Уполномоченный по правам человека
в Калининградской области
Калининград, Советский проспект, 13, каб. 339
Тел/факс: +7 (4012) 95-83-50
Об Уполномоченном:
Правозащитная информация:
Доклады:
Другая информация:
20% от общего количества жалоб уполномоченному по правам человека в Калининградской области – на нарушения социальных прав граждан

В Калининграде сетевая газета Янтарный Край – Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.

О соблюдении социальных прав граждан (ст. 39 Конституции РФ)

В ст.7 Конституции России указано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека,1 ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который требуется для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи. В Пакте такой жизненный уровень обозначен как достаточный.

В 2014 году вновь значительно увеличилось количество обращений социальной тематики в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

По вопросам защиты социальных прав, в том числе прав пенсионеров, инвалидов и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в 2014 году рассмотрено 325 обращений – 20% от общего количества обращений, 257 обращений рассмотрено в 2013 году -16% от общего количества.

От инвалидов, пенсионеров в 2014 году поступило 392 обращения или 24% от общего количества обращений, в 2013 году рассмотрено 351 обращение от пенсионеров или 22%, 262 обращения от инвалидов или 16% от общего количества обращений.

Защитой прав и свобод социально незащищенных категорий граждан, ветеранов, инвалидов, занимается, в том числе, и прокуратура Калининградской области. В 2014 году ею в сфере пенсионного законодательства, охраны прав инвалидов и пожилых людей выявлено 4472 нарушения законов, опротестовано 2 незаконных правовых акта, в суд направлено 1796 заявлений, внесено 65 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 24 лица, к административной ответственности привлечено 2 лица.

В Калининградской области реализуется комплекс мер, направленных на улучшение показателей уровня жизни населения. Однако среди жителей области проживают граждане, доходы которых находятся ниже уровня прожиточного минимума. В 2013 году численность живущих за чертой бедности составила 12,4% от общего числа жителей региона, что выше федерального уровня (10,8%).

Степень социального расслоения населения (коэффициент дифференциации доходов), определяемая как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами, в Калининградской области в 2013 году составила 13 раз (в 2012 году – 13,4 раза), по Российской Федерации -16,3 раза.

В 2014 году прожиточный минимум на душу населения в среднем за год составил 7802 рубля (трудоспособное население – 8393 руб., пенсионеры- 6447 руб., дети – 7354 руб.), превысив уровень 2013 года на 10,6%.

В целях сокращения бедности, повышения качества жизни населения Калининградской области, улучшения условий и охраны труда в организациях области, укрепления и развитие института семьи, повышения эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания принята целевая Программа Калининградской области «Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы»3.

В основе принципов реализации Программы лежит двуединый подход: социально уязвимым категориям граждан обеспечивается государственная защита, трудоспособным лицам гарантируются возможности более высокого уровня социального потребления за счет их собственных доходов.

В целях реализации Указа Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» Министерством социальной политики области 5 марта 2013 года утвержден План мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)».

Наиболее уязвимой группой населения являются граждане без определенного места жительства и занятий.

По информации Министерства социальной политики в Калининградской области по состоянию на 1 января 2014 года было зарегистрировано 946 граждан данной категории.

На территории Калининградской области действуют два подведомственных Министерству социальной политики государственных

3 Постановление Правительства Калининградской области от 08.12.2006 N 923 (ред. от 21.07.2014) «О целевой Программе Калининградской области «Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы» учреждения, обеспечивающих мероприятия по социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий: «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» в городе Калининграде и «Центр социальной адаптации «Шанс» в городе Советске (далее – Центры).

В целях совершенствования комплексного подхода к адаптации лиц без определенного места жительства и занятий Центры руководствуются совместным приказом Министерства здравоохранения Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области, УМВД по Калининградской области от 21 октября 2014 года № 706/410/263 «Об организации помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения».

