Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
Голуби летят над нашей зоной. Морской Профсоюзный Телеграф

Судну Cooler Bay, флаг Сент-Винсента, IMO 7818066, стукнуло тридцать два года. За плечами ветерана шесть прежних названий, четыре флага и три хозяина. Теперь рифер базируется на Калининград и принадлежит, вроде как, Alliance Marine (Литва, Клайпеда). Кстати, за как бы владельцем числится и другой плавающий секонд-хенд: траулеры Fin Whale, флаг РФ, и Sei Whale, также под российским флагом, в состоянии отстоя в порту Лас-Пальмас.

Альянс Марин прикатил в Калининград на гастроли пару лет назад, воткнул одноименное агентство по найму моряков (ООО Альянс Марин, гослицензия ФМС РФ №20107390963, выдана в г.Москва, РФ) и, как говорится, начал движение.

Отсюда кулер с калининградцами выдвигается в Северную Африку, обслуживает рыбаков от Марокко до Мавритании и через Пальмас задвигается обратно. Район плавания – черная дыра в смысле защиты прав моряков. Слабый госпортконтроль, экзотическое судопроизводство и стоянки на глухом рейде, где кричи – не докричишься. Короче, все условия благоприятствуют внедрению на судне условий как для досрочно-освобожденной гопоты под сенью удобного флага. Мол, флаг у нас такой, что нормальные законы принципиально не применяются.

Для справки:

Если слышите от капитана или кого повыше, что типичный удобный флаг прикрывает любой произвол, спросите, читал ли он сам Кодекс Мореплавания, допустим, Сент-Винсента.

Кодексы государств удобного флага основываются на тех же международных конвенциях, что и нормы МФТ-ITF. Например, Панама и Либерия одобрили к применению больше конвенций МОТ, чем наша РФ.

Допустим, «кодекс» удобного флага не обязывает платить международные ставки и страховать по нормам МФТ, но способность судовладельца беспредельничать по отношению к экипажу ограничивается четко и по любому возможному поводу.

Например, в сент-винсентском Merchant Shipping Act образца 1982 года (своеобразному КТМу) сказано так:

«Если моряк нарушил какое-либо правило или условие контракта, то запись о нарушении должна быть сделана в судовом журнале, подписана капитаном и свидетелем. Копия записи предоставляется совершившему проступок. Должна быть сделана и подписана ответная запись совершившего проступок моряка».

Под флагом Сент-Винсента в случае серьезного нарушения прав моряка и капитану, и судовладельцу светит как финансовая ответственность, так и тюремное заключение на срок до одного года. Также запрещается дискриминация членов профсоюза, и нет никаких запретов для профсоюзной инспекции условий труда и прочего.

Другое дело, что обычное государство удобного флага не мониторит свои суда на предмет соблюдения трудового законодательства, предоставляя такую возможность всем людям и организациям доброй воли.

Хотя, повторяю, страны, предоставляющие свой флаг в аренду (кроме Монголии и Кампучии) законы чтут, требования МФТ исполняют и в случае чего лишат зарвавшегося правообладателя права на использование своего флага.

Кстати, старина «кулер» в подобную ситуацию попал в 2007 году в Зеебрюгге, Бельгия. Получил от госпортконтроля серьезное предписание об устранении недостатков и больше в белые страны не ходок.

Зато внутри особой экономической зоны «Янтарь», Калининград, угнездилась еще одна — зона особых трудовых отношений на борту т/х Cooler Bay. Дешевая рабсила, никаких законов – чего еще нужно «инвестору»?

Под флагом Мавроди

В мировом флоте бывают компании и без коллективных договоров МФТ-ITF. Профсоюз там не любят, и народу внушают, что и им таковые тоже не нужны. Зачем, если мы платим больше ставки МФТ, зарплата регулярно, и все мы – члены одной трудовой семьи? Правда, такие «семьи» живут до первого форс-мажора, но моряки об этом не догадываются.

Но даже у таких упертых судовладельцев применяются трудовые контракты, не допускающие двоякого-троякого толкования условий: то есть, всякий раз в разном смысле и всегда в ущерб моряку.

