Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50, 59-95-28
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
«События недели» с Владимиром Шароновым от 10 марта

Ведущий: Здравствуйте, в эфире «События недели, в студии Владимир Шаронов.

Хотел по привычке что-то сказать про семидневку, про рабочую. Да вовремя спохватился: рабочей как раз и не получилось. Все было скрашено международным женским днем – за 2 дня начали мужчины готовиться, потом – понятное дело, день предпраздничный, короткий. В пятницу, после 8 марта, оно опять не с руки вроде начинать. В полную силу как-то не получается. Но, раз красота требует жертв, а женщины тем более, все мы с удовольствием поправку на 8 марта и сделали.

Не могу не отметить главных героев. К их числу отношу, в первую очередь тех, кто не испугался ради милых дам сняться в нашем праздничном фильме. В роли гарного рязанского коробейника, продавца самовара, вы могли увидеть известного калининградского политика – Соломона Гинзбурга. В косоворотке, в восьмиклинке с цветком он был неотразим. Неизвестно только, в том же наряде он праздновал накануне еврейский праздник Пурим и ел ли уши Амана – эдакие сладкие пирожки ?..

Еще один политик — «единоросовец» Константин Поляков показал для примера, как надо подтягиваться на турнике, заботиться о здоровье. Правда, до рекорда в 200 раз не дотянул. Да и халтурил Константин Иванович немного. Точнее, лукавил. Как и подобает опытному политику.

Второе лицо региона — спикер областной Думы Сергей Булычев – настоящий народный любимец и заправский директор совхоза песни женщинам пел, да и на гармошке наяривал. В роли гармошки снялся … баян.

Депутат областной Думы, а по совместительству крупный бизнесмен Олег Болычев подался в «фелшеры» «скорой помощи». Медбрат из него получился превосходный, не случайно говорят, если человек талантлив, он талантлив во всем. Можно без экзаменов поступать в мединститут. И потом уже профессионально… «лечить» избирателей.

Управделами калининградской мэрии Леонид Донских ошеломил всех своим правдоподобием эмоций бедного «таксиста». Профессия, между прочим, не простая, помнится, сам президент в какой-то период собирался таксовать. Но вот Леониду Петровичу пришлось. А он и по сценарию, и по жизни — мужик крутой. Круче Донских, наверное, был бы в фильме однопартиец Борис Грызлов. Но, не вышло у Бориса Вячеславовича… Не получилось… Не удалось выбраться на съемки в Калининград. Партийные дела помешали.

Зато Олег Шлык нашел время и предстал во всей мужской красе, отложив в сторону дела многострадальных — до его, Олега Васильевича, избрания мамоновцев.

В такой компании чуть не потерялся известный литератор Александр Попадин. Но ведь не потерялся же, оттеснив интеллигентным плечом с роли «наперсточника» самого министра промышленности Николая Власенко. Уж как Николай Владимирович убивался от этого, вам не передать…

В общем, веселый получился фильм, чего не скажешь о жизни нашей бренной и наших заботах.

Сегодня в программе:

Что роднит респектабельных банкиров и банальных рыночных кидал? Гримасы потребительского кредита по-калининградски.

Снесет ли у кого-нибудь в Каннах башню от проектов Башина? Амбиции и реальность предстоящей презентации.

Как записаться в рабство? Безработица и бесправие наших моряков приносят доход не только адвокатам.

С наступлением весны мы заметили не только грачей. Но рекламу, приглашающую моряков на очередной промысел в какую-нибудь экзотическую страну. Проявилась таковая и на нашем телеканале. Экзотические страны для калининградских моряков никогда не были экзотикой. Как, впрочем, редкостью перестали быть и всевозможные скандальные ситуации, связанные с нарушением прав в промышленном, но частном секторе рыбной отрасли. Ольга Ковалева рассказывает о ситуации и честно пытается научить всех страждущих на опыте чужих ошибок.