Задачами Центров данного профиля являются выявление и учет бездомных граждан; их обеспечение мягким инвентарем и временное размещение; оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации: содействие в установлении группы инвалидности и назначении пенсии, регистрации на период проживания в учреждении, подготовке пакета документов для постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении социального обслуживания в стационарной форме.

Представителями аппарата Уполномоченного по правам человека совместно с Социальной комиссией Калининградской области был осуществлен выезд в «Центр социальной адаптации «Шанс», расположенный в центре города Советска.

В Центре нашли приют люди, оказавшиеся без жилья, без работы, без средств к существованию, без какой-либо помощи, выброшенные на улицу своими родственниками либо обманутые мошенниками и лишенные жилья, вынужденные скитаться по заброшенным домам, дачам и сараям. Живут здесь и люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, не способные к труду и самостоятельной жизни. Подбирают и привозят сюда и совсем ослабевших пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в уходе. Сотрудники Центра этих людей отмывают, дезинфицируют, переодевают, кормят, оказывают медицинскую, юридическую и социальную помощь, помогают избавиться от тяжких зависимостей, содействуют в оформлении документов, в трудоустройстве, в лечении, в установлении инвалидности, в устройстве в социальные учреждения. Зачастую клиенты Центра находят работу, семью, свое место в жизни. Сотрудники Центра при минимальных возможностях делают максимально возможное для людей, оказавшихся в самых сложных жизненных обстоятельствах.

Клиенты Центра довольны своим временным местом жительства, здесь тепло, чисто, есть душ с горячей водой, одноразовое горячее питание, сухой паек и доброжелательное отношение сотрудников.

Но далеко не все соглашаются соблюдать режим в учреждении. Не все в состоянии избавиться от вредных привычек: пить алкоголь, курить, бродяжничать, попрошайничать. Некоторые, пережив холодное время года, покидают Центр, возвращаясь к прежним занятиям.

В то же время, существует множество проблем. Одна из них заключается в том, что социальный приют – учреждение социальное, не имеет лицензии на оказание медицинских услуг, а в них нуждаются практически все клиенты Центра. Оказывать первичную медицинскую помощь медицинские учреждения зачастую отказываются, сотрудники Центра вынуждены лечить своих подопечных, выходя за рамки своей компетенции.

Как правило, одежда, в которой поступают в Центр люди, после дезинфекции выбрасывается, либо находится в ветхом состоянии, одежда для разных сезонов и погодных условий у постояльцев Центра отсутствует. Бюджетные средства на одежду не предусмотрены. Сотрудники Центра вынуждены организовывать благотворительные акции с целью сбора одежды для своих подопечных.

Проблемой является и расположение в помещении Центра теплопункта, от которого отапливаются соседние здания, включая медицинские и социальные учреждения.

Несмотря на проведенный капительный ремонт в помещении Центра, помещение не достаточно приспособлено под нужды клиентов, вместимость его не позволяет принять всех нуждающихся. Выделяемые бюджетные средства и штат сотрудников слишком минимальны для решения проблем бездомных.

Помочь в решении существующих проблем могли бы общественные организации, с которыми возможно заключение государственных контрактов с целью оказания нуждающимся гражданам услуг по социальной поддержке граждан без определенного места жительства и занятий. Принимая во внимание, что корни проблем, с которыми столкнулись люди, оказавшиеся в Центре, духовные, семейные, морально-нравственные, представляется, что помочь постояльцам Центра могут религиозные организации.

Зачастую помощь бездомным людям оказывают неравнодушные граждане.

Так, в адрес Уполномоченного по правам человека по электронной почте поступило обращение о гражданине, проживающем в заброшенном микроавтобусе в г.Калининграде.

Заявитель полагал, что этот человек болен туберкулезом, соседи уже вызывали полицию по поводу нахождения его в их подъезде. От диспансеризации в противотуберкулезный диспансер бездомный отказался.

Заявитель просил содействия в оказании помощи этому лицу без определенного места жительства.

Уполномоченным были направлены ходатайства в «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий», в Противотуберкулезный диспансер Калининградской области.

