Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Валерий Устюгов: «Мы начинали с чистого листа»

Двадцать лет назад с началом работы областной Думы открылась эпоха современного калининградского парламентаризма. За минувшие годы парламентом было сделано немало полезного. Закон об Особой экономической зоне и ряд других знаковых нормативных актов, принятых депутатами всех созывов, дали мощный стимул к социально-экономическому развитию региона, формированию благоприятного инвестиционного климата на этой земле и, как следствие, повышению уровня благосостояния калининградцев.

Председателем Калининградской областной Думы 1-го и 2-го созывов был Валерий Устюгов. Сложив по собственному желанию в 2002 году полномочия члена Совета Федерации, этот известнейший в стране и далеко за ее пределами человек совершенно исчез с общественно-политического горизонта. Почему? На этот и некоторые другие вопросы после 12-летнего молчания Валерий Устюгов ответил в эксклюзивном интервью газете «Русский Запад».

– В 2014 году исполняется 20 лет Калининградской областной Думе. Вы были председателем двух первых созывов. Какие воспоминания остались о работе в законодательном органе власти?

– Двадцать лет, говорите, уже прошло? Странно, а я помню все до последней мелочи, словно это было вчера. (Минутная пауза.) Я расскажу о том, чего никто не знает, а общеизвестные факты потом сами из архива возьмете. Была пятница, конец рабочего дня. Я тогда работал главой администрации Балтийского района. Сижу, планирую выходные, которые в основном проводил с семьей на даче в обществе «Мечта». Вдруг телефонный звонок. Звонит мэр Калининграда Виталий Шипов и приказывает срочно прибыть к нему в кабинет.

Когда я вошел в кабинет к Виталию Валентиновичу, там уже была глава Ленинградского района Данута Смирнова. Я у нее молча, кивком головы, спросил, в чем дело, но она только пожала плечами. Шипов не стал тянуть кота за интимные подробности и тоном, не терпящим возражения, сделал нам предложение, отказаться от которого мы не имели права. Нам предлагалось срочно начать избирательные кампании и выдвигать свои кандидатуры в депутаты областной Думы 1-го созыва.

– Мне нужно утвердить достойный бюджет города, а без своих людей в Думе это сделать будет невозможно, – подвел итог короткого, но весьма емкого разговора мэр. Вот так меня заставили стать депутатом. Откровенно говоря, большого желания работать в Думе не было. Но дальнейшие события, связанные с выбором председателя, вдруг захлестнули и понесли. Да так понесли, что потом лет десять не мог остановиться.

– Надо полагать, эти события действительно были интригующими, если вас так долго носило?

– Чтобы это понять, нужно быть хотя бы чуточку политиком. Я в то время политиком не был. Прокурором был, главой администрации работал, а вот политиком – нет.

А тем временем среди избравшихся депутатов образовалось два клана. В одном помимо своей воли оказался я, в другом – Юрий Николаевич Семенов. Мои сторонники пророчили кресло спикера мне, другая сторона – Семенову. И тут выяснилось, что среди депутатов регионального законодательного органа власти всего два юриста. За моими плечами — юридический факультет и многолетняя прокурорская практика, за плечами Владимира Анатольевича Никитина, кроме юрфака, почти 20 лет адвокатской работы.

Парадокс, но факты – вещь упрямая. Иными словами, создавать законы, а писать их предстояло с чистого листа, должны были люди, совершенно не имеющие понятия, что это такое. Ситуация была тупиковая. Почти месяц меня уговаривали возглавить Думу, и я согласился. Семенов стал моим замом.

– Как потом складывались ваши взаимоотношения с Семеновым и его сторонниками?

– Нормально складывались отношения. Я бы даже сказал плодотворно. Думается, не погрешу против истины, сказав, что депутаты областной Думы 1-го созыва совершили своего рода подвиг на региональном законодательном поле. Ведь мы начинали с чистого листа.

Нужно было садиться и писать законы, формировать избирательную систему, определять рамки деятельности государственных органов власти, принимать Устав области. Работа чудовищно сложная и ответственная. А если добавить к этому, что из всего состава депутатов было всего два юриста – я и Владимир Анатольевич Никитин, то становится понятно, в каких непростых условиях шла работа.

Вряд ли бы мы с ней так быстро и качественно справились, если бы не такие профессионалы своего дела, как сотрудники аппарата: начальник правового управления Вячеслав Гусаченко, его заместитель Григорий Корнюшенко, начальник оргуправления Георгий Горобченко и его подчиненный Владимир Климаев. Именно эти люди написали первые законы. Депутатам 2-го созыва было работать чуточку легче, хотя признаюсь, Дума по своему составу была непростой, но я с большим уважением отношусь к ее депутатам. Особое уважение к Юрию Николаевичу Семенову. Без его участия многие законы не состоялись бы. Скажу больше, без него не было бы, наверное, и закона об Особой экономической зоне в Калининградской области.