(Сюжет Ольги Ковалевой)

На этой неделе экипажу судна «Карат-Рифер» стали выдавать жалованье. Первое почти за год простоя у причала судоремонтного завода. Судовладелец Владимир Виноградов не стал дожидаться решения суда Октябрьского района. Что ему еще остается делать? Ведь на судно наложен тройной арест. Это значит, что нынешний экипаж «Карата» далеко не первый среди пострадавших.

Ирина Вершинина, уполномоченный по правам человека в Калининградской области: «Прокуратура работает, судебные приставы работают, судно арестовано, просто так оно не может уйти, чтобы не оставить никаких следов».

А в Калининградском отделении Российского профсоюза моряков – новый сигнал «СОС» . 26 калининградских моряков застряли в порту Лас-Пальмас на траулере «Серена М». Судно ходит под марокканским флагом, но принадлежит мурманской фирме «Трансфиш». До этого были десятки кораблей, чьи команды взывали о помощи. И если раньше, после развала крупных калининградских транспортных и рыболовных предприятий, пускаться в авантюры моряков заставляла безработица, то теперь о таковой речи быть не может. На мировом рынке труда профессионалов морских профессий не хватает.

Сегодня 105 экипажей мирового флота укомплектованы калининградскими экипажами. Все они получают оплату по ставкам международной федерации транспортных рабочих. Около ста судов с нашими моряками ходят под флагами различных стран. Здесь заработки несколько меньше, но тоже стабильные. Третья категория — это остатки бывшего советского рыболовного флота. Но он донашивается, словно старые башмаки. Есть и четвертая категория.

Вадим Мамонтов, председатель Калининградского отделения Российского профсоюза моряков: «Она постоянно возникает в рубрике «брошенные моряки». По сути, речь идет о рыбаках, которые нанимаются в самые сомнительные конторы. Причем судовладельцы — то ли мелкие неудавшиеся предприниматели, то ли заведомые жулики- аферисты»

Оставшись у разбитого корыта, «искатели счастья» и дают заработок адвокатской братии. Причем, хлеб у законников далеко не легкий. Несколько лет кропотливых разбирательств понадобилось, чтобы засадить на скамью подсудимых владельцев траулера «Звезда Балтики». И хоть частично погасить долг по зарплате.

Сергей Архипов, адвокат: «Им дали по 4 года, правда, условно. И запрещено занимать руководящие должности в течение пяти лет. Они обязаны возместить все, что должны. Это первый случай в нашей практике, когда виновные были осуждены. В вину им ставилось и то, что один из членов экипажа из-за невыплаты зарплаты покончил с собой».

Почему же, подписывая практически липовый контракт, в котором даже не были указаны сроки и размер оплаты труда, никто из рыбаков не задумался о последствиях?

Валентина Малинина, член экипажа РТМС «Звезда Балтики»: «Предложили хорошие условия труда, хороший заработок. Не думала, что все так закончится, что нас обманут».

Недавний пример с траулером «Диана», экипаж которого чуть не попал в рабство в Гане. Вернулись моряки домой без зарплаты, да еще на обратную дорогу потратили свои, кровные.

Вадим Мамонтов, председатель Калининградского отделения Российского профсоюза моряков: «Это уже третий экипаж. Для первого мы практически добились выплаты. Но и второй, и третий экипажи знали, что это судно, своеобразный «Летучий голландец», постоянно пасется там, в Гане, и нечего на него соваться. Если вам скажут: давайте тысячу баксов и вас ждут на судне в Антарктиде и будут платить по десять штук, а контракт подпишете там-то, что тут говорить».

Сегодня на рынке морского труда свои услуги предлагают десятки крюинговых компаний, в которых моряки получают на руки контракт с условиями труда.

И все же с завидным постоянством любители авантюр обращаются к полуподпольным посредникам. Итог, как правило, бывает один.

Александр Смык, моторист траулера «Диана»: «У нас же 1 человек умер от малярии. За свой счет купил билет, бросил все и улетел назад».

Вадим Соловьев, старший механик траулера «Диана»: «Нам сказали: давайте по штуке баксов платите или мы сейчас всю Гану будем переворачивать в плане того, что вдруг вы детей здесь понаделали».