Указанными учреждениями необходимая социальная помощь гражданину С. была своевременно оказана, он был направлен на стационарное лечение в противотуберкулезное отделение «Психиатрической больницы Калининградской области».

Другое обращение поступило в адрес Уполномоченного по правам человека в сентябре 2014 года от инвалида, не имеющего постоянного места жительства, гражданина Ш., находящегося на тот момент в психиатрической больнице. Заявитель жаловался на отказ в помещении его в дом ночного пребывания или в социальную гостиницу по причине его нежелания проживать в психоневрологическом интернате. Ш. в личной беседе по телефону объяснил свой отказ от пребывания в психоневрологическом интернате тем, что является молодым человеком, способным к трудовой деятельности, желает работать, надеется на возможность создания семьи, в услугах, предоставляемых в интернате, не нуждается. В то же время, собственного жилья заявитель не имеет, при выписке из медицинского учреждения ему негде будет жить, отсутствует место регистрации, соответственно возникнут трудности с получением пенсии.

Заявитель просил содействия в помещении его в дом ночного пребывания или в социальную гостиницу.

Обращение Уполномоченного по правам человека в «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» было удовлетворено, получен ответ о готовности предоставления заявителю койко-места в отделении ночлега Дома ночного пребывания, заявителю разъяснен порядок приема в указанное социальное учреждение.

Другой категорией граждан, нуждающихся в социальной поддержке, являются люди пенсионного возраста. Пенсионеры составляют около 23,5% жителей Калининградской области. Одним из главных показателей справедливости любого современного общества является состояние пенсионной системы. Главным источником дохода большинства граждан старшего поколения остается пенсия. Активность пенсионеров в поисках дополнительных источников пополнения бюджета ограничивается возрастными нарушениями здоровья. Граждане данной категории часто испытывают материальные трудности при приобретении товаров первой необходимости, при оплате лечения и жилищно-коммунальных услуг. Действующее пенсионное законодательство не всегда справедливо. Накопительная система себя не оправдала. Многие пенсионеры вынуждены экономить на всем, вплоть до самого необходимого – продуктах питания и лекарствах. Отдельной проблемой является сложность подтверждения каким-либо образом своего заработка, необходимого для расчёта пенсии, или периода работы в случае утраты документов по независящим от граждан причинам.

В апреле 2014 года в адрес Уполномоченного по правам человека поступило письменное обращение от пенсионера по возрасту гражданки Ш., проживающей в Калининграде, по вопросу размера пенсии и стажа работы для назначения пенсии.

После обращения Уполномоченного в Отделение ПФР по Калининградской области установлено, что в подсчет общего трудового стажа при назначении трудовой пенсии Ш. не была включена учеба в техникуме. Данная ошибка была исправлена. Решением отдела ПФР Московского района размер трудовой пенсии по старости пересчитан с даты назначения трудовой пенсии по старости с учетом периода учебы. Кроме того, Отделом ПФР Московского района направлен запрос в «Центр занятости населения города Калининграда» о периоде получения Ш. пособия по безработице для включения указанного периода в трудовой стаж. Существенное значение для размера трудовой пенсии имеет размер среднемесячного заработка. В целях оказания содействия Ш. в увеличении размера получаемой трудовой пенсии Отделом ПФР в Московском районе направлен запрос в Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации в г. Подольске о получении справки о ее заработках за период работы в Калининградском высшем инженерном училище инженерных войск им. А.А. Жданова. В результате размер пенсии заявительницы увеличился.

Отрадно, что размер пенсий в Российской Федерации ежегодно растет. Однако, система социального обеспечения такова, что зачастую с увеличением на незначительную сумму размера пенсии, гражданин лишается ранее предоставляемых ему мер социальной помощи. К примеру, возможности получения компенсации за услуги ЖКХ или права на предоставление социального жилья. Полагаю, что такая система является не вполне справедливой, требует пересмотра.

Уровень и качество жизни пожилых людей, как правило, ниже, чем у трудоспособной части населения. К сожалению, снижается и ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей граждан старшего поколения, в связи с этим возрастает число одиноких людей, нуждающихся в постоянном социальном обслуживании и социальной защите.

