Эксклавное положение Калининградской области имеет как плюсы, так и минусы, что стало понятно сразу после распада СССР — 20 лет назад, — и явилось причиной разработки и принятия Закона об Особой экономической зоне.
Федеральный закон об особой экономической зоне в Калининградской области, принятый Государственной Думой в 1996 году, позволил развиваться экономике Калининградской области, используя преимущества географического расположения в Европе.
В 2006 году была принята новая редакция Закона, которой были резко ограничены возможности малого и среднего бизнеса и созданы преимущества для крупного бизнеса. Такой дисбаланс привел к ухудшению условий развития деловой активности малого и среднего бизнеса, что особенно проявилось в период экономического кризиса.
Многочисленные трудности, связанные с преодолением таможенно-ветеринарно-фитосанитарного и прочих видов барьеров делает Калининградский бизнес неконкурентоспособным, как в Европе, так и в России. Все это создает условия для коррупции.
Объективным критерием инвестиционной непривлекательности региона является закрытие ряда консульских учреждений в Калининградской области, перевод ряда предприятий из Калининградской области в основную часть Российской Федерации.
Таким образом, если не учитывать особенностей географического положения области, то может возникнуть ситуация, при которой ресурсы такого положения не будут использованы, а останутся одни проблемы. От того, как будет развиваться законодательство о статусе Калининградской области, будет зависеть судьба миллиона населения Российской Федерации. В одном случае это может быть зона за двумя занавесами – российским и европейским. В другом случае это может быть интенсивно экономически развивающаяся территория.
Жителям Калининградской области часто приходится слышать фразу: «Чем вы лучше всех?! Вы будете жить по тем же законам, что и вся Российская Федерация, и для вас не может быть никаких исключений». Как правило, это звучит из уст людей, которые не очень компетентны.
Когда принимаются федеральные законы, часто забывают об особенностях Калининградской области. Это приводит к остановкам в бизнесе, убыткам, к попыткам исправлений в «пожарном» порядке. Но когда калининградцы говорят о необходимости учитывать особенности региона при разработке законодательства, их тут же обвиняют в сепаратизме.
Неопределенность тормозит нормальное естественное развитие экономических и социально-культурных отношений в Калининградской области, люди понимают, что могут оказаться в западне.
Необходимо использовать научный потенциал, современные возможности высоких компьютерных технологий для разработки Стратегии развития Калининградской области, с учетом которой создавать новый Закон о Свободной экономической территории в Калининградской области.
Конечно, у нас есть Стратегия развития Калининградской области, разработанная Правительством области, но эта Стратегия не в полной мере учитывает особенности экономического развития Евросоюза, а также последствия вступления России в Таможенный Союз и в перспективе в ВТО.
Нужно учитывать не только знание законов экономики Российской Федерации, но и мировой экономики, экономики Евросоюза, международного права. У нас мало специалистов, компетентных в этих вопросах. С учетом реорганизации государственного университета им.Канта хочется пожелать, чтобы наши ученые занимались не только теоретическими изысканиями, но и разработкой программ социально-экономического развития территорий.
И только объединив усилия и скоординировав деятельность специалистов в разных отраслях можно добиться интенсивного развития региона.
Необходимо предпринять срочные меры со стороны Российской Федерации для продления срока действия Закона об особой экономической зоне. Еще лучшим вариантом было бы принятие Закона не об особой, а о свободной экономической территории. Необходим также федеральный закон о Калининградской области.
Особое географическое положение Калининградской области РФ может стать не источником проблем, а дополнительным ресурсом, способствующим взаимовыгодному сотрудничеству и развитию России и Европы.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Вершинина Ирина Федоровна
Газета «Калининградская вечерка» 22-29 апреля 2011 №12 (630)
10 октября сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области наблюдали в режиме онлайн-трансляции за ходом VIII Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов», посвященной актуальным вопросам защиты прав человека на охрану здоровья.
Участниками мероприятия стали омбудсмены из 59 государств, а также представители международных организаций, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, органы власти, учёные и эксперты.
В среду, 09.10.2024 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 14 граждан.
4 человека было принято на личном приеме, 9 человек проконсультированы по телефону, 1 по электронной почте.
09 октября сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области наблюдали в режиме онлайн-трансляции за ходом IX заседания Евразийского Альянса Омбудсменов, посвященного защите прав человека в условиях цифровизации общества.
04 октября 2024 года в Общественной палате Калининградской области состоялось заседание по итогам деятельности Общественной наблюдательной комиссии Калининградской области шестого созыва. В ходе встречи были подведены итоги работы комиссии за отчетный период.
В мероприятии принял участие Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин, а также иные представители ведомств, принимающих участие в контроле за соблюдением прав человека в исправительных учреждениях.