Александр Макеев, исполняющий обязанности капитана судна «Карат-Рифер»: «Мы требуем выплаты зарплаты, компенсации за питание, потому что свои деньги вложили на питание».

Печальные монологи можно продолжать до бесконечности. За последние 10 лет прошло около 20 судебных разбирательств. Одна треть пострадавших смогла получить хоть какую-то компенсацию. Остальные уже давно простились с обещанным заработком. И хоть здесь русский «авось» не проходит, все так же зеленые бумажки по-прежнему застилают глаза морских волков и увлекают за собой в неведомые плавания на многочисленных летучих голландцах.

Ведущий: Конечно, списывать все на русский «авось» можно еще долго. Можно вспоминать разные пословицы, вроде «русский мужик задним умом крепок». А можно проклинать звериный оскал капитализма. Мол, есть же такие гады, на людском горе наживаются. Но так уж единичное это явление? Только ли нравственной незрелостью отдельных неприятных личностей все объясняется? Полноте, давайте присмотримся к повседневной окружающей нас действительностью чуть более пристально. И сразу убедимся, что ложь и обман стали едва ли не константой, чем-то постоянным и массовым в нашей жизни. Например, чуть ли не в каждом калининградском магазине и уже далеко не первый год мы видим объявления «Продажа в кредит. Процентов нет» Или почти нет. В это дело вовлечены тысячи и тысячи. И не только покупателей. В этом деле участвуют респектабельные господа – хозяева торговых сетей и точек, холеные банкиры, образованные менеджеры. Что это – честный бизнес или едва прикрытое мошенничество? На этот тяжелый вопрос отвечает Юлия Будник.

(Сюжет Юлии Будник)

Граждане России в большинстве своём и в недавнем прошлом – люди советские. В их памяти ещё свежи пустые магазины, торговля из-под прилавка по блату и официальная пропаганда о «загнивающем» западном обществе потребления. Мебель, машина, магнитофон, телевизор – тогда всё это считалось роскошью. На их приобретение затрачивалась громадная энергия. Которая по законам физики имеет свою инерцию.

(Фрагмент фильма «Копейка»: «Сосед, давай меняться: я тебе – машину, ты мне – магнитофон.» — «Папа, соглашайся!» )

Теперь только большому оригиналу придёт в голову мысль променять автомобиль на видеомагнитофон. Прилавки современных магазинов буквально ломятся от товаров. И на первый взгляд, всё это изобилие более чем доступно. Тем более реклама обещает: оформляй документы, бери «нулевой» кредит, забирай товар и живи в достатке. Накопленная статистика подтверждает, что с каждым годом всё больше россиян вкусили обещанных благ полной ложкой.

По данным управления Роспотребнадзора по Калининградской области, каждый четвёртый житель региона предпочитает жить взаймы. А 20% любителей взять в долг тратят на погашение кредитов более четверти семейного бюджета. На первом месте по оформлению в кредит находятся мобильные телефоны, бытовая техника, мебель, а также компьютеры, холодильники и стройматериалы.

По данным агентства «Newsweek», средняя задолженность по розничным кредитам составляет в Калининградской области свыше восьми тысяч рублей на душу населения. Это – пятое место среди десяти регионов Северо-Западного федерального округа.

Впервые за долгие годы наши люди получили возможность не копить деньги, а сразу приобретать понравившуюся вещь. И в этом – несомненный плюс системы кредитования.

Эльвира Вакина, покупатель: «Брала три мобильных телефона себе и детям, это очень выгодно, я считаю. Мне не хватает зарплаты как-то сразу заплатить за три телефона, я беру в кредит, пользуюсь телефонами и постепенно выплачиваю эту сумму – для меня это удобно».

Любовь Осадчая, финансовый директор компании «Балт-Актор»: «За последние два года мы почувствовали очень значительное, весомое увеличение объёмов продаж товаров в кредит» .

Елена Таратынова, менеджер розничной сети ТЦ «Максимус»: «Тенденция оформления покупок в кредит возросла, примерно, на 40% от общего оборота товаров. Для сети в целом без разницы – за наличный расчет или в кредит совершена покупка, т.е. для сети главное – оборот».