Я не был готов к работе с Москвой. Вчерашний глава районной администрации, имеющий за плечами только опыт прокурорской работы, не имел, скажем так, заходов ни в Государственную Думу, ни в администрацию Президента, ни даже в Совет Федерации. А Семенов был там своим человеком. Поэтому, повторюсь, у нас никогда не было бы закона по Калининградской области, если бы не он. Потому что субъектами законодательной инициативы по этому законопроекту выступали 10 депутатов Госдумы из фракции КПРФ плюс Калининградская областная Дума, и в последний день, когда стало ясно, что закон пойдет в первом чтении, свою подпись в качестве субъекта законодательной инициативы поставил глава администрации области Юрий Маточкин — как член Совета Федерации.

На принятии закона об Особой экономической зоне в Калининградской области хочу остановиться чуть подробнее.

У победы, как известно, много героев. На самом деле их всего пятеро. Для начала назову документ под названием «О суверенитете Российской Федерации на территории Калининградской области». Возможно, вы найдете какие-то упоминания об этом законопроекте, самого же документа нет. Да его и быть не может, так как это первое полное название будущего закона об Особой экономической зоне.

Вариантов закона было четыре. Потом уже у этого документа появились и отцы, и матери, и соавторы. Фактически же в разработке и продвижении закона принимали участие, повторюсь, всего пять человек. От администрации области работали Юрий Беденко и Гарий Чмыхов. Это они с полными чемоданами подарков курсировали между Москвой и Калининградом. Я и Семенов работали над законом от Думы. Владимир Петрович Никитин, став депутатом Государственной Думы, также принимал активное участие в продвижении законопроекта. А автором этого закона является Адриан Георгиевич Пузановский, депутат Госдумы, профессор, экономист.

Но не все было так гладко, как я рассказываю. Нас вначале вел комитет Госдумы по делам региональной политики, но комитет был коррумпированный. Один из членов комитета потребовал, чтобы ему построили дом в Калининграде, тогда он будет заниматься законом. Я по-прокурорски послал его, и мы с Семеновым пошли к тогдашнему председателю Ивану Петровичу Рыбкину. И добились, чтобы наш закон передали в комитет по экономической политике, который тогда возглавлял Глазьев, нынешний академик. Хотя он был беспартийным, но работал во фракции КПРФ. Он нам дал Пузановского. Собралась небольшая команда, и буквально за месяц был написан 4-й вариант закона. Это и был тот самый вариант закона об Особой экономической зоне в Калининградской области.

– Почему вы по собственному желанию сложили с себя полномочия члена Совета Федерации?

– Потому что остро встал вопрос о транзите. Тогда высказывались самые бредовые идеи, вплоть до рытья тоннеля под Литвой. Глупость, конечно, несусветная. Проблему нужно было решать глобально. Сейчас наши руководители обижаются на Евросоюз за то, что он не вводит безвизовый режим. Зачем обижаться? Я это предлагал 15 лет назад. Предложение было простым и вполне реальным – открыть Калининград на Европу. А со стороны России его чуть-чуть прикрыть. Не делать его проходным двором. Вот если бы тогда этому ручейку открыли дорогу, тогда сегодня бы калининградцы не имели тех проблем, которые имеют. Но губернатор от меня открестился как от зачумленного, Москва нерешительно замялась, и все, поезд ушел.

Я тогда мог серьезно повлиять на решение этого вопроса, так как был представителем Совета Федерации в Парламентской ассамблее Совета Европы, я возглавлял Северо-Западную парламентскую ассоциацию, куда табунами ездили депутаты из Европы разных уровней. Я возглавлял комитет Парламентской конференции государств Балтийского моря. Я был депутатом и председателем комиссии в Парламентском собрании Союза Россия — Белоруссия. У меня были определенные договоренности с парламентариями разных стран о поддержке этой идеи. Кроме того, в Совете Федерации я создал специальную комиссию о взаимодействии с Европейским союзом по проблемам Калининградской области. В нее вошли председатели всех комитетов Совета Федерации. И готовы были работать. Когда эта моя идея не прошла, я написал заявление, сложил с себя полномочия члена Совета Федерации и ушел из политики, чтобы больше никогда в нее не возвращаться.

© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Михаил Кучерявенко

Последние новости на сайте:
21.02.2025

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

20.02.2025

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.

Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.

С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

17.02.2025

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.

Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

07.02.2025

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины. 

Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

06.02.2025

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.

Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.