Каждый третий желающий переселиться в Калининградскую область — выходец из Киргизии и Узбекистана
По информации и.о. министра по развитию территорий Николая Дашкина, озвученной им в понедельник на оперативном совещании в правительстве, несмотря на имевшее место в начале года снижение темпов переселения, к лету численность поступающих анкет и прибывающих участников растет. Всего более 8 тыс. человек прибыло в область по программе добровольного переселения соотечественников. Поступило более 11 тыс. анкет от потенциальных участников программы (более трети — из Киргизии и Узбекистана). Но с трудоустройством переселенцев немало проблем. По официальным данным, удается найти работу лишь каждому четвертому. Но если с переселенцами по программе дело все же обстоит более или менее благополучно, то с нелегальными мигрантами сложнее. В последние годы в регион приезжают, как правило, трудовые мигранты из государств Средней Азии (Таджикистана,Узбекистана, Кыргызстана), а также из Казахстана и Украины. По информации экспертов Вильнюсского бюро Международной организации по миграции, изучивших ситуацию в рамках проекта «Предотвращение миграционных рисков, торговли людьми и совершенствование системы оказания помощи жертвам трафика в Калининградской области», количество нелегалов с трудом поддается подсчетам, оценки крайне приблизительны, однако мнения экспертов и сообщения прессы, иллюстрирующие работу Федеральной миграционной службы, дают основание полагать, что масштабы нелегальной миграции значительны.
На «горячую линию», открытую в рамках проекта, обычно обращаются мигранты, не являющиеся гражданами России, т. е. граждане иных государств или лица без гражданства (немало среди них и бывших советских). Люди едут к родственникам и знакомым и часто вынуждены соглашаться на низкоквалифицированную работу или оставаться безработными.
Большинство обращений на телефонную линию связано с легализацией статуса мигранта на территории области независимо от характера миграции (приезд на постоянное место жительства или трудовая миграция). Легализация статуса обеспечивает право на труд, образование, социальные льготы, регистрацию. Без этого жизнь превращается в ад. Люди, обращающиеся за помощью, не стремятся к публичности, поэтому журналисту свои фамилии бояться называть. Но ситуации у всех похожие: развал империи — Советского Союза сказывается и спустя двадцать лет.
Лариса Ивановна приехала из Узбекистана восемь лет назад с дочерью и внучкой. Уже здесь родилась вторая внучка. Так получилась, что дочь детьми не занимается, ведет асоциальный образ жизни, а пару месяцев назад и вовсе пропала. Бабушка пытается оформить опеку над детьми, ей всего-то пятьдесят лет, есть силы и возможности. Но дочь приехала сюда по узбекскому паспорту, гражданства России не имеет — и ее не могут лишить родительских прав. По словам бабушки, чиновницы пообещали отправить детей домой в Узбекистан, в детский дом. Светлана Петрова, представитель благотворительной организации, помогает женщине найти выход из сложной ситуации.
Немало обращений поступает и в аппарат уполномоченного по правам человека. Только в этом году по вопросам гражданства обратились 17 человек, паспортизации — 8, по программе переселения соотечественников — 4. Консультант аппарата Светлана Ларина привела в пример случай гражданки Азербайджана Ф., проживающей в Калининграде. Семья Ф. — жена, муж и трое несовершеннолетних детей — переехали на постоянное место жительства в Калининград, к отцу, с целью воссоединения семьи. За все 8 последовавших лет они никуда не выезжали, дети успешно учатся, даже почетные грамоты имеют, говорят на русском языке. Однако встать на миграционный учет и оформить документы для получения разрешения на временное проживание невозможно.
Семье предлагали выехать в Азербайджан и снова въехать на территорию России и встать на миграционный учет в соответствии с вступившим в действие после их приезда законодательством. Ф. трудно собрать деньги на на поездки туда и обратно. Решением суда был признан факт постоянного проживания семьи в области, однако на многократные обращения в миграционную службу Ф. получали отказ. На запрос уполномоченного по правам человека из управления миграционной службы ответили, что в связи с недействительностью документов (паспортов граждан СССР) легализация невозможна. Оказавшиеся «нелегалами» члены семьи вполне обоснованно опасаются, что, если они покинут пределы области, обратно их могут попросту не пустить.
Тридевятый регион Калининград 20 — 26 августа 2010 №26 (280)

С 11 августа 2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2025 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым внесены изменения в статьи 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Законом установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работникам, которые на день увольнения работали по совместительству и продолжили выполнение соответствующей работы после увольнения с основной работы, предоставляются гарантии в виде выплаты выходного пособия за один месяц в размере среднего месячного заработка.

01.10.2025 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки был организован прием граждан.
Юридическая помощь оказана пятерым гражданам.
Заявители обращались по вопросам защиты социальных, жилищных прав, прав на охрану здоровья и свободу передвижения.

В среду, 01 октября, с 10:00 до 13:00 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Никитин Владимир Анатольевич проведет прием в рамках Недели приемов граждан по вопросам социальной поддержки.

25 сентября 2025г. Владимир Никитин принял участие в семинаре-тренинге для уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, темой которого стала защита прав осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Президент России Владимир Владимирович Путин приветствовал участников Всероссийского совещания уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и призвал принципиально реагировать на любые нарушения в сфере уголовно-правового и уголовно-исполнительного законодательства, эффективнее использовать предусмотренные законом инструменты по защите прав граждан в судах.