Андрей Никашев, директор по потребительскому кредитованию Альфа-Банка: «Потребительский кредит – плюс для банка, что он получает довольно большую сеть клиентов».

Причины столь массового увлечения кредитами очевидны. «Кредит – это быстро, просто и удобно» — гласит реклама. Поверив обещаниям, покупатели ныряют в новоявленное общество потребления как в омут – с головой. Но не все выныривают обратно с золотой рыбкой в руках.

У любой медали – две стороны. И главный минус системы кредитования – та долговая яма, в которой может оказаться любой нерасчётливый покупатель.

На днях Центробанк опубликовал данные по просроченным потребительским кредитам за прошлый год. По сравнению с 2005 годом уровень невозврата долгов по кредитам возрос на один процент, и составил 53 миллиарда рублей – это почти в 2,5 раза больше, чем в начале года. Но это только официальная статистика. На самом деле, как говорят аналитики, уровень просроченных платежей намного выше. Просто многие банки скрывают истинные цифры, чтобы не портить репутацию. А долги населения чреваты финансовым кризисом. Как это было в истории США, Японии, Кореи, Турции и других стран, чрезмерно увлекавшимися кредитами.

Елена Комисарова, менеджер по недвижимости: «Я отношусь отрицательно и знаю, что вместо 19% приходится платить шестьдесят. И поэтому я на такие вещи не иду. Я знаю об этом и все мои знакомые тоже об этом знают.

У меня дочь попала в такую ситуацию, которая действительно платили больше, чем обещал банк.

Нет. Никак не решалась такая ситуация. А разве с банком поспоришь».

Стать должником очень просто. Допустим, изменились финансовые обстоятельства, и вот уже человек неплатёжеспособен. А бывает, что с самого начала кредитной истории покупатель не может реально оценить свои возможности.

Сергей Захаров, маркетолог, специалист по поведению потребителей: «Проблема в том, что наши люди всю жизнь жили на окладе: вы получаете зарплату, чётко раскладываете – это на хлеб, это на воду, это за квартиру. Кредит чем опасен для таких людей – что ты сразу не платишь, берёшь вещь, а потом начинаешь считать. И легко эту планку перегнуть. Поэтому надо тренироваться жить в таких условиях».

Тренироваться в предлагаемых условиях среднестатистическому россиянину – очень и очень непросто. На каждом углу видишь заманчивые фразы «Кредит без первоначального взноса!», «Кредит беспроцентный», «Кредит нулевой!» И далеко не каждый покупатель сразу сообразит, что всё это — не более, чем рекламный трюк.

Татьяна Покидина, начальник отдела прав потребителя управления Роспотребнадзора по Калининградской области: «Мы можем увидеть в магазинах крупных беспроцентный кредит. Кредит – это услуга, а услуга должна быть возмездной. То есть оплачиваться. Просто здесь наши продавцы идут на хитрость и эту процентную разницу они дают на удорожание товара, беспроцентного кредита не бывает».

Как объясняют финансисты, часто нулевой процент означает скидку на товар в торговой сети. Но взамен этой скидки начисляется банковский процент либо другие платежи за предоставление кредита.

Любовь Осадчая, финансовый директор компании «Балт-Актор»: «Мы берём страховой взнос с покупателя от 3 до 4-х процентов. Мы страхуем за эти деньги свой риск».

Проще говоря, страховой сбор – это реальная переплата клиента за неспособность или нежелание других клиентов возвратить кредит. Риск убытков кредиторы минимизируют и другим способом – скрытыми процентами. Придя домой и изучая в спокойной обстановке кредитное соглашение, многие покупатели оказываются неприятно удивлены. Реальный процент с учётом всевозможных комиссионных сборов получается намного выше, чем основной процент за пользование кредитом. В магазине, как правило, эту тонкость покупателю не растолковывают.

Степан Дъячёк, начальник управления розничного бизнеса АКБ «Сетевой Нефтяной Банк»: «Вопрос состоит в том, насколько человек может осознанно и хорошо рассчитать процентную ставку, находясь непосредственно в магазине.

