1 декабря началась традиционная декада истории и обществознания. В течение этого времени гимназисты станут участниками интересных мероприятий и встреч: экскурсий в областной архив и Королевские ворота, встречи с депутатами областной Думы, преподавателями БФУ им. Канта, ветеранами-разведчиками …
Первым мероприятием стал интересный межрегиональный проект «Учебные суды», который осуществляется в рамках российско-норвежского проекта «Преподавание прав человека». Непосредственными участниками стали учащиеся 8-10 классов, школы-интерната «Интеллектуал» (Москва), МАОУ СОШ № 3 и МАОУ гимназии №40г. Калининграда. В первый день учащиеся разбились на команды и приступили к подготовке судебных дел, кто-то готовился стать ответчиком, а кто-то истцом. Ребята должны были ознакомиться с материалами конкретных гражданских дел. Первое — попытка зарегистрировать Партию Пиратов России (ППР), а другое — защита прав гражданки Р., которая не получила место помощника машиниста электровоза метро, в чем увидела дискриминацию своих прав. Команды прорабатывали собственные «линии защиты и нападения». Самым интересным стал день второй — это сами судебные заседания. Судьями стали приглашенные гости: Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин В.А., ведущий консультант аппарата Уполномоченный по правам человека, эксперт конкурса Ларина Е.В., помощник заместителя председателя городского Совета депутатов Калининграда, советник юстиции 3 класса Жукова Н.А., доцент кафедры гуманитарных дисциплин «Институт развития образования» Ильина М.В. и другие.
Конкурс прошел в интересной конструктивной обстановке. Истцы и ответчики обращались к суду и друг другу, апеллируя к статьям законов, отвечали на вопросы судьи и его заместителей. По итогам четырёх судебных заседаний были выявлены победители конкурса. Грамоты и призы получили представители победившей команды, в которой были учащиеся всех трех школ. Победителем стала команда сумевшая лучше всех отстоят общее дело.
Участники конкурса отметили, что такие учебные занятия дают возможность получить новые компетенции: умение обозначить свою гражданскую позицию, осознавать конституци¬онные права и обязанности граждан, получить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; включая умение ориентироваться в различных источниках информации, крити¬чески оценивать и интерпретировать информацию, получае¬мую из различных источников; сформировать общие представлений о разных ви¬дах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами, формируя тем самым основы правового мышления. Такой опыт помогает понять, правильное ли направление своей дальнейшей жизни выбрал старшеклассник, начавший изучать право.