Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Региональное совещание с начальниками территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе
07.10.2010 | Новости

5-6 октября 2010 года в г. Калининграде состоялось региональное совещание с начальниками территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, под председательством первого заместителя директора ФМС России генерал-лейтенанта милиции М.Л. Тюркина.

В совещании приняли участие представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, руководители (заместители руководителей) органов исполнительной власти Калининградской области, помощник Председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, представитель комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представитель Санкт-Петербургского Университета МВД России.

От  Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в совещании принял участие сотрудник Аппарата Хомич Вячеслав Кириллович.

На совещании были обсуждены следующие вопросы:

о результатах служебной деятельности территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, за 8 месяцев 2010 г.;

проблемные вопросы деятельности территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, при осуществлении контроля в сфере регулирования внешней трудовой миграции и пути их решения;

проблемные вопросы организации межведомственного взаимодействия с подразделениями ПУ ФСБ России при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере миграции;

о правовом регулировании трудовой деятельности иностранных работников согласно Федеральному закону от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

о ходе внедрения электронных технологий, направленных на исполнение государственных функций, предоставляемых населению, с целью пресечения коррупционной и посреднической деятельности в территориальных органах ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе.

В ходе «круглого стола» участниками совещания были обсуждены вопросы совершенствования аналитической и контрольной работы в целях повышения эффективности управленческой деятельности в территориальных органах ФМС России в Северо-Западном федеральном округе, вопросы диагностики и профилактики преступности и нарушений служебной дисциплины среди личного состав, а также вопросы правового обеспечения деятельности территориальных органов ФМС России.

Представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области В.К. Хомич обратил внимание   первого заместителя директора ФМС России  М.Л. Тюркина на проблему реализации прав граждан в связи с отсутствием регистрации по месту жительства  (пребывания).

Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 27) гаранти­рует каждому (гражданам и негражданам РФ), законно нахо­дящимся в Российской Федерации, право свободно передви­гаться, выбирать место жительства. По Закону «О праве граж­дан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жи­тельства и по месту пребывания, хотя и является обязатель­ной, носит уведомительный характер, в то время как советская прописка носила разрешительный характер. С точки зрения Закона регистрация не является обстоятельством, порождаю­щим права или обязанности, регистрация и ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реали­зации прав и свобод. Об этом говорится в постановлении Кон­ституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 года № 4-П. Тем не менее отсутствие регистрации по месту жи­тельства вызывает немало трудностей для граждан, ее не имеющих.

Среди прав, которые незаконно поставлены в зависимость от наличия регистрации, — право на труд, на медицинскую помощь, на совершение сделок с жильем, в том числе по ипо­течным программам, на регистрацию автомобилей, на получе­ние кредита, активное избирательное право.

В процессе осуществления мер социальной поддержки ор­ганы власти субъекта Российской Федерации могут предло­жить гражданину подтвердить факт его проживания на своей территории, но не вправе требовать, чтобы этот факт подтвер­ждался исключительно регистрацией.

В медицинской сфере дискриминация привела к тому, что неработающие граждане без регистрации по месту жительства не могут оформить медицинский полис. Те же, кто медицин­ский полис имеет, не могут получить бесплатную медицин­скую по­мощь на территории, не совпадающей с их регистра­цией.

Действующее законодательство не дает четких и недву­смысленных определений таких понятий, как «место житель­ства» и «место пребывания». Для их разграничения использу­ются формулировки «постоянно или преимущественно про­живает» и «проживает временно». Между тем отсутствие еди­ной интерпретации указанных понятий чревато прямым нару­шением прав граждан.

Наибольшие сложности, связанные с отсутствием регист­рации по месту жительства (пребывания), возникают у миг­рантов. Как правило, найдя место для проживания (пребыва­ния) и заключив соответствующий договор аренды с собст­венником жилого помещения, последний отказывается зареги­стрировать своих постояльцев по месту жительства (пребыва­ния), так как при необходимости выселить их из собственного жилого помещения сделать это будет невероятно сложно, даже при наличии судебного решения.

По мнению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области необходимо закрепление законодательством Российской Федерации механизмов, гарантирующих уведомительный ха­рактер регистрации. В качестве факта проживания на соответствующей территории можно разре­шить представлять либо регистрацию, либо договор аренды жилья.

Представитель ФМС России согласился с тем, что необходимо ликвидировать институт обязательной реги­страции иностранных граждан по месту пребывания. Целесо­образно пересмотреть нормативные правовые акты Россий­ской Федерации, аннулируя в них нормы, препятствующие реализации права на свободу передвижения и выбор места жи­тельства.

Следует прекратить правоприменительную практику, увя­зывающую реализацию прав и обязанностей с наличием реги­страции по месту жительства.

Отмена «прописки», помимо всего прочего, уменьшит уро­вень коррупции в заинтересованных структурах.

Консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Ларина с использованием материалов сайта ФМС России

Последние новости на сайте:
21.02.2025

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

20.02.2025

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.

Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.

С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

17.02.2025

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.

Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

07.02.2025

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины. 

Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

06.02.2025

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.

Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.