Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 345
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Конференция «Участие гражданского общества в процессах модернизации образования»

29 – 30 ноября 2007 министерством образования Калининградской области проведена межрегиональная конференцию по теме «Участие гражданского общества в процессах модернизации образования и пути повышения инвестиционной привлекательности сферы образования». В конференции приняли участие педагоги, директора школ, управленцы образования из всех муниципальных образований Калининградской области, других регионов России, Литвы и Финляндии, представитель Уполномоченного по правам человека в Калининградской области С.Ларина.

В выступлениях на пленарном заседании было подчёркнуто значение гражданского общества в процессах модернизации образования (министр образования Калининградской области Н.С. Шерри), охарактеризован опыт общественного участия в развитии образования в Тверской области (С.Н. Махновец), Пермском крае (А.Б. Суслов), в Финляндии (Э. Хэгман), Литовской Республике (В. Бацис) и т.д. После обеда в первый день конференции на базе четырёх школ и РГУ им. И. Канта была организована работа секций. Тематика секций была разнообразной – «Взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными, коммерческими организациями», «Деятельность Управляющего совета образовательного учреждения», «Публичная отчётность образовательного учреждения», «Ученическое самоуправление в образовательном учреждении», «Общественное участие в деятельности государственных и муниципальных органов управления образованием». В работе секций были представлены презентации опыта более чем 20 школ Калининградской области.

Участники секций в ходе обсуждения пришли к следующим выводам:

Значение социального партнёрства для школы высоко по следующим причинам:

• Партнёрство с другими субъектами помогает школе формировать компетенции учащихся, в том числе способствует адаптации выпускников к социуму, облегчает знакомство с социальными моделями, обеспечивает профориентацию, развивает жизненные навыки, формирует установки ответственного поведения, гражданскую позицию, стимулирует социальную активность.

• Открытость школы социуму позволяет изменить отношение общества к школе, повышает информированность сообщества по поводу возможностей и результативности системы образования, повышает имидж школы.

• Сотрудничество с другими организациями помогает школе сформировать новые подходы школьного коллектива к организации внутришкольной жизни, овладеть навыками проектного менеджмента, стимулирует креативность в решении управленческих проблем, стоящих перед школой.

• Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать общественную экспертизу деятельности школы, что может быть одним из оснований для принятия значимых для школы решений органами управления образованием.

• Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать коммуникацию школы с властью, предупреждать конфликтные ситуации, содействовать в разрешении конфликтов, служить каналом для «обратной связи» участников образовательного процесса и власти.

Условия эффективности социального партнёрства:

  • Активность, инициативность партнёров (и персональная инициатива конкретных лиц)
  • Добровольность
  • Наличие открыто заявленного взаимного интереса, открытость мотивов партнёров
  • Компетентность партнёров (в том числе в отношении друг друга)
  • Долгосрочность партнёрства, видение перспективы сотрудничества
  • Наличие ресурсов у всех партнёров и готовность их вложить в совместную деятельность
  • Нормативно закреплённая ответственность партнёров
  • Взаимоприемлемый режим работы партнёров

Риски партнёрства:

  • Недобровольный характер (партнёрство навязано извне)
  • Имитация партнёрства, создание видимости взаимодействия
  • Отсутствие общих целей, интересов, значимости совместной деятельности
  • Неравноправие партнёров в процессе принятия решений
  • Непрозрачность в распределении ресурсов
  • Неприемлемость результатов совместной деятельности для одного из партнёров (школы) вследствие некомпетентности по поводу миссии, целей и методов деятельности другого партнёра
  • Вмешательство вышестоящих структур (может быть, межведомственные противоречия)

Способы минимизации рисков

Для партнёров (школ, гражданских и иных институтов):

  • ясное определение, общее понимание цели партнёрства, специфики и ресурсных возможностей другой стороны
  • совместная выработка оптимального режима взаимодействия
  • наличие отчётов о своей / совместной деятельности
  • привлечение внимания общества к ходу и результатам социального партнёрства
  • взаимная экспертиза материалов партнёров

Для власти:

  • создание на разных уровнях управления общественных консультативных советов из представителей авторитетных гражданских институтов (в том числе для экспертизы материалов, разрешения конфликтов, преодоления межведомственных или межуровневых противоречий)
  • стимулирование партнёрства через внедрение конкурсных механизмов отбора совместных проектов школ и гражданских институтов, бизнеса и т. д.
  • привлечение экспертов из других регионов России, международных экспертов для оценки эффективности социального партнёрства, выработки стратегии общественно-государственного управления
  • стимулирование публичной отчётности школ и их партнёров о своей деятельности, инвентаризация ресурсов школ и общественных объединений в целях повышения информированности сторон о возможностях партнёрств.

30 ноября результаты работы секций на всех площадках были обобщены и представлены на итоговом пленарном заседании, которое вела заместитель министра образования Калининградской области С.Н. Юрьева.

По материалам сайтов:

Министерство образования Калининградской области

КРОО «Центра «Молодёжь за свободу слова»»

Светлана Ларина, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО «Лига избирательниц Калининградской области», участница мероприятия

Последние новости на сайте:
03.10.2025

С 11 августа 2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2025 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым внесены изменения в статьи 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Законом установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работникам, которые на день увольнения работали по совместительству и продолжили выполнение соответствующей работы после увольнения с основной работы, предоставляются гарантии в виде выплаты выходного пособия за один месяц в размере среднего месячного заработка.

02.10.2025

01.10.2025 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки был организован прием граждан.

Юридическая помощь оказана пятерым гражданам.

Заявители обращались по вопросам защиты социальных, жилищных прав, прав на охрану здоровья и свободу передвижения.

29.09.2025

В среду, 01 октября, с 10:00 до 13:00 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич проведет прием в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки.

26.09.2025

25 сентября 2025г. Владимир Никитин принял участие в семинаре-тренинге для уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, темой которого стала защита прав осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Президент России Владимир Владимирович Путин приветствовал участников Всероссийского совещания уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и призвал принципиально реагировать на любые нарушения в сфере уголовно-правового и уголовно-исполнительного законодательства, эффективнее использовать предусмотренные законом инструменты по защите прав граждан в судах.