29 – 30 ноября 2007 министерством образования Калининградской области проведена межрегиональная конференцию по теме «Участие гражданского общества в процессах модернизации образования и пути повышения инвестиционной привлекательности сферы образования». В конференции приняли участие педагоги, директора школ, управленцы образования из всех муниципальных образований Калининградской области, других регионов России, Литвы и Финляндии, представитель Уполномоченного по правам человека в Калининградской области С.Ларина.
В выступлениях на пленарном заседании было подчёркнуто значение гражданского общества в процессах модернизации образования (министр образования Калининградской области Н.С. Шерри), охарактеризован опыт общественного участия в развитии образования в Тверской области (С.Н. Махновец), Пермском крае (А.Б. Суслов), в Финляндии (Э. Хэгман), Литовской Республике (В. Бацис) и т.д. После обеда в первый день конференции на базе четырёх школ и РГУ им. И. Канта была организована работа секций. Тематика секций была разнообразной – «Взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными, коммерческими организациями», «Деятельность Управляющего совета образовательного учреждения», «Публичная отчётность образовательного учреждения», «Ученическое самоуправление в образовательном учреждении», «Общественное участие в деятельности государственных и муниципальных органов управления образованием». В работе секций были представлены презентации опыта более чем 20 школ Калининградской области.
Участники секций в ходе обсуждения пришли к следующим выводам:
Значение социального партнёрства для школы высоко по следующим причинам:
• Партнёрство с другими субъектами помогает школе формировать компетенции учащихся, в том числе способствует адаптации выпускников к социуму, облегчает знакомство с социальными моделями, обеспечивает профориентацию, развивает жизненные навыки, формирует установки ответственного поведения, гражданскую позицию, стимулирует социальную активность.
• Открытость школы социуму позволяет изменить отношение общества к школе, повышает информированность сообщества по поводу возможностей и результативности системы образования, повышает имидж школы.
• Сотрудничество с другими организациями помогает школе сформировать новые подходы школьного коллектива к организации внутришкольной жизни, овладеть навыками проектного менеджмента, стимулирует креативность в решении управленческих проблем, стоящих перед школой.
• Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать общественную экспертизу деятельности школы, что может быть одним из оснований для принятия значимых для школы решений органами управления образованием.
• Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать коммуникацию школы с властью, предупреждать конфликтные ситуации, содействовать в разрешении конфликтов, служить каналом для «обратной связи» участников образовательного процесса и власти.
Условия эффективности социального партнёрства:
- Активность, инициативность партнёров (и персональная инициатива конкретных лиц)
- Добровольность
- Наличие открыто заявленного взаимного интереса, открытость мотивов партнёров
- Компетентность партнёров (в том числе в отношении друг друга)
- Долгосрочность партнёрства, видение перспективы сотрудничества
- Наличие ресурсов у всех партнёров и готовность их вложить в совместную деятельность
- Нормативно закреплённая ответственность партнёров
- Взаимоприемлемый режим работы партнёров
Риски партнёрства:
- Недобровольный характер (партнёрство навязано извне)
- Имитация партнёрства, создание видимости взаимодействия
- Отсутствие общих целей, интересов, значимости совместной деятельности
- Неравноправие партнёров в процессе принятия решений
- Непрозрачность в распределении ресурсов
- Неприемлемость результатов совместной деятельности для одного из партнёров (школы) вследствие некомпетентности по поводу миссии, целей и методов деятельности другого партнёра
- Вмешательство вышестоящих структур (может быть, межведомственные противоречия)
Способы минимизации рисков
Для партнёров (школ, гражданских и иных институтов):
- ясное определение, общее понимание цели партнёрства, специфики и ресурсных возможностей другой стороны
- совместная выработка оптимального режима взаимодействия
- наличие отчётов о своей / совместной деятельности
- привлечение внимания общества к ходу и результатам социального партнёрства
- взаимная экспертиза материалов партнёров
Для власти:
- создание на разных уровнях управления общественных консультативных советов из представителей авторитетных гражданских институтов (в том числе для экспертизы материалов, разрешения конфликтов, преодоления межведомственных или межуровневых противоречий)
- стимулирование партнёрства через внедрение конкурсных механизмов отбора совместных проектов школ и гражданских институтов, бизнеса и т. д.
- привлечение экспертов из других регионов России, международных экспертов для оценки эффективности социального партнёрства, выработки стратегии общественно-государственного управления
- стимулирование публичной отчётности школ и их партнёров о своей деятельности, инвентаризация ресурсов школ и общественных объединений в целях повышения информированности сторон о возможностях партнёрств.
30 ноября результаты работы секций на всех площадках были обобщены и представлены на итоговом пленарном заседании, которое вела заместитель министра образования Калининградской области С.Н. Юрьева.
По материалам сайтов:
Министерство образования Калининградской области
КРОО «Центра «Молодёжь за свободу слова»»
Светлана Ларина, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО «Лига избирательниц Калининградской области», участница мероприятия
19.12.2024 депутаты Законодательного Собрания при участии Уполномоченного по правам человека Владимира Никитина приняли бюджет Калининградской области на будущий год с поправками, касающимися выделения денежных средств:
- на ремонт социально значимых объектов (27 млн рублей – на фельдшерско-акушерские пункты, 20 млн – инфекционная больница, 47 млн – школа № 11 в Калининграде, 12 млн – мемориал «Вечного огня» в поселке Добровольск);
- на строительство трех школ (одной – в Светлогорске, и двух – в областном центре) - 38 миллионов рублей;
- 200 млн рублей на ремонт тротуаров;
- 100 млн на участие ФК «Балтика» в национальной лиге.
В среду, 18.12.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 12 граждан: 9 человек было принято на личном приеме, 3 человека проконсультированы по телефону.
Среди обратившихся — пенсионеры, инвалиды, родители и опекуны, обратившиеся в интересах детей, осужденный.
Заявители обратились в защиту социальных, трудовых, культурных, жилищных прав, права на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
17 декабря 2024 года в конференц-зале Законодательного Собрания Калининградской области состоялся круглый стол по вопросам переселения русскоязычного населения из стран Западной Европы и других государств.
В мероприятии приняли участие представители Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций, студенты образовательных учреждений г. Калининграда.