Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Международная конференция «Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, взаимодействие»
11.12.2015 | Новости

РЕЗОЛЮЦИЯ

Московской международной конференции

«Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов:

опыт, проблемы, взаимодействие»

город Москва 16-17 ноября 2015 года

16-17 ноября 2015 г. в городе Москве прошла Московская международная конференция «Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, взаимодействие», в которой приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (его представители), Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (его представители), Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, председатели Координационных советов Уполномоченных по правам человека других федеральных округов Российской Федерации, представители профильных органов исполнительной власти регионов ЦФО российские и международные специалисты и эксперты, работающие в сфере социальной интеграции инвалидов. Общее число участников — 200 человек.

Участники конференции, рассмотрев и обсудив актуальные проблемы обеспечения прав инвалидов и членов их семей на принципах Конвенции ООН о правах инвалидов, изучив опыт города Москвы в данной сфере, отмечают следующее.

В настоящее время в мире более 650 миллионов человек являются инвалидами (около 10% всего населения Земли).

В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения, в том числе в связи с продолжающимся финансово-экономическим кризисом и кризисом семейных отношений, положение инвалидов остается сложным, а численность данной категории населения высокой.

По данным Росстата, в России в настоящее время насчитывается 12,9 миллиона инвалидов (более 9% населения страны). Характеризуя современное состояние инвалидности, можно констатировать, что за последние пять лет в Российской Федерации наблюдается некоторая стабилизация роста инвалидности: численность лиц в возрасте старше 18 лет на 10 000 населения с 2010 года практически не меняется. Однако численность детей-инвалидов незначительно растет (2012 г. — 571 465 ребенка-инвалида; 2013г. – 582 234 ребенка-инвалида; 2014 г. – 590 400 ребенка-инвалида). Анализ сложившейся ситуации показывает, что в целом по Российской Федерации, численность инвалидов (взрослых и детей) стабилизировалась, с некоторой положительной тенденцией к сокращению доли лиц трудоспособного возраста.

Участники конференции с удовлетворением отмечают действенность принимаемых органами государственной власти мер по отношению к данной категории населения. Вместе с тем, признать в полной мере эффективными действующие системы реабилитации детей-инвалидов и профилактики инвалидности, к сожалению, пока нельзя.

Учитывая изложенное, требуется не только продолжить совершенствование существующей системы реабилитации и социальной поддержки инвалидов, но и перейти к активному выявлению и удовлетворению потребностей в медико-социальной реабилитации их самих и членов их семей, созданию единой государственной системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, контроля за объемом и качеством предоставляемых реабилитационных услуг.

Необходимо отметить, что современная законодательная база России сформировалась под влиянием международного права. Вектором современного развития стала Конвенция ООН о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая ратифицирована Россией в 2012 году. Это значит, что уже в ближайшее время в нашей стране должны быть реализованы ее опорные принципы отношения к инвалидам:

— уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

— недискриминация;

— полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

— уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

— равенство возможностей;

— доступность;

— равенство мужчин и женщин;

— уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

В связи с ратификацией Конвенции был принят Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», часть норм которого вступает в силу с 1 января 2016 года. В частности, впервые в России определено законодательно понятие «абилитации» ребенка – инвалида — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы абилитации ребенка — инвалида и ее формы определены приказом Минтруда России (от 31 июля 2015 г. № 528н).

Этим же Федеральным законом впервые установлены:

— участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;

— информирование федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций (независимо от их организационно-правовых форм), на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также предоставление информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по установленной форме;

— недопустимость дискриминации в Российской Федерации по признаку инвалидности;

— создание Федерального реестра инвалидов — федеральной государственной информационной системы, в которой собираются сведения об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах (сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты).

Особую актуальность для детей и молодежи с инвалидностью имеют вопросы получения образования и трудоустройства.

Государство гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников), независимо от состояния здоровья. Однако, многие государственные гарантии так и остаются не доступными для инвалидов. По данным Федерального агентства по образованию, только половина детей с ограниченными возможностями здоровья сейчас обучается в адекватных условиях. Существенным недостатком российского законодательства в области социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является не проработанность, а порой и отсутствие конкретных и понятных механизмов реализации установленных правовых норм. Прежде всего, это касается вопросов профилактики инвалидности, обеспечения техническими средствами реабилитации, создания доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, трудоустройства инвалидов.

Российская система занятости инвалидов не ориентирована на персонифицированное сопровождение и поддержку инвалидов в процессе трудоустройства, не стимулирует работодателей на включение лиц с ограниченной трудоспособностью в трудовую деятельность, носит фрагментарный характер. Степень вовлечения в активную жизнь инвалидов отстает от их реальных потенциальных возможностей.

Требует совершенствования и инфраструктура реабилитации инвалидов (детей-инвалидов), прежде всего с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности. Участники Конференции констатировали дефицит реабилитационных учреждений современного уровня в России, применяющих эффективные методы и технологии, ориентированные на результат.

Вместе с тем, реализуется Государственная программа «Доступная среда».

Во всех субъектах Российской Федерации в последние годы существенно усилена работа по социальной интеграции инвалидов, социального сопровождения их семей за счет внедрения инновационных технологий раннего вмешательства и др. В регионах ЦФО активно развиваются и внедряются в практику различные инновационные технологии.