Потому что смысл международного законодательства о трудовых договорах моряков, заложенный в Конвенции МОТ еще в 1920-е годы прост и разумен: трудовой договор не есть коммерческая тайна, работник не является юристом-казуистом и, значит, условия контракта разъясняются работнику прилюдно, конкретно на пальцах, с возможностью консультации с любым советчиком.

А теперь оценим контракты «Альянс Марин».

Зарплата

Здесь она двухслойная: основная часть плюс таинственная «премия», составляющая примерно треть обещанного заработка. В общем и целом сумма, всё равно, ниже уровня МФТ и даже меньше ставок на греческих риферах, которые комплектуются в Калининграде (например, Roswell Navigation Corp., владелец подобных судов с «Bay» в названии, держит планку для матроса 1 тыс. долл./мес.).

Причем в контракте нет ни слова о режиме рабочего времени: сколько рабочих часов в сутки, сколько овертайма, и почем работа в выходные и праздники. Короче, работать следует столько, сколько скажут.

А вот международная норма: основная часть учитывает 8-ми часовой рабочий день плюс примерно три с половиной часа сверхурочных. Морской Кодекс Сент-Винсента подтверждает: в случае превышения указанной нормы – доплата, за нарушение этой нормы судовой администрацией – ответственность.

А по контракту «кулера», основная часть выплачивается не раньше чем в конце рейса. Если останется, из чего выплатить: компания может списать любого, если «не удовлетворена его работой» или, например, за «подачу недостоверной информации». И нагло заявляет, что имеет «бесспорное право» удержать все виды ущерба и сопутствующие расходы.

Другая часть зарплаты — так называемая премия. Она прописана конкретной суммой, в каждом контракте по-разному, и является еще одним методом воздействия «рублем по дисциплине». Примечательно, что премия выплачивается не раньше, чем через месяц после рейса и после принятия кем-то от кого-то каких-то отчетов — так прописано в контракте.

Раньше в «Альянсе» окончание рейса, то есть, право на получение премии, наступало после выгрузки и доставки груза, не раньше. Период этот раньше трех месяцев не заканчивался, и моряк, который списывался сразу по приходу, терял треть заработка, сам того не подозревая.

Теперь самое интересное в индивидуальном контракте: убытки компании по грузу (недогрузу) компенсируются за счет общего премиального фонда экипажа. Понятно, почему выплата премии оговаривается дополнительным сроком и условием получения каких-то отчетов? Таковые могут оказаться предъявой от грузовладельца судовладельцу с последующей предъявой экипажу: ведь экипаж по контракту подписался на коллективную материальную ответственность.

Короче, перед нами одна трудовая семья: то ли наемные работники, то ли акционеры Альянс Марин.

Причем акционеры такие, что в финансовую долю берут судовладельца и его администрацию.

Например, по контракту 5% от «стивидорки» идут капитану и еще пять — в премиальный фонд компании. Между тем, стивидорка – это деньги, которые экипаж получает от стороннего судовладельца-грузовладельца за работы, подменяющие труд докера в открытом море. Всегда это был чистый доход экипажа, и если капитан и крысятничал, то втихую. Теперь из стивидорки складывается премия, которую компания обещает выплатить за особые заслуги. Закрывая тему зарплаты, можно сказать, что судовладелец может отжать у моряка до 40% обещанного заработка (премия, плюс 10% от стивидорки).

Ну, а какие обязательства у компании перед экипажем? В разделе по страховке и медицинскому обеспечению сказано, что все расходы и компенсации выплачиваются страховой компанией, хотя Кодекс Сент-Винсента обязывает судовладельца не отгораживаться посредниками и принимать ответственность на себя.

Компания также «оставляет за собой право» — интересно, какое уже по счету? – регулировать продолжительность рейса, досрочное списание означает оплату репатриации за свой счет.