Расхождения будут значительны. Потому что часто указывают процент от 10 до 11, а эффективная процентная ставка составляет до 30 и даже до 60%. Я своими глазами видел, когда клиент приходил. Я сам считал».

Виктория Чертович, бухгалтер: «Все закамуфлировано и внешне кажется беспроцентно, а посидеть, почитать – ужаснешься».

С первого июля этого года все российские банки будут обязаны указывать в кредитных соглашениях эффективную, то есть полную, процентную ставку с учётом всех комиссий и сборов. Может быть, тогда у клиентов появится больше шансов оценить ситуацию на месте и принять верное решение – оформлять покупку в кредит либо нет. Но до этого времени на бесплатный сыр в мышеловке попадет еще не один доверчивый калининградец

Ахмед Омар, штурман: «Это только в России такое. В других странах такого не бывает. Потому что там система такая. Можно говорить, там государство просто следит».

Ведущий: Итак, повторю заданный перед сюжетом вопрос, немного его переформулировав: что отличает респектабельных торговцев, банкиров, устроивших весь этот узаконенный «лохотрон», от обыкновенных рыночных «кидал»? Что роднит эту, с позволения сказать, новую «элиту» с банальными мошенниками? Ответить предлагаю вам самим. Сам же попробую как-нибудь поразмышлять, чего стоят все хваленые торговые и промышленные палаты, всевозможные союзы предпринимателей, которые вроде как и должны обеспечивать соблюдение элементарных этических норм. Вы, например, представляете, что в городе появится другая реклама: например, «Союз таких-то промышленников и предпринимателей» или «Такой-то Союз предупреждает земляков-сограждан об опасности потребительских кредитов и скрытых отягощающих положение покупателей условиях». Не можете? И я что-то такого не встречал… Зато заявлений о тяжелой доле предпринимателей и необходимости им содействия сколько угодно.

А потом искренне удивляются, почему это народ предпринимателей не очень жалует…

Дал себе труда пройтись практически по всем торговым сетям Калининграда. Почти никто от соблазна поиграть с покупателями в потребительские кредиты не удержался. Разве что одну сеть нашел – магазины «Домострой». Здесь никаких кредитов нет. Исключительно – рассрочка платежа. Действительно беспроцентная. Сразу оговорюсь, что «Домострой» нам рекламу не заказывал и не оплачивал. Мы об этом сообщаем совершено бескорыстно. И если бы не природная скромность главного управляющего, назвали бы и фамилию одного из немногих ЧЕСТНЫХ предпринимателей областного центра. Увы, он «против». Но сеть магазинов «Домострой», удержавшихся от искушения охмурить земляков кредитами, называем с чистым сердцем.

Вообще еще долго нашим предпринимателям взращивать то, что на ученом языке Макса Вебера было названо «этикой предпринимательства». Проще говоря, совестью, ценностью своего имени. Именно с этих позиций прежде всего на нас и смотрят оттуда, откуда мы все еще ждем дядю-инвестора. В ближайшее время Калининградская область сделает вторую попытку представить свои возможности. И не где-нибудь, а в Каннах. Тему продолжит неутомимая Ольга Ковалева.

(Сюжет Ольги Ковалевой)

Попытка номер два. Первая увенчалась половинным успехом. Из двух проектов один реализуется. Практика участия в международных выставках инвестиционных проектов недвижимости у российских городов уже есть. В этом году, в Канны, например, Калининград везет проекты, связанные с застройкой исторической части города.

Георгий Боос, Губернатор: «Мы впервые выставляемся в МИТИМЕ, делаем это масштабно, серьезно, проекты носят конкретный характер, имеют технико-экономическое обоснование, и более того, это проекты, по которым работа велась на протяжении года целенаправленно, и мы надеемся, что по результатам этой выставки мы сможем и привлечь дополнительных инвесторов в наш регион».

