29 – 30 ноября 2007 министерством образования Калининградской области проведена межрегиональная конференцию по теме «Участие гражданского общества в процессах модернизации образования и пути повышения инвестиционной привлекательности сферы образования». В конференции приняли участие педагоги, директора школ, управленцы образования из всех муниципальных образований Калининградской области, других регионов России, Литвы и Финляндии, представитель Уполномоченного по правам человека в Калининградской области С.Ларина.
В выступлениях на пленарном заседании было подчёркнуто значение гражданского общества в процессах модернизации образования (министр образования Калининградской области Н.С. Шерри), охарактеризован опыт общественного участия в развитии образования в Тверской области (С.Н. Махновец), Пермском крае (А.Б. Суслов), в Финляндии (Э. Хэгман), Литовской Республике (В. Бацис) и т.д. После обеда в первый день конференции на базе четырёх школ и РГУ им. И. Канта была организована работа секций. Тематика секций была разнообразной – «Взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными, коммерческими организациями», «Деятельность Управляющего совета образовательного учреждения», «Публичная отчётность образовательного учреждения», «Ученическое самоуправление в образовательном учреждении», «Общественное участие в деятельности государственных и муниципальных органов управления образованием». В работе секций были представлены презентации опыта более чем 20 школ Калининградской области.
Участники секций в ходе обсуждения пришли к следующим выводам:
Значение социального партнёрства для школы высоко по следующим причинам:
• Партнёрство с другими субъектами помогает школе формировать компетенции учащихся, в том числе способствует адаптации выпускников к социуму, облегчает знакомство с социальными моделями, обеспечивает профориентацию, развивает жизненные навыки, формирует установки ответственного поведения, гражданскую позицию, стимулирует социальную активность.
• Открытость школы социуму позволяет изменить отношение общества к школе, повышает информированность сообщества по поводу возможностей и результативности системы образования, повышает имидж школы.
• Сотрудничество с другими организациями помогает школе сформировать новые подходы школьного коллектива к организации внутришкольной жизни, овладеть навыками проектного менеджмента, стимулирует креативность в решении управленческих проблем, стоящих перед школой.
• Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать общественную экспертизу деятельности школы, что может быть одним из оснований для принятия значимых для школы решений органами управления образованием.
• Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать коммуникацию школы с властью, предупреждать конфликтные ситуации, содействовать в разрешении конфликтов, служить каналом для «обратной связи» участников образовательного процесса и власти.
Условия эффективности социального партнёрства:
- Активность, инициативность партнёров (и персональная инициатива конкретных лиц)
- Добровольность
- Наличие открыто заявленного взаимного интереса, открытость мотивов партнёров
- Компетентность партнёров (в том числе в отношении друг друга)
- Долгосрочность партнёрства, видение перспективы сотрудничества
- Наличие ресурсов у всех партнёров и готовность их вложить в совместную деятельность
- Нормативно закреплённая ответственность партнёров
- Взаимоприемлемый режим работы партнёров
Риски партнёрства:
- Недобровольный характер (партнёрство навязано извне)
- Имитация партнёрства, создание видимости взаимодействия
- Отсутствие общих целей, интересов, значимости совместной деятельности
- Неравноправие партнёров в процессе принятия решений
- Непрозрачность в распределении ресурсов
- Неприемлемость результатов совместной деятельности для одного из партнёров (школы) вследствие некомпетентности по поводу миссии, целей и методов деятельности другого партнёра
- Вмешательство вышестоящих структур (может быть, межведомственные противоречия)
Способы минимизации рисков
Для партнёров (школ, гражданских и иных институтов):
- ясное определение, общее понимание цели партнёрства, специфики и ресурсных возможностей другой стороны
- совместная выработка оптимального режима взаимодействия
- наличие отчётов о своей / совместной деятельности
- привлечение внимания общества к ходу и результатам социального партнёрства
- взаимная экспертиза материалов партнёров
Для власти:
- создание на разных уровнях управления общественных консультативных советов из представителей авторитетных гражданских институтов (в том числе для экспертизы материалов, разрешения конфликтов, преодоления межведомственных или межуровневых противоречий)
- стимулирование партнёрства через внедрение конкурсных механизмов отбора совместных проектов школ и гражданских институтов, бизнеса и т. д.
- привлечение экспертов из других регионов России, международных экспертов для оценки эффективности социального партнёрства, выработки стратегии общественно-государственного управления
- стимулирование публичной отчётности школ и их партнёров о своей деятельности, инвентаризация ресурсов школ и общественных объединений в целях повышения информированности сторон о возможностях партнёрств.
30 ноября результаты работы секций на всех площадках были обобщены и представлены на итоговом пленарном заседании, которое вела заместитель министра образования Калининградской области С.Н. Юрьева.
По материалам сайтов:
Министерство образования Калининградской области
КРОО «Центра «Молодёжь за свободу слова»»
Светлана Ларина, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО «Лига избирательниц Калининградской области», участница мероприятия

Уважаемые ветераны, дорогие соотечественники!
От всей души поздравляю вас с Днём Великой Победы! Этот праздник — символ беспримерного мужества, стойкости и единства нашего народа перед лицом испытаний.


С 14 апреля по 02 мая 2025 года в Аппарате Уполномоченного по правам человека производственную преддипломную практику проходили Царева Екатерина Юрьевна и Сячинова Виолетта Алексеевна, студенты 4 курса очной формы обучения, обучающаяся по направлению подготовки «Юриспруденция».


24 апреля 2025 г. под председательством Министра юстиции Российской Федерации Константина Чуйченко состоялось седьмое Всероссийское совещание по вопросам оказания бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. В формате ВКС в нём приняла участие ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Орлова Н.Б.