Большое внимание на конференции было уделено обсуждению реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы и Федерального закона от 1 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», статьей 22 которого введен институт социального сопровождения — содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Каждый регион принял отдельную программу или План мероприятий по внедрению определенных в указанных нормативных актах положений. Участники конференции считают приоритетным проведение реструктуризации сети реабилитационных организаций для инвалидов на территории своего субъекта Российской Федерации с учетом региональных особенностей; внедрение технологий частно-государственного партнерства. При этом участники конференции указали на необходимость правильно корреспондировать нормы федерального законодательства для распределения компетенций специалистов в организации реабилитационного процесса и социального сопровождения семьи инвалида (ребенка – инвалида).

В течение двух дней участники конференции делились инновационным опытом на выездных площадках города Москвы: Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И.Швецовой, Научно-практический центр реабилитации инвалидов, Общеобразовательная школа-интернат № 1 для слепых обучающихся.

В целях совершенствования деятельности в сфере социальной интеграции инвалидов и социальной поддержки членов их семей участники конференции считают необходимым:

— активно продолжать процессы модернизации и оптимизации построения системы медико-социальной и комплексной реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов, повышая результативность деятельности государственных реабилитационных учреждений;

— разрабатывать и внедрять лучшие практики и модельные эффективные технологии реабилитации и социального сопровождения указанных категорий граждан и членов их семей, ориентированных на комплексное решение проблем семей;

— развивать технологии повышения качества социальных услуг с активным включением в эту работу профессиональных объединений;

— расширять сферу ресурсов повышения квалификации и переподготовки кадров, включая использование современных информационных технологий удаленного доступа и др.

По итогам работы межрегиональной конференции участники приняли следующую резолюцию.

1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:

— провести в Государственной Думе/Совете Федерации обсуждение по вопросам применения норм федерального законодательства в свете реализации положений Конвенции;

— в целях оптимизации работ по формированию в Российской Федерации доступной среды для маломобильных групп населения, повышения независимого контроля за объемами и качеством проводимых мероприятий пересмотреть нормы федерального законодательства в части наделения полномочиями по согласованию проектов на новое строительство и реконструкцию объектов существующей застройки инвалидам и лицам, представляющим их интересы, прошедшим обучение по специально разработанным программам;

— инициировать совместно с общественными объединениями инвалидов проведение анализа норм действующего законодательства и на основе полученных результатов подготовку проекта Концепции реформирования системы занятости инвалидов в Российской Федерации.

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:

— обеспечить устойчивое бесперебойное функционирование Федерального реестра инвалидов, обеспечив его интеграцию с региональными базами данных органов социальной защиты населения, в том числе путем заключения соответствующих соглашений о взаимодействии;

— создать федеральный банк данных о «лучших практиках» в сфере реабилитации детей-инвалидов, включая вопросы инклюзивного и специального образования, для распространения этого опыта во всех регионах страны;

— разработать нормативно-методическую базу для создания эффективной системы образования детей и молодежи;

— реформировать государственную систему поддержки инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность, на рынке труда, оптимизировав источники финансирования данной сферы;

— добиться внедрения принципов «равных возможностей» для детей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах социальной жизни, отвергая устоявшийся в последнее время термин «люди с ограниченными возможностями»;

— разработать методические рекомендации внедрения в практическую деятельность положений федерального законодательства (ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ; Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы; Федерального закона от 1 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; отраслевых национальных и профессиональных стандартов) с целью инновационного развития сферы социальной интеграции инвалидов;

— обеспечить дальнейшее развитие системы квалификаций в указанной сфере в зависимости от общественных потребностей и расширение спектра разрабатываемых профессиональных стандартов;

— направить разъяснения о применении реабилитационными и иными государственными учреждениями норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ с учетом положений действующего законодательства в отношении инвалидов, а также вводимых с 1 января 2015 года профессиональных стандартов «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» и «Специалист по социальной работе» (приказы Минтруда России от 18 ноября 2013 года № 681н и от 22 октября 2013 года № 571н соответственно);

— усовершенствовать порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации с привлечением представителей общественных объединений и профессионального сообщества;

— в целях ускорения и совершенствования деятельности по адаптации для инвалидов объектов действующей инфраструктуры и снижения затрат, выделяемых из бюджетов всех уровней, в 2016 году разработать и направить в субъекты Российской Федерации базовые перечни необходимых мероприятий (по типологиям объектов и видам предоставляемых населению услуг);

— ускорить утверждение новых стандартов строительных правил и норм, обеспечивающих доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

— разработать с привлечением общественных организаций и объединений инвалидов мероприятия/поэтапный план действий формирования в поселениях России доступа к зданиям и сооружениям для маломобильных групп населения;

— учесть при пролонгации Государственной программы «Доступная среда» до 2020 года разделы по нормативно-методическому обеспечению деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и созданию в Российской Федерации единой системы учета инвалидов, мониторинга за потребностями их в реабилитационных услугах, а также контроля за их предоставлением;