Презентация проектов в Балтийском бизнес-центре прошла по «лучшим традициям». Пока Губернатор знакомился с достижениями калининградской архитектурной мысли, представители СМИ терпеливо ждали выхода к ним первых лиц. Преодолеть заслон в зал, где были выставлены макеты, практически никому из журналистов не удалось. Оказалось, что для них время было зарезервировано позже. Впрочем, с планами застройки исторического центра Калининграда до сих пор не познакомился только ленивый. Не один градостроительный совет был посвящен именно этой теме. Это историко-культурный комплекс «Королевский замок» и пешеходная зона «Альштадт». Особенность проекта заключается в том, что после реставрации эта часть города будет воссоздана в том виде, в каком была до войны. Пешеходный надземный переход соединит исторический центр и гостиничные комплексы «Бельвью» и «Адмирал» с деловым центром и кольцом высоток. Не забыт и памятник советского кубизма – Дом Советов. Вот только каким образом, пока никто не знает. Имущественные споры по нему пока не закончены. Да и высотное кольцо не всем по нраву.

Еремеев, архитектор: «В макетах это смотрится хорошо. Но исторически Кенигсберг никогда не был городом высоток. На их фоне теряется мощность Кафедрального собора, да и не плохо бы сначала было изучить особенности строительства в этой зоне. Вспомним печальный опыт острова. Да и не хочется Калининград видеть вторым Гонконгом. Причем, если вы заметили, некоторые высотки очень-очень напоминают всем известные здания».

Почти все будет строиться на частный капитал. Реально пока обещана государственная финансовая поддержка только двум проектам. Так, доля федерального финансирования проекта «Королевский замок» составит 50 процентов, а это более 55 миллионов долларов. И почти 100-процентное финансирование строительства музыкального театра. Кстати, случай для региона почти небывалый. На создание проектов объявлен конкурс, в котором принимают участие не только свои, местные зодчие, но и архитекторы Москвы и Санкт-Петербурга. Причем, очень-очень именитые.

Александр Башин, главный архитектор Калининграда: «Сегодня на самом деле праздник в Калининграде-Кенигсберге, потому что в нашем городе появились, приехали замечательные архитекторы, профессионалы своего дела, которые нам помогут запроектировать и реализовать те возможности, которые на сегодняшний день появились, такие возможности реализовывать современные проекты, проекты архитекторов, достойнейших архитекторов. Это люди, которые проектировали театры. Это люди, которые достойны, я не побоюсь, российского уровня».

Вообще-то презентации всевозможных проектов становятся у нас в регионе делом обычным. Это как репетиции перед выступлением на сцене престижного театра. А уж экономический форум в Каннах другим и не назовешь. Он собирает ежегодно до 17 тысяч посетителей. Причем, только один входной билет стоит полторы тысячи евро.

Александр Попадин, член Совета по культуре при губернаторе, культуролог: «Это своеобразный престижный клуб. Наше участие в выставке в Каннах — это попытка заявиться на нем».

Впрочем, все, что увидели на презентации журналисты, это еще не истина в последней инстанции. Уровень проектов и технико-экономического обоснования. По словам авторов, у проектов уже есть инвесторы. И все же задействовать более крупный капитал очень-очень хочется. Пересилят деньги, правда, очень большие.

Даниил Кофнер, экономический директор Калининградского фонда развития «Возрождение»: «Не исключено, что если инвестор серьезный, что он на ранней стадии, как например, «Миракс групп» в Москва-Сити в Москве, может повлиять на идеологию проекта».

После 16 марта калининградцы узнают, так ли уж привлекателен наш город и его новый генплан для заграничных кошельков. Хотя, как бы там ни было, власти Калининграда, собираются действовать по принципу «А Васька слушает, да ест».

Юрий Савенко, мэр Калининграда: «Работы начнутся уже в следующем году. Будут прокладываться подземные трассы. Причем все проекты, все будет строиться одновременно, это обязательное условие».

Что готовит архитектурное будущее Калининграду – сомнительную славу Нью-Васюков или же это будет современный город со своим неповторимым лицом?