В ведении Министерства социальной политики Калининградской области находится 12 домов-интернатов для лиц пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет, в том числе: 5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа, геронтопсихиатрический центр, предназначенный для проживания мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, страдающих хроническими психическими заболеваниями.

В 2014 году услуги социального обслуживания в стационарной форме предоставлены 2379 инвалидам и престарелым. По итогам 2014 года мощность учреждений стационарного социального обслуживания общего типа увеличена на 51 место и составила 2091 койко-место. Принятые меры позволили ликвидировать очередь в дома-интернаты общего типа. По сравнению с 2013 годом по итогам 2014 года очередь на стационарное социальное обслуживание сократилась с 302 человек до 125 человек.

В 2014 году представители аппарата Уполномоченного по правам человека, Некоммерческого партнерства «Социальная комиссия по развитию гражданского участия и управленческого потенциала в социальной сфере Калининградской области» посетили ряд социальных учреждений области, в том числе Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Целями деятельности Учреждения являются: осуществление социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в Учреждении, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. В интернате проживают 270 человек.

В составе Учреждения имеются структурные подразделения: специальное отделение, отделение милосердия.

В специальное отделение интерната принимаются граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в учреждении социального обслуживания, на основании их личного заявления. На момент проверки в специальном отделении проживало 40 клиентов.

В отделение милосердия принимаются граждане пожилого возраста и инвалиды, находящиеся на постельном режиме или передвигающиеся в пределах палаты с посторонней помощью. Клиентам интерната предоставляются для проживания уютные комнаты с мебелью и постельными принадлежностями, одежда, специализированная обувь, технические средства реабилитации, разнообразное питание. На питание выделяется по 140 рублей в день. В комнатах, как правило, проживает по 2-4 человека, на каждый блок – отдельный санузел, душевая кабина, имеется возможность пользоваться услугами бани по необходимости в любое время. Администрация интерната принимает необходимые меры по обеспечению клиентов необходимыми техническими средствами реабилитации. В помещениях имеются грузовые лифты. В планах – установка автоматических дверей, пандусов. В целях обеспечениях безопасности клиентов и персонала интерната учреждением заключен договор с лицензированным охранным предприятием. Клиенты обеспечены браслетами безопасности, а также средствами индивидуальной защиты в случае чрезвычайных ситуаций.

В помещении Интерната расположена православная часовня, имеется возможность участвовать в православных таинствах, праздниках, богослужениях. Имеется библиотека, бильярд, мастерские для занятий рукоделием. В качестве трудотерапии постояльцы работают на садово-огородном участке, в теплицах, занимаются обустройством территории интерната. В интернате имеются культурно-бытовые помещения с плитами, кухонными принадлежностями, в которых при желании можно самостоятельно приготовить еду, чай. Имеются санитарные комнаты, где можно постирать одежду. Клиенты интерната участвуют в конкурсах, концертах, в том числе на территории других социальных учреждений, посещают женский монастырь, конезавод, зоопарк, другие учреждения культуры и отдыха; занимаются спортом, принимают участие в спортивных соревнованиях.

В интернате есть юрист, в обязанности которого входит оказание юридической помощи пациентам и их родственникам.

Создан сайт Интерната, который постоянно обновляется, на нем размещаются новости повседневной жизни постояльцев. Представляется необходимым: дополнительно разместить на сайте сведения о лицензировании, Устав, правила внутреннего распорядка интерната, сведения об оказываемых, в том числе платных, услугах, адреса и телефоны организаций, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации; Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, завести страничку о правах клиентов интерната.

