1-2 июля 2013 года в г. Пушкине состоялась международная конференции «Преподавание в области прав человека в России: ситуация сегодня и перспективы».
Конференция организована Академией прав человека (г. Осло, Норвегия) и Молодежным центром прав человека и правовой культуры (г. Москва) при поддержке Генерального консульства Норвегии в Санкт-Петербурге. В ее работе приняли участие Рюне Осхайм — Генеральный консул Норвегии в Санкт-Петербурге; Александр Шишлов — Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге; Франк Элберс из Ассоциации по обучению в области прав человека (HREA), Вашингтон; Райнхильд Отте, бывший председатель Комитета по преподаванию прав человека Совета Европы; Татьяна Болотина, руководитель Центра гражданского образования РФ, национальный координатор Совета Европы по гражданскому образованию; Андрей Суслов — руководитель Пермского Центра Гражданского Образования и прав человека; Казунари Фуджи — руководитель Рабочей Группы НКО, занимающихся преподаванием в области прав человека, Женева; Аркадий Гутников, ректор Санкт-Петербургского Института Права им. Принца Ольденбургского и другие эксперты в области преподавания прав человека из Норвегии, Швейцарии, США, России, школьные педагоги, научные сотрудники ведущих вузов, представители общественных организаций из разных регионов Российской Федерации, сотрудники аппаратов уполномоченных по правам человека в Санкт-Петербурге, Нижегородской и Калининградской областях.
В ходе конференции обсуждались особенности преподавания в области прав человека, характерные для разных стран мира, возможности международного сотрудничества в данной сфере. Работа в секциях была посвящена вопросам эффективности преподавания прав человека в современной России, влиянию СМИ на правосознание подростков, отсутствию у молодежи интереса к правозащитной тематике, проблемам ксенофобии.
Необходимость образования в области прав человека закреплена в международных договорах и документах, в том числе во Всеобщей декларации прав человека, 1948 года (статья 26); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 13.1), Конвенции о правах ребенка, 1989 год (статья 29).
Комитетом министров Совета Европы 11 мая 2010 г. утверждена Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 2011 года утверждена Декларация ООН об образовании в области прав человека 66/137.
В международных документах образование в области прав человека рассматривается в качестве одного из видов деятельности по поощрению прав человека.
Необходимость образования в области прав человека закреплена и в нормах российского законодательства.
Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», в которой ставится задача разработки и внедрения усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
28 апреля 2011 года Президентом РФ утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее — Основы). Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции уважения к закону, правопорядку и суду, на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства. Среди направлений государственной политики — развитие правового образования, поддержка институтов гражданского общества. С принятием Основ официально признано, что государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан.
Представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Ларина приняла участие в работе конференции, поделилась опытом работы по преподаванию прав человека в Калининградской области, вела работу секции «Образование в области прав человека через систему дополнительного и внешкольного образования», а также выступила с заключительным словом.
В конференции также приняли участие пять педагогов — тренеров по преподаванию прав человека из Калининградской области, проходивших обучение в рамках программы «Права человека и межкультурное понимание» Академии прав человека (Осло, Норвегия) совместно с Молодежным центром прав человека и правовой культуры (г.Москва).
Участники конференции поделились опытом работы по гражданско-правовому образованию, обсудили возможности дальнейшего сотрудничества.