Ведущий: Справедливости ради замечу, что есть достаточно компетентных, тонких и далеко не глупых людей, у которых проекты Александра Башина совершенно не вызывают настроения щенячьего восторга. И даже совершенно наоборот. И это не просто капризная позиция «а баба Яга против», кто-то считает, что избранный стиль — это донашивание европейских «платьев» 20-летней давности. Кто-то, что Калининграду не идет гигантизм, а подлинный стиль города – это тепло и камерность. В общем, архитектура — это тема отдельного разговора. Когда-нибудь мы обязательно к ней вернемся и попробуем ответить на тяжелые вопросы – чем, например, стоклятый Дом Советов хуже нового торгового центра «Плаза». Я, скажем, не вижу разницу. Разве что небольшая, да и то — в пользу Дома Советов.

Сейчас речь не об архитектурных проектах. А о том, «клюнет» ли на нас инвестор. Честно скажу – сомневаюсь. Один губернатор – не Георгий Боос — недавно мне рассказывал, как подобное представление не нашего региона проходило в Лондоне, в Палате Лордов. И вот наши там себя расхваливали, убеждали пэров объяснить англицким предпринимателям, что в Россию надо верить и вкладывать инвестиции. А потом встал один пэр. Или лорд, это уж кому как угодно, и сказал, что зря его сейчас русские агитируют «за советскую власть». Что он воевал во Второй мировой на втором фронте вместе с русскими. И что Россию любит. И что обязательно зарубежные воротилы придут в Россию. Но надо выполнить маленькое условие – чтобы российские предприниматели перестали уводить СВОИ, российские капиталы на Запад.

Это я к тому, что с одной стороны, от поездки в Канны не ожидаю сразу больших инвестиционных проектов. А, с другой, вроде как ничего не остается, как набраться терпения и доказывать, доказывать, доказывать свою состоятельность. В этом смысле снимаю шляпу перед настырностью нашего губернатора, который продвигает регион не только в зарубежье, но и во все мыслимые и немыслимые федеральные программы и проекты.

И все равно, в завершении вернусь к минувшему празднику. Хороших слов в адрес наших любимых, как и информации в жизни не бывает. Во всяком случае, быть не должно. Они это вполне заслужили. Тем, что на своих хрупких плечах вытягивают полстраны. А некоторые, как, например, Елена Булгакова, и в прямом смысле многих из нас, мужиков, возит. О женщине, водителе троллейбуса на маршруте №23 рассказывает… неудобно сказать, но тоже дама – Евгения Римко. Мужчины редакции все как назло были на задании, вот Женечка и выручила. Как всегда. Впрочем, кто еще лучше поймет женщину-труженицу, как не такая же труженица.

(Сюжет Евгении Римко)

Елена Булгакова, водитель троллейбуса: «Я, допустим, думаю, кто меня знает за рулем, относится как к нормальному водителю, стараюсь работать добросовестно, не нарушать. Бывает, конечно. Но вообще к женщинам относятся не очень хорошо, особенно сейчас, в последнее время, которые недавно выпустились.

в основном пассажиры у нас послушные. Сядут и молча сидят, редко когда подходят с замечаниями.

Я работаю 21 год, пришла пионеркой, можно сказать. Вот даже новый троллейбус очередной получила. Предыдущие 16 лет отработала, на этом уже 3 месяца – уже как родной. На другой не хочется садиться, я имею ввиду, старенький.

Визуально симпатичней, конечно, много недоделок, представители завода приезжали, сказали, возьмут на заметку замечания. Немного холодновато для водителя.

все под рукой, удобно для водителя, люди садятся охотно, видно, приветствуют новый транспорт.

У меня подруга была, работала на троллейбусе. Я работала в магазине до троллейбуса, давно это было, и с ней ездила часто домой. Посмотрела, что она такая миниатюрная, управляется с таким большим транспортом. Просто загорелась. На легковой я только 7 лет как сдала на права, езжу, да и то редко.

В первую очередь мы – женщины, я, допустим, собираюсь, за час встаю до автобуса. Работа не позволяет лишний раз что-нибудь светлое одеть, для меня лично. Могу лишний раз испачкаться. Один раз сегодня залезла по ремонту троллейбуса, и то испачкалась. Конечно, хочется быть всегда красивой.