Во всех социальных учреждениях, которые посещали представители Уполномоченного, на информационных стендах, а также на официальных сайтах отсутствует информация о возможности получения бесплатной юридической помощи, предусмотренной Федеральным законом № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Законом Калининградской области № «О бесплатной юридической помощи в Калининградской области», а также координаты Уполномоченного по правам человека в Калининградской области. 30 октября 2014 года представители аппарата Уполномоченного по правам человека посетили частный пансион для пожилых людей «Варежкино», созданный для профессионального ухода за престарелыми людьми, состояние и заболевания которых не позволяют им вести самостоятельный образ жизни. Усадьба «Варежкино» находится в буковом лесу на окраине поселка Янтарный недалеко от Балтийского моря.

В пансионе созданы достойные и комфортные условия жизни и оздоровления пожилых людей с акцентом на оказание помощи лицам, страдающих различными формами деменции, старческого слабоумия, болезнью Альцгеймера. В основу системы ухода в пансионе положен опыт лучших российских и европейских клиник подобного уровня. Главной целью процесса является сохранение максимальной физической и психической активности клиентов, их мотивирование к занятиям физической культурой, эрготерапией, посильной трудотерапией. Помещение комплекса соответствует требованиям учреждений геронтологического типа. Двухместные номера оборудованы телевизором, мебелью и туалетными комнатами. К услугам постояльцев уютная столовая с домашним питанием и помещение для дневного пребывания. В наличии современные средства по уходу за пожилыми людьми. Представители аппарата Уполномоченного по правам человека обсудили с руководством пансионата проблемы реализации прав пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обращалось внимание на отсутствие специалистов по уходу за пожилыми людьми и инвалидами. Недостаточный профессионализм в данной сфере деятельности приводит к рискам угрозы жизни и здоровья людям, за которыми осуществляется уход.

Полагаю необходимым организацию обучения профессионалов в области ухода за пожилыми людьми и инвалидами, в том числе на базе пансионата Варежкино. В 2014 году продолжила свою работу «Академия третьего возраста», созданная на базе Дома ветеранов в 2013 году. Обучение здесь прошли 500 пожилых людей. Занятия в Академии помогли ее участникам реализовать творческий потенциал. Посетители Академии научились пользоваться персональным компьютером, выходить в Интернет и общаться с помощью социальных сетей с друзьями и родственниками. Пенсионеры научились пользоваться банковскими картами и оплачивать счета за коммунальные услуги через терминалы. Пожилые люди посещают занятия физкультурой. Академия предлагает слушателям на выбор десять факультетов, 37 направлений и восемь клубов.

В 2014 году были открыты новые направления обучения, такие как домашний архив, флористика, кулинария, мир живописи. Одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов является ежемесячная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление данной меры социальной поддержки регулируется ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»4, Постановлениями Правительства Калининградской области от 26.02.2010 № 735, от 23.07.2014 № 4766. Правительством Калининградской области продлено с 1 июля 2014 года по июнь 2015 года действие дифференцированного размера регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, применяемого для расчета субсидии, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 26 февраля 2010 года № 73 «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и об установлении региональных стандартов, используемых для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: 15 процентов – при среднедушевом доходе семьи до 6000 рублей; 18 процентов – при среднедушевом доходе семьи до 8000 рублей; 20 процентов – при среднедушевом доходе семьи до 10000 рублей; 22 процента – при среднедушевом доходе семьи свыше 10000 рублей. Результаты проведенного анализа показали значительный социальный эффект данного решения. Средний размер субсидии вырос на 40%, а для

4 Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2014) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

5 Постановление Правительства Калининградской области от 26.02.2010 N 73 (ред. от 16.07.2014) «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и об установлении региональных стандартов, используемых для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

6 Постановление Правительства Калининградской области от 23.07.2014 N 476 «Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» отдельных категорий граждан (многодетные семьи, одиноко проживающие малообеспеченные пенсионеры, инвалиды) субсидии позволяют полностью компенсировать фактические расходы по ЖКУ.

