Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Продавцы воздуха

НА АВИАБИЛЕТ ИЗ МОСКВЫ В КАЛИНИНГРАД НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПОТРАТИЛ ДВЕ ПЕНСИИ

Уникальное геополитическое положение Калидской области доставляет жителям региона лишь неприятности. Самая больная проблема — транспортная. Если москвичу, чтобы попасть к теще на блины в Смоленск, нужно лишь желание, то жителю самого западного региона страны подобный визит гарантирует головную боль исильно бьет по кошельку.

На поезде из эксклава на территорию остальной части России и обратно ехать долго и утомительно. Приходится пересекать сразу три границы, иметь загранпаспорт и специальное разрешение для транзита через Литву. А для поездки к родственникам на Украину еще и выстоять очередь в консульстве, заплатить 35 евро, пройти через унизительные таможенные проверки. На самолете передвигаться куда быстрее и удобнее: достаточно российского паспорта. Однако с наступлением летнего сезонa отечественный монополист «Аэрофлот» из года в год проводит в отношении жителей эксклава, по мнению главы Калининграда Александра Ярошука, жесткую, даже удушающую ценовую политику. Это подтверждают и специалисты регионального министерства развития инфраструктуры: авиаперевозчики, пользуясь отсутствием конкуренции, «взвинтили цены до абсурда». Что я испытал, как говорится, на собственной шкуре.

В июле нынешнего года компания Аэрофлот предложила мне улететь из Москвы в Калиниград рейсом SU 2051 в 22.45 (экономкласс) за 18 тысяч 59 рублей. Эта сумма составляет две моих пенсии, но из-за безвыходного поло¬жения пришлось приобретать билет. Все попытки вы¬пить у представителей авиакомпании обоснованность цены на перелет в ты¬сячу километров наталкивались на фразу: «Не хотите – не летите». Мало того, в аэропорту Шереметьево вылет рейса совместили с другим рейсом и задержали без объяснения причин на два с половиной часа. Пассажирам, прилетевшим в Калининград в три часа ночи, приишлось до утра коротать время на аэровокзале.

Подобные примеры не циничны, что может подтвердить и главный инженер Калининградской ТЭЦ-2 Сергей Тимашевский, кото¬рый с подобной ситуацией в этом году сталкивался неоднократно, еще ряд жителей эксклава и россиян, летящих из Москвы в Калининград.

После банкротства местной авиакомпании «КД- авиа» доминирующее поло¬жение по двум основным воздушным маршрутам Калининград — Москва и Калининград — Санкт-Петербург заняли компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» и ФГУП «ГТК Россия». Именно эти две авиакомпании сде¬лали рейсы в столицу и город на Неве непатриотично дорогими.

А что же власти? В начале июня заместитель полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе по Ка¬лининградской области Александр Дацышин заявил, что ситуация с «кусачими» авиаперевозками обсуждалась на одном из совещаний под руководством первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова. По словам Дацышина, проводится мониторинг, чтобы определить конкретно, кто и на сколько завышает цены. Его шеф — полпред Илья Клебанов, по¬сетив Калининград, подтвердил: авиаперевозчики слишком сильно задрали цены, предстоит разбираться. Инициированный им «разбор полетов» состоялся в Минтрансе РФ. Как сообщили СМИ, по результатам совещания с участием министра Игоря Левитина, представителей «Росавиации», правительства Калининградской области, а также руководителей всех авиакомпаний, осуществляющих авиа¬перевозки в направлении Калининграда, было принято решение о субсидирова¬нии авиабилетов для жителей эксклава. И цены на них не будут превышать железнодорожные в направлении Калининград — Москва, Калининград — Санкт-Петербург. (В настоящее время стоимость проезда из Калининграда в Москву в купейном вагоне составляет примерно 3-4 тыс. руб. в зависимости от конкретного поезда).

Но, как говорят, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Кстати, попытка установить директивным способом низкие цены на авиаперелеты на калининградском направлении предпринималась семь лет назад. Тогдашний полпред президента в СЗФО Валентина Матвиенко предложила механизм «воздушного такси». Стоимость полета в Москву или Питер была также приравнена к поездке на поезде «Янтарь». Однако постепенно внимание к этому вопросу ослабло, и авиаперевозчики вновь установили «нужные» для себя цены.