Дальше по тексту идет просто перечень угроз, то есть, обоснований по списанию моряка. Здесь и действия, направленные на подрыв какого-то авторитета, якобы имеющегося у компании. Тут и организация саботажа, и вмешательство в дела суверенных государств, и даже занятия собственным бизнесом на промысле.

Обычно такое вписывают в контракты для китайских рыбаков судовладельцы с острова Тайвань: для браконьерского промысла в зоне Антарктики, где всякое бывает с такими интересными китайскими людьми.

Таким образом, на примере «кулера» можно видеть, насколько далеко может заехать ничем не ограниченный дикий работодатель: элементы колхозного строя, немножко китайского опыта и никаких международных норм. Таким образом, моряки, судовладельцу плевать и на законы своего удобного флага. И вот еще почему.

Конь в пальто

Мы попросили директора крюингового агентства ООО «Альянс Марин» Татьяну Гуменную разъяснить нам следующее. По какому закону и юрисдикции должны разрешаться трудовые споры моряков с «кулера»? Да, в контракте сказано, что все проблемы регулируются путем любви и дружбы, но все же… Если не слюбится, то куда бедолагам податься?

Ответ был: в суд, по месту регистрации компании. «Какой именно?» — уточняем мы. Если судовладелец литовский, оператор латвийский, на законы флага вам и самим плевать, о какой еще компании идет речь?

Окончательный ответ — чтобы обиженный обращался с иском в суд республики Панама, так как контракты у всех моряков подписаны со стороны работодателя неким гр. Мамчиным, действующим от имени какой-то Phoenix Plus S.A., зарегистрированной в Панаме.

Здесь мы обратились в Калининградское отделение ФМС РФ с требованием о пресечении деятельности гр. Мамчина и с требованием о проверке деятельности агентства. Во-первых, гослицензия, которая почему-то имеется у ООО Альянс Марин, не допускает переуступки права на трудоустройство граждан РФ третьему лицу. Это как вместо торговли лицензированным алкоголем, взять и уступить свой ларек продавцу домашнего самогона. В заявке на лицензию ФМС РФ сначала указывается конкретный работодатель, а потом, для заключения контракта с моряками возникает «панама». При таком раскладе экипаж рискует проснуться обутым со всех сторон. Вот парочка примеров.

Траулер «А.Грачев» ходил под флагом РФ, а контракты с моряками заключала оффшорная фирма в лице секретарши директора. Результат – 47 рыбаков без зарплаты, директор фирмы в бегах, но сначала заявил, что был сам введен в заблуждение недобросовестной сотрудницей.

Траулер «Союз», тоже флаг РФ. Трудоустройством занималось агентство Балмарко с лицензией ФМС РФ, а контракты подписывал посредник, оставшийся неизвестным, от имени фирмы с недостоверными координатами. Когда семье погибшего моряка доставили из Южной Америки гроб с чужим телом, выяснилось, что работодателя у него нет. Поиски продолжаются, хотя судно теперь переименовано в «Гермес», и под флагом Белиза затерялось где-то в районе Канарских островов. Вот почему деятельность так называемого посредника под крышей агентства, имеющего гослицензию, — явная попытка мошенничества.

Во-вторых, если у гр. Мамчина и есть какая-то доверенность на заключение контрактов с моряками, копию таковой – причем нотариально заверенную — следует приложить к каждому из подписанных контрактов. С указанием, кто этот господин, откуда он и где его искать.

К тому же, закон Панамы регламентирует крюинг, строже, чем законодательство РФ. Со ссылкой на Закон Республики Панама №8 от 26 февраля 1998 года «О регулировании условий труда в море и судоходстве», трудоустройство моряков разрешается лишь после регистрации и сертификации в Министерстве Труда Панамы, а это значит, что помимо доверенности от Мамчина требуется еще и Сертификат. А перед регистрацией агентство должно оформить депозит примерно на 100 тыс. долларов – как гарантию по удовлетворению претензий обиженных. И лишь после перечисления средств выдается документ с пометкой «имеет право подписи индивидуальных трудовых договоров».

