Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 345
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Региональное совещание с начальниками территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе
07.10.2010 | Новости

5-6 октября 2010 года в г. Калининграде состоялось региональное совещание с начальниками территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, под председательством первого заместителя директора ФМС России генерал-лейтенанта милиции М.Л. Тюркина.

В совещании приняли участие представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, руководители (заместители руководителей) органов исполнительной власти Калининградской области, помощник Председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, представитель комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представитель Санкт-Петербургского Университета МВД России.

От  Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в совещании принял участие сотрудник Аппарата Хомич Вячеслав Кириллович.

На совещании были обсуждены следующие вопросы:

о результатах служебной деятельности территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, за 8 месяцев 2010 г.;

проблемные вопросы деятельности территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, при осуществлении контроля в сфере регулирования внешней трудовой миграции и пути их решения;

проблемные вопросы организации межведомственного взаимодействия с подразделениями ПУ ФСБ России при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере миграции;

о правовом регулировании трудовой деятельности иностранных работников согласно Федеральному закону от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

о ходе внедрения электронных технологий, направленных на исполнение государственных функций, предоставляемых населению, с целью пресечения коррупционной и посреднической деятельности в территориальных органах ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе.

В ходе «круглого стола» участниками совещания были обсуждены вопросы совершенствования аналитической и контрольной работы в целях повышения эффективности управленческой деятельности в территориальных органах ФМС России в Северо-Западном федеральном округе, вопросы диагностики и профилактики преступности и нарушений служебной дисциплины среди личного состав, а также вопросы правового обеспечения деятельности территориальных органов ФМС России.

Представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области В.К. Хомич обратил внимание   первого заместителя директора ФМС России  М.Л. Тюркина на проблему реализации прав граждан в связи с отсутствием регистрации по месту жительства  (пребывания).

Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 27) гаранти­рует каждому (гражданам и негражданам РФ), законно нахо­дящимся в Российской Федерации, право свободно передви­гаться, выбирать место жительства. По Закону «О праве граж­дан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жи­тельства и по месту пребывания, хотя и является обязатель­ной, носит уведомительный характер, в то время как советская прописка носила разрешительный характер. С точки зрения Закона регистрация не является обстоятельством, порождаю­щим права или обязанности, регистрация и ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реали­зации прав и свобод. Об этом говорится в постановлении Кон­ституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 года № 4-П. Тем не менее отсутствие регистрации по месту жи­тельства вызывает немало трудностей для граждан, ее не имеющих.

Среди прав, которые незаконно поставлены в зависимость от наличия регистрации, — право на труд, на медицинскую помощь, на совершение сделок с жильем, в том числе по ипо­течным программам, на регистрацию автомобилей, на получе­ние кредита, активное избирательное право.

В процессе осуществления мер социальной поддержки ор­ганы власти субъекта Российской Федерации могут предло­жить гражданину подтвердить факт его проживания на своей территории, но не вправе требовать, чтобы этот факт подтвер­ждался исключительно регистрацией.

В медицинской сфере дискриминация привела к тому, что неработающие граждане без регистрации по месту жительства не могут оформить медицинский полис. Те же, кто медицин­ский полис имеет, не могут получить бесплатную медицин­скую по­мощь на территории, не совпадающей с их регистра­цией.

Действующее законодательство не дает четких и недву­смысленных определений таких понятий, как «место житель­ства» и «место пребывания». Для их разграничения использу­ются формулировки «постоянно или преимущественно про­живает» и «проживает временно». Между тем отсутствие еди­ной интерпретации указанных понятий чревато прямым нару­шением прав граждан.

Наибольшие сложности, связанные с отсутствием регист­рации по месту жительства (пребывания), возникают у миг­рантов. Как правило, найдя место для проживания (пребыва­ния) и заключив соответствующий договор аренды с собст­венником жилого помещения, последний отказывается зареги­стрировать своих постояльцев по месту жительства (пребыва­ния), так как при необходимости выселить их из собственного жилого помещения сделать это будет невероятно сложно, даже при наличии судебного решения.

По мнению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области необходимо закрепление законодательством Российской Федерации механизмов, гарантирующих уведомительный ха­рактер регистрации. В качестве факта проживания на соответствующей территории можно разре­шить представлять либо регистрацию, либо договор аренды жилья.

Представитель ФМС России согласился с тем, что необходимо ликвидировать институт обязательной реги­страции иностранных граждан по месту пребывания. Целесо­образно пересмотреть нормативные правовые акты Россий­ской Федерации, аннулируя в них нормы, препятствующие реализации права на свободу передвижения и выбор места жи­тельства.

Следует прекратить правоприменительную практику, увя­зывающую реализацию прав и обязанностей с наличием реги­страции по месту жительства.

Отмена «прописки», помимо всего прочего, уменьшит уро­вень коррупции в заинтересованных структурах.

Консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Ларина с использованием материалов сайта ФМС России

Последние новости на сайте:
07.10.2025

С 1 ноября 2025 г. вводится порядок внесудебного взыскания задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, исчисляемым физическим лицом самостоятельно (при подаче налоговых деклараций, применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»). Такой порядок может быть применен только в случае отсутствия спора относительно задолженности и действий налогового органа.

02.10.2025

01.10.2025 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки был организован прием граждан.

Юридическая помощь оказана пятерым гражданам.

Заявители обращались по вопросам защиты социальных, жилищных прав, прав на охрану здоровья и свободу передвижения.

29.09.2025

В среду, 01 октября, с 10:00 до 13:00 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич проведет прием в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки.

26.09.2025

25 сентября 2025г. Владимир Никитин принял участие в семинаре-тренинге для уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, темой которого стала защита прав осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Президент России Владимир Владимирович Путин приветствовал участников Всероссийского совещания уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и призвал принципиально реагировать на любые нарушения в сфере уголовно-правового и уголовно-исполнительного законодательства, эффективнее использовать предусмотренные законом инструменты по защите прав граждан в судах.