УФАС по Калининградской области провела проверку рынка пассажирских авиаперевозок. Была проанализирована стоимость билетов по маршрутам Калининград — Москва — Калининград и Калининград — Санкт- Петербург — Калининград. В результате проверки было выявлено, что ОАО «Аэрофлот» является монополистом по направлению на Москву, а авиакомпания «Рос-сия», в свою очередь, занимает доминирующее положение по направлению на Санкт-Петербург. По результатам проверки было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов других лиц. Перевозчиков призвали уважать конституционные права граждан, ко¬торые из-за отсутствия загранпаспортов не могут ездить в Россию транзитом через Литву, и вынуждены переплачивать за авиабилеты. По словам уполномоченной по правам человека Ирины Вершининой, железнодорожный транспорт не может заменить ставшие не по карману жителям региона авиаперевозки. Поскольку Калининград — оторванная от России территория, действующие и бывшие военные, не имеющие загранпаспортов из-за доступа к гостайне, не могут проехать в другие регионы России через Литву. Тем самым нарушается их конституционное право на свободу передвижения.

Рассмотрение дел в отношении авиаперевозчиков в калининградском УФАС было назначено на начало июля 2010 года. Но представители «Аэрофлота» и ГТК «Россия» не явились на засе-дание, сославшись на отсутствие уведомления. Однако, по словам руководителя региональной антимонопольной службы Ирины Арефьевой, подобные отговорки не что иное, как попытка затянуть дело, и УФАС России по Калининградской области оштрафует компании «Аэрофлот» и «Россия». «Уведомление о составлении прото¬кола мы уже им направили. 300 тыс. руб. штрафа накладывается на юридическое лицо и 15 тыс. руб. — на должностное», — приводит слова Арефьевой одно из информагентств. Правда, по мнению многих калининградцев «… эти 300 тысяч за завышенные цены они одним бортом окупили. Им хоть каждый день по 300 тысяч выставляй, они в минусе не окажутся».

В случае, если ФАС установит в завышении авиаком¬паниями тарифов на авиа- билеты нарушения антимо¬нопольного законодатель, ства, на должностные лица будет наложен штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб., на сами компании — в размере от 0,01 до 0,15 объема выручки от реализации товаров.

Но когда еще это произойдет? Пока же каждый день жители эксклава вы¬нуждены добираться в столицу и обратно за свои кровные. А многие, чтобы сберечь нервную систему и свой кошелек, вообще отказались проводить отпуска в России — ведь калининградцу дешевле отдохнуть за границей. Шенгенская виза стоит те же 35 евро, а цены на услуги, включая питание и про-живание, в Польше, Литве или Германии значительно ниже, чем в России. Тем бо¬лее, что и расстояния до бли- жайских европейских городов — смешные. До Гданьска -100 километров, до Виль¬нюса — 300, до Берлина — 500.

Семь лет назад глава МЧС России Сергей Шойгу, вынужденный добираться в Калининград на международные учения спасателей через Польшу, в сердцах бросил: «Попасть в Калининград сложнее, чем в Багдад!» С тех пор, как видите, ничего не изменилось. Лишь выросли цены на продукты питания — сегодня они выше чем в Москве, увеличились тарифы ЖКХ — они самые высокие на северо-западе, жители на себе ощущают газовые войны, в регионе растет безработица, загублено и развалено сельское хозяй¬ство и т. д. И все больше и больше жителей эксклава задаются вопросом: «А нужны ли мы вообще России?»

КСТАТИ

По Версальскому договору от 28 июня 1919 года часть территории Восточной Пруссии отошла к Польше, и между Берлином и Кенигсбергом пролегла территория другой страны. Такое положение сохранялось до 1939 года, когда оккупация Польши воссоединила Германию. И все это время немецкое правительство решало вопрос: как восстановить разорванные хозяйственные связи, как добиться, чтобы кенигсбергцы не чувствовали себя оторванными от «большой Родины». С этой целью проводилась здесь ежегодная Восточно-прусская промышленно-торговая ярмарка, создавались специальные туристические круизные маршруты с заходом в порты Кенгсберга и изобретались другие хитрости, вроде «купальных виз», которые в летний сезон можно было получить по упрощенному порядку.

Валерий ИВАНОВ.

КАЛИНИНГРАД.

Газета «Калининградская правда», 3 августа 2010 года.

Последние новости на сайте:
27.07.2024
  27 июля – День памяти детей-жертв войны в Донбассе 27 июля мы вспоминаем трагическую дату – День памяти детей-жертв… ( читать полностью › )
25.07.2024
24 июля 2024 года по приглашению Главы муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области Гнездилова Андрея Петровича в целях информационного… ( читать полностью › )
22.07.2024
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области принял участие во Всероссийской неделе правовой помощи по вопросам защиты интересов семьи, которая… ( читать полностью › )
18.07.2024
16 июля представители педагогического и религиозного сообществ обсудили в Общественной Палате Российской Федерации задачи сотрудничества для оказания психологической помощи, целесообразность… ( читать полностью › )
16.07.2024
В УФСИН России по Калининградской области довели информацию о работе с представителями институтов гражданского общества, а также прокуратурой региона в… ( читать полностью › )