Я сильно сомневаюсь, что в «Альянсе» знают о таких правилах. Для дикого бизнеса разные флаги или оффшоры – просто форма маскировки, не затрудняющая себя содержанием.

Однако если судовладелец не соблюдает никаких законов, моряк поступит аналогично. Защита прав пролетариата – дело рук самого пролетариата. У нас имеется, опять же, парочка примеров.

Первый — сухогруз «Аль Зухра» (флаг Гондураса, экипаж из Калининграда). Народ работал без зарплаты на траверзе республики Судан, не получал зарплату два месяца, а потом взял, да и перегнал своё суденышко в израильский порт Хайфа, где сдался инспектору ITF. Судовладелец понес множество дополнительных расходов, моряки вернулись с дополнительной зарплатой.

В случае втором – экипаж рифера «Алекса» (флаг Сент-Винсента, экипаж из Калининграда) ждал зарплату четыре месяца, причем два из них – на якорной стоянке Фарерских островов. В один прекрасный день рифер исчез из поля зрения московского судовладельца и его калининградского посредника, чтобы оказаться на рейде порта Копенгаген под защитой судебного решения в пользу моряков.

Да и в случае с Альянс Марин, владеющей еще и траулером Fin Whale… В 1999 году он назывался «Надир» и под флагом РФ стоял в Клайпеде. Экипаж комплектовало калининградское агентство, а представителем иностранного работодателя был гражданин Великобритании Кеннет Лавелли. Зарплата не выплачивалась несколько месяцев, в разрешении спора участвовали Российский и Литовский профсоюзы моряков, морские власти Клайпеды, Генконсульство и МИД РФ и Уполномоченный по правам человека по Калининградской области Ирина Вершинина.

Дело вышло для моряков успешным, хотя и выяснилось, что у гражданина Великобритании не было полномочий на право подписания контрактов. Но дело дошло до мошенничества, забастовки и скандала лишь потому, что у калининградского агентства «Норд-Вест-Зее» была гослицензия. На свет этого государством удостоверенного документа и слетались моряки как на своеобразную государственную гарантию.

Поэтому госчиновникам надо соображать, чего они делают, когда такую гарантию выписывают. И главное, какую ответственность на себя берут.

Вадим Мамонтов

Последние новости на сайте:
15.01.2025

В среду, 15.01.2025 года за защитой прав в аппарат Уполномоченного обратилось 5 граждан: 3 человека было принято на личном приеме, 1 человек по электронной почте и 1 проконсультирован по телефону.

Поступили обращения по следующим вопросам: нарушение прав призывника, вопрос о привлечении к ответственности за нецелевое использование земельного участка, земельный спор с собственником соседнего участка, вопрос об оформлении документов и оказанию юридической помощи в суде пенсионеру.

10.01.2025

Закон Калининградской области от 24.12.2024 N 404 устанавливает льготу в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа на проезд железнодорожным транспортом общего пользования пригородного сообщения на территории Калининградской области обучающимся общеобразовательных организаций, студентам очной формы обучения профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

31.12.2024

Дорогие калининградцы!

С наступающим Новым годом!

В этот особенный момент мы подводим итоги уходящего года и с надеждой смотрим в будущее.

Новый год — это время перемен, новых начинаний и исполнения самых заветных желаний. И что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, мы всегда обязаны помнить о тех, кто сегодня защищает нашу Родину.

2025 год объявлен в России Годом защитника Отечества в честь наших героев: и участников специальной военной операции сегодня, и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину, во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм.

27.12.2024
25 декабря  в  Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями состоялся круглый стол на тему: «Подведение итогов… ( читать полностью › )
25.12.2024

24 декабря 2024 года состоялась встреча представительниц регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Калининградской области с Уполномоченным по правам человека Никитиным Владимиром Анатольевичем.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области стал первым партнером Калининградского отделения Союза православных женщин. Владимир Анатольевич поддерживает инициативы организации по вопросам законотворчества и просвещения, по защите жизни с момента зачатия; оказывает содействие в реализации прав многодетных семей, одиноких отцов и матерей и малоимущих граждан, семей участников СВО.