Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Региональное совещание с начальниками территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе
07.10.2010 | Новости

5-6 октября 2010 года в г. Калининграде состоялось региональное совещание с начальниками территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, под председательством первого заместителя директора ФМС России генерал-лейтенанта милиции М.Л. Тюркина.

В совещании приняли участие представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, руководители (заместители руководителей) органов исполнительной власти Калининградской области, помощник Председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, представитель комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представитель Санкт-Петербургского Университета МВД России.

От  Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в совещании принял участие сотрудник Аппарата Хомич Вячеслав Кириллович.

На совещании были обсуждены следующие вопросы:

о результатах служебной деятельности территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, за 8 месяцев 2010 г.;

проблемные вопросы деятельности территориальных органов ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, при осуществлении контроля в сфере регулирования внешней трудовой миграции и пути их решения;

проблемные вопросы организации межведомственного взаимодействия с подразделениями ПУ ФСБ России при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере миграции;

о правовом регулировании трудовой деятельности иностранных работников согласно Федеральному закону от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

о ходе внедрения электронных технологий, направленных на исполнение государственных функций, предоставляемых населению, с целью пресечения коррупционной и посреднической деятельности в территориальных органах ФМС России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе.

В ходе «круглого стола» участниками совещания были обсуждены вопросы совершенствования аналитической и контрольной работы в целях повышения эффективности управленческой деятельности в территориальных органах ФМС России в Северо-Западном федеральном округе, вопросы диагностики и профилактики преступности и нарушений служебной дисциплины среди личного состав, а также вопросы правового обеспечения деятельности территориальных органов ФМС России.

Представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области В.К. Хомич обратил внимание   первого заместителя директора ФМС России  М.Л. Тюркина на проблему реализации прав граждан в связи с отсутствием регистрации по месту жительства  (пребывания).

Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 27) гаранти­рует каждому (гражданам и негражданам РФ), законно нахо­дящимся в Российской Федерации, право свободно передви­гаться, выбирать место жительства. По Закону «О праве граж­дан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жи­тельства и по месту пребывания, хотя и является обязатель­ной, носит уведомительный характер, в то время как советская прописка носила разрешительный характер. С точки зрения Закона регистрация не является обстоятельством, порождаю­щим права или обязанности, регистрация и ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реали­зации прав и свобод. Об этом говорится в постановлении Кон­ституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 года № 4-П. Тем не менее отсутствие регистрации по месту жи­тельства вызывает немало трудностей для граждан, ее не имеющих.

Среди прав, которые незаконно поставлены в зависимость от наличия регистрации, — право на труд, на медицинскую помощь, на совершение сделок с жильем, в том числе по ипо­течным программам, на регистрацию автомобилей, на получе­ние кредита, активное избирательное право.

В процессе осуществления мер социальной поддержки ор­ганы власти субъекта Российской Федерации могут предло­жить гражданину подтвердить факт его проживания на своей территории, но не вправе требовать, чтобы этот факт подтвер­ждался исключительно регистрацией.

В медицинской сфере дискриминация привела к тому, что неработающие граждане без регистрации по месту жительства не могут оформить медицинский полис. Те же, кто медицин­ский полис имеет, не могут получить бесплатную медицин­скую по­мощь на территории, не совпадающей с их регистра­цией.

Действующее законодательство не дает четких и недву­смысленных определений таких понятий, как «место житель­ства» и «место пребывания». Для их разграничения использу­ются формулировки «постоянно или преимущественно про­живает» и «проживает временно». Между тем отсутствие еди­ной интерпретации указанных понятий чревато прямым нару­шением прав граждан.

Наибольшие сложности, связанные с отсутствием регист­рации по месту жительства (пребывания), возникают у миг­рантов. Как правило, найдя место для проживания (пребыва­ния) и заключив соответствующий договор аренды с собст­венником жилого помещения, последний отказывается зареги­стрировать своих постояльцев по месту жительства (пребыва­ния), так как при необходимости выселить их из собственного жилого помещения сделать это будет невероятно сложно, даже при наличии судебного решения.

По мнению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области необходимо закрепление законодательством Российской Федерации механизмов, гарантирующих уведомительный ха­рактер регистрации. В качестве факта проживания на соответствующей территории можно разре­шить представлять либо регистрацию, либо договор аренды жилья.

Представитель ФМС России согласился с тем, что необходимо ликвидировать институт обязательной реги­страции иностранных граждан по месту пребывания. Целесо­образно пересмотреть нормативные правовые акты Россий­ской Федерации, аннулируя в них нормы, препятствующие реализации права на свободу передвижения и выбор места жи­тельства.

Следует прекратить правоприменительную практику, увя­зывающую реализацию прав и обязанностей с наличием реги­страции по месту жительства.

Отмена «прописки», помимо всего прочего, уменьшит уро­вень коррупции в заинтересованных структурах.

Консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Ларина с использованием материалов сайта ФМС России

Последние новости на сайте:
25.07.2024
24 июля 2024 года по приглашению Главы муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области Гнездилова Андрея Петровича в целях информационного… ( читать полностью › )
22.07.2024
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области принял участие во Всероссийской неделе правовой помощи по вопросам защиты интересов семьи, которая… ( читать полностью › )
18.07.2024
16 июля представители педагогического и религиозного сообществ обсудили в Общественной Палате Российской Федерации задачи сотрудничества для оказания психологической помощи, целесообразность… ( читать полностью › )
16.07.2024
В УФСИН России по Калининградской области довели информацию о работе с представителями институтов гражданского общества, а также прокуратурой региона в… ( читать полностью › )
15.07.2024
14 июля 2024 года в п. Новосёлово состоялся второй фестиваль «Все начинается с семьи», посвященный Празднику семьи, любви и верности,… ( читать полностью › )