А что там ремонтировать. Если не сильно – поставил и поехал дальше, если чего-нибудь свернешь там, типа «башмака», то приходится с ключиком залезть и постучать, конкретно. И опять же ставишь штанги и едешь дальше.

Женщины намного внимательнее ездят, мне кажется… по крайней мере, мне так кажется. Много мужчин – хороших водителей, женщины осторожней и некоторых вещей на дороге не позволяют себе, не то, что некоторые – ведут себя безобразно.

Так как я люблю далеко ездить и быстро, я выбрала 3-й маршрут – там можно хоть иногда разогнаться. Вообще люблю быстро ездить.

В 6:30 я должна прийти, в 6:40 выехать. Т.к. прихожу пораньше, мне времени хватает, чтобы принять спокойно троллейбус, спокойно выехать.

Привыкла с утра. Со свежей головой, естественно, иногда недоспишь, все равно меня первая смена больше устраивает.

Мы ж людей возим, нам спешить некуда. Едем потихоньку и едем в этих пробках.

Я одна в семье водитель, у меня брат старший и 2 сестры. Ни у кого прав и близко нет. Если что, так сажусь я обязательно за руль, везу куда-нибудь. Но это редко бывает. Мне машину дают очень редко, но дают. Водитель – это я в семье.

С вокзала проблематично выезжать, там мы сами подключаем светофор, а водители нас вообще не пропускают. Или не видят, или не хотят видеть. И просто едут на красный сигнал светофора. Мы его подключаем специально, когда там загорается зеленый сигнал светофора, чтобы не создавать пробку.

Когда два троллейбуса, лучше не выезжать, потому что не успеваем. Один иногда еле вписывается. Проблематично тут проехать.

Когда там зеленый – мы должны подключить светофор. Он только из-за нас переключится. Это уже давно, раньше знак висел. В застойные времена лучше пропускали, чем сейчас. На светофор вообще не смотрят. Сейчас загорится зеленый, я должна стрелку переключить, а подключить надо заранее, потому что он не сразу срабатывает.

Выезжаем… Не хотят нас пропускать. Так и прорываемся. Бывает хуже намного.

Сегодня пробки только из-за того, что цветы покупают наши мужчины, а так – вполне нормальный день, все-таки 8 марта.

Кстати, меня уже сегодня поздравили. Хороший такой человек поздравил

У меня уже заведено: если я выехала, никто меня не подгонял, я не опаздывала, у меня день пройдет замечательно. С утра заморочки – кто-то задержал, кто-то что-то сказал, то не ахти. Обычно когда с утра встал с хорошим настроением, так и на работе проходит.

Вот, вожу, взяла специальное ведерко водички. Жду конца смены, когда же я его в воду поставлю. Надеюсь, это не последние цветы!»

Ведущий: Вот на сегодня и все. Еще раз всех поздравляю с минувшими праздниками. Счастья всем, любви и здоровья. И женщинам, и мужчинам. До встречи в эфире. До свидания.

«СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ» — информационно-аналитическая программа. По воскресеньям, в 10.10, на канале «Россия». Повтор по воскресеньям, в 19.00, на канале «Россия».

Последние новости на сайте:
15.09.2020
15 сентября в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области состоялась рабочая встреча с Уполномоченным по правам человека в… ( читать полностью › )
09.09.2020
25 сентября 2020 года Ассоциация юристов России совместно с Уполномоченным по правам человека в Калининградской области проводит Всероссийский единый день… ( читать полностью › )
07.09.2020
  <Информация> Роспотребнадзора «Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе» Памятка по профилактике заболеваний в школе включает в себя,… ( читать полностью › )
«Перечень поручений по итогам встречи с членами Общественной палаты» (утв. Президентом РФ 01.09.2020 N Пр-285) В частности, Правительству РФ надлежит… ( читать полностью › )
01.09.2020
Внесены изменения в региональный Социальный кодекс. В документе появились две дополнительные меры социальной поддержки: за счет средств областного бюджета инвалидам… ( читать полностью › )