Эксклавное положение Калининградской области имеет как плюсы, так и минусы, что стало понятно сразу после распада СССР — 20 лет назад, — и явилось причиной разработки и принятия Закона об Особой экономической зоне.
Федеральный закон об особой экономической зоне в Калининградской области, принятый Государственной Думой в 1996 году, позволил развиваться экономике Калининградской области, используя преимущества географического расположения в Европе.
В 2006 году была принята новая редакция Закона, которой были резко ограничены возможности малого и среднего бизнеса и созданы преимущества для крупного бизнеса. Такой дисбаланс привел к ухудшению условий развития деловой активности малого и среднего бизнеса, что особенно проявилось в период экономического кризиса.
Многочисленные трудности, связанные с преодолением таможенно-ветеринарно-фитосанитарного и прочих видов барьеров делает Калининградский бизнес неконкурентоспособным, как в Европе, так и в России. Все это создает условия для коррупции.
Объективным критерием инвестиционной непривлекательности региона является закрытие ряда консульских учреждений в Калининградской области, перевод ряда предприятий из Калининградской области в основную часть Российской Федерации.
Таким образом, если не учитывать особенностей географического положения области, то может возникнуть ситуация, при которой ресурсы такого положения не будут использованы, а останутся одни проблемы. От того, как будет развиваться законодательство о статусе Калининградской области, будет зависеть судьба миллиона населения Российской Федерации. В одном случае это может быть зона за двумя занавесами – российским и европейским. В другом случае это может быть интенсивно экономически развивающаяся территория.
Жителям Калининградской области часто приходится слышать фразу: «Чем вы лучше всех?! Вы будете жить по тем же законам, что и вся Российская Федерация, и для вас не может быть никаких исключений». Как правило, это звучит из уст людей, которые не очень компетентны.
Когда принимаются федеральные законы, часто забывают об особенностях Калининградской области. Это приводит к остановкам в бизнесе, убыткам, к попыткам исправлений в «пожарном» порядке. Но когда калининградцы говорят о необходимости учитывать особенности региона при разработке законодательства, их тут же обвиняют в сепаратизме.
Неопределенность тормозит нормальное естественное развитие экономических и социально-культурных отношений в Калининградской области, люди понимают, что могут оказаться в западне.
Необходимо использовать научный потенциал, современные возможности высоких компьютерных технологий для разработки Стратегии развития Калининградской области, с учетом которой создавать новый Закон о Свободной экономической территории в Калининградской области.
Конечно, у нас есть Стратегия развития Калининградской области, разработанная Правительством области, но эта Стратегия не в полной мере учитывает особенности экономического развития Евросоюза, а также последствия вступления России в Таможенный Союз и в перспективе в ВТО.
Нужно учитывать не только знание законов экономики Российской Федерации, но и мировой экономики, экономики Евросоюза, международного права. У нас мало специалистов, компетентных в этих вопросах. С учетом реорганизации государственного университета им.Канта хочется пожелать, чтобы наши ученые занимались не только теоретическими изысканиями, но и разработкой программ социально-экономического развития территорий.
И только объединив усилия и скоординировав деятельность специалистов в разных отраслях можно добиться интенсивного развития региона.
Необходимо предпринять срочные меры со стороны Российской Федерации для продления срока действия Закона об особой экономической зоне. Еще лучшим вариантом было бы принятие Закона не об особой, а о свободной экономической территории. Необходим также федеральный закон о Калининградской области.
Особое географическое положение Калининградской области РФ может стать не источником проблем, а дополнительным ресурсом, способствующим взаимовыгодному сотрудничеству и развитию России и Европы.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Вершинина Ирина Федоровна
Газета «Калининградская вечерка» 22-29 апреля 2011 №12 (630)

20.02.2025 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в заседании Законодательного Собрания Калининградской области, на котором был рассмотрен ряд важных законопроектов.

19 февраля 2025 года ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина посетила Семейный многофункциональный центр (МФЦ), расположенный в Калининграде по адресу ул. Баграмяна, 18. Визит был организован с целью ознакомления с деятельностью Центра и обсуждения вопросов, связанных с защитой прав семьи, материнства и детства в регионе.
Директор ГБУСО КО "Центр социальной помощи семье и детям" Лиана Илязовна Балян и директор Отделения ПППиРЗС- Семейный МФЦ Наталья Леонидовна Ващенко о показали устройство Центра и рассказали о направлениях деятельности Семейных Центров в регионе.
С января 2025 года в Калининградской области на базе двух отделений Центра социальной помощи семье и детям начали функционировать Семейные МФЦ. Эти центры стали важным звеном в системе социальной поддержки, где родители с детьми могут получить помощь и консультации в решении конкретных жизненных ситуаций.

14.02.2025 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин принял участие в расширенном заседании коллегии УФСИН России по Калининградской области, на котором были подведены итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений в 2024 году и определены приоритетные задачи на текущий год.
Участниками мероприятия стали губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных, председатель Законодательного собрания региона Андрей Кропоткин, начальник УМВД России по Калининградской области Александр Сокрутенко, и.о. прокурора области Владимир Родин, руководители и представители силовых ведомств области, Общественного совета при УФСИН и ОНК региона.

5 февраля в региональном отделении "Красный Крест" состоялся приём граждан, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.
Прием вели ведущий консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Светлана Юрьевна Ларина и представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.

В Калининградской области пребывает делегация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации.
В составе делегации: Юлдуз Равшановна Ишназарова, советник по правовым вопросам Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Борис Игоревич Сергеев, специалист отдела правовой защиты Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.
Основная тема визита делегации – мониторинг соблюдения прав переселенцев, прибывших в Калининградскую область с территорий Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР и Украины.