия и понимание прав человека, региональной и международной систем их защиты; роль и сущность гражданского общества; свобода слова и СМИ; роль журналиста для развития демократического и толерантного общества; журналистская этика.
Курс является совместном проектом «Академии прав человека» (Осло, Норвегия), факультета журналистики Школы журналистики в Волда (Волда, Норвегия) и факультета филологии и журналистики Университета им. Канта (Калининград, Россия). Курс проводится так же при поддержке Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, Ирины Ф. Вершининой, которая во второй раз приняла участие в курсе и ответила на многочисленные вопросы студентов о деятельности аппарата уполномоченного в области и сотрудничестве с региональными СМИ.
Программа
День 1 (09.03.10, вторник)
Введение в права человека
09.00 — 09.40 Добро пожаловать!
Представление программы, преподавателей, участников.
09.40 — 12.00 Упражнение «Планета».
Работа в группах, доклад о Всемирной Декларации прав человека (1948) и прав человека как о ценностях и юридических нормах
12.00 -13.00 Обед
13.00 — 14.00 Упражнение «Планета» (продолжение) Разминка
14.15- 16.00 Право на жизнь — основное право человека. Упражнение с фото.
Упражнение «Социологи».
День 2 (10.03.10, среда)
Международная система защиты прав человека
09.00 – 12.00 Международные документы, устанавливающие ответственность государств.
В чем разница между декларацией и конвенцией? На примере Норвегии и России.
Упражнение «Чтение газет через очки прав человека»
12.00 — 13.00 Обед
13.00 — 14.15 Региональная система защиты прав человека: Совет Европы и Европейский суд по правам человека (доклад, дискуссия)
Пантомима
14.20 – 16.00 Упражнение «Ситуация с правами человека в моей стране»
Работа в группах и дискуссия о правовых проблемах в Норвегии и России
*16.00-16.45 Фильм об Европейском суде по правам человека в Страсбурге.
День 3 (11.03.10, четверг)
Журналистика и поликультурное общество
09.00- 12.00 Упражнение ”Другие ”. Идентичность и деление людей на группы; формирование стереотипов и предрассудков
”Другие” в истории России и современном российском обществе (Работа в группах и общее обсуждение)
* Обозначение этнической принадлежности в СМИ. На примере России и Норвегии
12.00-13.00 Обед
13.00 – 16.00 Роль журналиста в демократическом и многонациональном обществе (дискуссия)
16.10 – 17.30 Документальный фильм Бирма VJ (2009)
День 4 (12.03.10, пятница)
Права человека и роль гражданского общества
11.40 – 13.00 Упражнение «Гражданское общество». Краткий доклад, дискуссия !(актовый зал на А. Невского, 14).
13.00 — 14.00 Обед
14.10 – 15.10 Ситуация с правами человека в Калининградской области. Доклад и дискуссия с Уполномоченным по правам человека, И.Ф Вершининой
* Упражнение «Диалог»
15.20 – 17.00 Журналистика в поликультурном обществе
17.10 – 18.00 Роль журналиста: карта свободы слова в России, в мире
День 5 (13.03.10, суббота)
Этика журналиста
09.00- 12.00 Этические нормы для работников прессы. Доклад с примерами из Норвегии
12.00 — 13.00 Обед
13.00 — 14.00 Упражнение «100% свобода слова: за и против» (работа в группах, общая дискуссия)
14.00 – 15.00 Выдача дипломов и оценка курса
Преподаватели:
Лилиан Юрт и Евгения Хорольцева (НКО Академия прав человека, Осло)
Гюнн Бьернсен (Университет в Волда, Норвегия)