— обеспечить распространение передового регионального опыта в сфере семейного устройства, накопленного в регионах ЦФО, в том числе опыт города Москвы;

— обеспечить мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации целевых программ поддержки инвалидов и членов их семей и дорожных карт субъектов Российской Федерации;

— разработать механизмы профилактики инвалидности, прежде всего у детей;

— рассмотреть целесообразность внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», предусматривающих доступность туристических ресурсов и туристической индустрии для инвалидов;

— проработать необходимость внесения изменений в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающих исключение нормы по постановке на учет для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

3. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти:

— обеспечить достижение баланса между потребностями инвалидов (независимо от возраста) и членов их семей, инфраструктурой учреждений и организаций, оказывающих услуги данным категориям населения, и возможностями государства по удовлетворению этих потребностей;

— оптимизировать и переструктурировать сеть реабилитационных учреждений разной ведомственной подчиненности, в целях приближения их к месту жительства и обеспечения «активного» социального патронажа;

— внедрять новые инструменты финансирования реабилитационных услуг и получения технических средств реабилитации, в том числе через индивидуальные реабилитационные ваучеры (сертификаты);

— реорганизовать деятельность реабилитационных учреждений и перейти от «заявительного» принципа работы с инвалидами к адресному выявлению их потребностей в абилитации/реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности и интеграции в общество;

— обеспечить безусловное предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по комплексной медико-социальной реабилитации;

— создать межведомственную систему постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации/абилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;

— создавать условия для развития института реабилитологов и других специалистов, работающих в области социальной интеграции инвалидов, на местах;

— использовать международный опыт и потенциал негосударственных организаций в целях расширения возможностей для реабилитации инвалидов (независимо от возраста);

— разработать современные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов реабилитационных учреждений для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, с детьми-инвалидами);

— привлекать к приемке объектов нового строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также к экспертизе проектной документации независимых специалистов, в том числе из числа инвалидов и членов их семей, обладающих специальными знаниями (требования нормативных правовых актов, строительных норм и правил) в области формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных граждан, а также о методологии подготовки технологических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих объектов общественной инфраструктуры;

— обеспечить при реализации региональных социальных программ проведение общественного обсуждения, привлечение экспертов, проводить в СМИ разъяснительную работу;

— проводить регулярный мониторинг реализуемых мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации и их оценку;

— шире внедрять в практику работы современные технологии волонтерства, социальной адаптации инвалидов;

— активизировать работу по проведению обучающих мероприятий для работников социальной сферы с целью обучения их современным технологиям работы по новым направлениям деятельности, взаимодействия с социально ориентированными негосударственными организациями, волонтерами; организовать консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав инвалидов;

— расширить спектр и повысить качество социальной рекламы, направленной на социальную и общественную поддержку инвалидов и членов их семей.

4. Рекомендовать Уполномоченным по правам человека, Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:

— усилить контроль и обеспечить защиту прав и законных интересов инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

— провести анализ необходимости внесения изменений в действующие на территориях субъектов Российской Федерации законодательные и нормативные правовые акты, касающихся проблем инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов, и, в случае необходимости, активизировать работу по внесению соответствующих предложений по их совершенствованию;

— систематизировать работу по правовому просвещению населения по вопросам прав и свобод инвалидов, в том числе детей-инвалидов, форм и методов их защиты;

— инициировать в разрезе территорий субъектов Российской Федерации проработку вопросов обеспечения мер безопасности инвалидов и детей-инвалидов при возникновении ситуаций риска, чрезвычайных обстоятельствах;

— продолжить в постоянном режиме работе по информированию общественности о соблюдении и защите прав и свобод инвалидов и детей-инвалидов на территории субъекта Российской Федерации;

— проводить мониторинг реализации положении Конвенции ООН о правах инвалидов в разрезе территорий;

— включать отдельным блоком в ежегодные Доклады о деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации раздел, касающийся защите прав и свобод инвалидов и детей-инвалидов;

— совместно с широкой общественностью контролировать ход выполнения мероприятий и установленных целевых показателей Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и инициировать работу специально-созданных дискуссионных площадок по осуждению полученных результатов и формированию предложений по повышению эффективности реализуемых мер.

Последние новости на сайте:
14.09.2018
28 августа 2018 г. состоялся семинар для специалистов, соприкасающихся с бездомными людьми в ходе работы в различных ведомствах, учреждениях и… ( читать полностью › )
13.09.2018
13 сентября 2018 года в Библиотеке имени космонавта А. А. Леонова состоялась конференция «Проблемы и пути решения особых нужд инвалидов… ( читать полностью › )
11.09.2018
До 1 ноября принимаются работы для участия в областном ежегодном творческом конкурсе. Он проводится в рамках всероссийского Дня правовой помощи… ( читать полностью › )
06.09.2018
В Выставочном Центре «Балтик-Экспо» открылась специализированная выставка «Медицина и Косметология». Выставка  проводится при поддержке Министерства здравоохранения Калининградской области. Центром Медицинской… ( читать полностью › )
03.09.2018
День солидарности в борьбе с терроризмом отмечается в России 3 сентября, начиная с 2005 года. Эта дата установлена после трагических… ( читать полностью › )