29 – 30 ноября 2007 министерством образования Калининградской области проведена межрегиональная конференцию по теме «Участие гражданского общества в процессах модернизации образования и пути повышения инвестиционной привлекательности сферы образования». В конференции приняли участие педагоги, директора школ, управленцы образования из всех муниципальных образований Калининградской области, других регионов России, Литвы и Финляндии, представитель Уполномоченного по правам человека в Калининградской области С.Ларина.
В выступлениях на пленарном заседании было подчёркнуто значение гражданского общества в процессах модернизации образования (министр образования Калининградской области Н.С. Шерри), охарактеризован опыт общественного участия в развитии образования в Тверской области (С.Н. Махновец), Пермском крае (А.Б. Суслов), в Финляндии (Э. Хэгман), Литовской Республике (В. Бацис) и т.д. После обеда в первый день конференции на базе четырёх школ и РГУ им. И. Канта была организована работа секций. Тематика секций была разнообразной – «Взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными, коммерческими организациями», «Деятельность Управляющего совета образовательного учреждения», «Публичная отчётность образовательного учреждения», «Ученическое самоуправление в образовательном учреждении», «Общественное участие в деятельности государственных и муниципальных органов управления образованием». В работе секций были представлены презентации опыта более чем 20 школ Калининградской области.
Участники секций в ходе обсуждения пришли к следующим выводам:
Значение социального партнёрства для школы высоко по следующим причинам:
• Партнёрство с другими субъектами помогает школе формировать компетенции учащихся, в том числе способствует адаптации выпускников к социуму, облегчает знакомство с социальными моделями, обеспечивает профориентацию, развивает жизненные навыки, формирует установки ответственного поведения, гражданскую позицию, стимулирует социальную активность.
• Открытость школы социуму позволяет изменить отношение общества к школе, повышает информированность сообщества по поводу возможностей и результативности системы образования, повышает имидж школы.
• Сотрудничество с другими организациями помогает школе сформировать новые подходы школьного коллектива к организации внутришкольной жизни, овладеть навыками проектного менеджмента, стимулирует креативность в решении управленческих проблем, стоящих перед школой.
• Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать общественную экспертизу деятельности школы, что может быть одним из оснований для принятия значимых для школы решений органами управления образованием.
• Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать коммуникацию школы с властью, предупреждать конфликтные ситуации, содействовать в разрешении конфликтов, служить каналом для «обратной связи» участников образовательного процесса и власти.
Условия эффективности социального партнёрства:
- Активность, инициативность партнёров (и персональная инициатива конкретных лиц)
- Добровольность
- Наличие открыто заявленного взаимного интереса, открытость мотивов партнёров
- Компетентность партнёров (в том числе в отношении друг друга)
- Долгосрочность партнёрства, видение перспективы сотрудничества
- Наличие ресурсов у всех партнёров и готовность их вложить в совместную деятельность
- Нормативно закреплённая ответственность партнёров
- Взаимоприемлемый режим работы партнёров
Риски партнёрства:
- Недобровольный характер (партнёрство навязано извне)
- Имитация партнёрства, создание видимости взаимодействия
- Отсутствие общих целей, интересов, значимости совместной деятельности
- Неравноправие партнёров в процессе принятия решений
- Непрозрачность в распределении ресурсов
- Неприемлемость результатов совместной деятельности для одного из партнёров (школы) вследствие некомпетентности по поводу миссии, целей и методов деятельности другого партнёра
- Вмешательство вышестоящих структур (может быть, межведомственные противоречия)
Способы минимизации рисков
Для партнёров (школ, гражданских и иных институтов):
- ясное определение, общее понимание цели партнёрства, специфики и ресурсных возможностей другой стороны
- совместная выработка оптимального режима взаимодействия
- наличие отчётов о своей / совместной деятельности
- привлечение внимания общества к ходу и результатам социального партнёрства
- взаимная экспертиза материалов партнёров
Для власти:
- создание на разных уровнях управления общественных консультативных советов из представителей авторитетных гражданских институтов (в том числе для экспертизы материалов, разрешения конфликтов, преодоления межведомственных или межуровневых противоречий)
- стимулирование партнёрства через внедрение конкурсных механизмов отбора совместных проектов школ и гражданских институтов, бизнеса и т. д.
- привлечение экспертов из других регионов России, международных экспертов для оценки эффективности социального партнёрства, выработки стратегии общественно-государственного управления
- стимулирование публичной отчётности школ и их партнёров о своей деятельности, инвентаризация ресурсов школ и общественных объединений в целях повышения информированности сторон о возможностях партнёрств.
30 ноября результаты работы секций на всех площадках были обобщены и представлены на итоговом пленарном заседании, которое вела заместитель министра образования Калининградской области С.Н. Юрьева.
По материалам сайтов:
Министерство образования Калининградской области
КРОО «Центра «Молодёжь за свободу слова»»
Светлана Ларина, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО «Лига избирательниц Калининградской области», участница мероприятия
В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области обратился гражданин Л. с ходатайством об оказании содействия в восстановлении его прав, нарушенных в результате несоблюдения норм земельного законодательства РФ.
Этот день – особая возможность выразить глубокую благодарность за ваш многолетний труд, мудрость и вклад в развитие нашего общества. Вы являетесь источником бесценного опыта, который передается из поколения в поколение, помогая нам преодолевать трудности и стремиться к новым достижениям.
30 сентября 2024 года аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области с рабочим визитом посетила Уполномоченный по правам человека в Орловской области Наталия Павловна Балашова.
В рамках встречи стороны обсудили текущие сложности, с которыми сталкиваются уполномоченные в процессе исполнения своих обязанностей.
Всего в Калининградской области организованы 103 пункта оказания бесплатной юридической помощи с участием Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области, представителей органов судебной, исполнительной и законодательной власти, адвокатуры, нотариата, юридического бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов, Общественной палаты Калининградской области.
Ваш труд является важной основой для будущего наших детей и общества в целом. Именно благодаря вам маленькие граждане страны получают первые уроки доброты, терпимости и уважения, учатся познавать мир и выстраивать отношения с окружающими.
Каждый день вы дарите детям заботу, внимание и любовь, закладывая фундамент их дальнейшего развития. Ваш профессионализм, преданность делу и неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения заслуживают искренней признательности.
Пусть ваша работа приносит радость, а успехи воспитанников дают силы на новые свершения. Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и вдохновения в вашем благородном труде!
С Праздником!