Проблемой для получателей указанной субсидии является наличие нормы, согласно которой жители области оплачивают в полном объеме счета по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, после чего им предоставляется компенсация. Получив пенсию, инвалиды и иные лица из категории социально уязвимых вынуждены часть пенсии отдавать в счет оплаты жилья и услуг ЖКХ, и только в следующем месяце они могут получить компенсацию. Если человек указанной категории не может своевременно оплатить услуги ЖКХ, либо управляющая жилым фондом организация не подтвердила факт своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг, то компенсация ему не выплачивается. Многие жители Калининградской области, имеющие право на субсидию по оплате жилищно-коммунальных услуг, не могут реализовать свое право в силу различных жизненных обстоятельств, споров по оплате ЖКХ с жилищными управляющими организациями.

К примеру, в адрес Уполномоченного по правам человека обратился инвалид, пенсионер, одиноко проживающий в г.Калининграде гражданин С., сообщивший, что единственным источником его дохода является пенсия по инвалидности.

Заявитель жаловался на отказ в выплате ему денежной компенсации расходов по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

В 2013 году заявитель уже обращался в аппарат Уполномоченного по правам человека по аналогичному вопросу. Было установлено, что в связи с тем, что ранее в вышеуказанном жилом помещении были зарегистрированы, но не проживали, его родственники, счета на оплату жилья приходили заявителю на четверых. По решению суда указанные граждане были сняты с регистрации, принято решение о перерасчете сумм платежей по жилищно-коммунальным услугам. Существовавшая задолженность перед управляющей организацией заявителем погашена.

Гр.С. аккуратно и своевременно оплачивал все счета по жилищно-коммунальным услугам, которые ему выставлялись. Обо всех изменениях состава семьи и формы собственности заявитель своевременно представлял сведения в «Центр социальной поддержки населения» и в управляющую организацию. Несмотря на то что гр.С. испытывает серьезные трудности с передвижением, так как у него ампутирована конечность, он лично приносил документы в Центр и в ЖЭК №17 и сообщил о том, что им была приватизирована комната в жилом помещении, в котором он проживает, а также временно была зарегистрирована в квартире его знакомая, представлялись все необходимые документы, о чем у заявителя имелись на руках расписки-уведомления.

Тем не менее, выплата компенсации расходов за услуги ЖКХ была прекращена. Какие обстоятельства послужили основанием для принятия такого решения, заявителю не разъяснено, в связи с чем заявитель устно обратился в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области. Ему было рекомендовано письменно обратиться в «Центр социальной поддержки населения», что и было им сделано. Однако на обращение С. из Центра был получен ответ, который лишь содержал ссылки на нормативные правовые акты, в которых инвалид не разбирается. В ответе вновь не содержалось информации, которая интересовала заявителя – какие конкретно обстоятельства, юридические факты послужили основанием для отказа в выплате ему компенсации расходов по оплате услуг ЖКХ.

В вину заявителю ставились те обстоятельства, что количественный состав его семьи с 2010 года менялся. В результате проверки был произведен перерасчет, которым предусмотрено удержание сумм излишне выплаченной компенсации вследствие непредоставления необходимых сведений. Центром насчитана сумма переполученной компенсации в размере 2738,68 рублей, которая удерживалась из пенсии заявителя. В то же время Центром не указано – какие именно сведения не были своевременно представлены, что именно послужило основанием для расчета суммы переплаты и основания удержания из пенсии.

После обращения Уполномоченного в Министерство социальной политики Калининградской области выплата компенсации инвалиду была восстановлена, даны необходимые разъяснения.

Действующее федеральное законодательство предусматривает предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в форме скидки. При установлении компенсации (скидки) ее размер должен соответствовать половине расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой льготником площади, потребленных им коммунальных услуг.

Полагаю, что права инвалидов и иных федеральных льготников при применении вышеуказанных норм ущемляются. Право выбора – деньги или льготы – должно быть предоставлено гражданину.

Неразрешимая в настоящее время проблема пожилых малообеспеченных людей была затронута в жалобе, поступившей от гражданки Р. из Калининграда по вопросу оказания социальной помощи на протезирование зубов.

Заявительница является одиноким пенсионером, живет на мизерную пенсию по возрасту, нуждается в протезировании зубов, на что у нее отсутствуют финансовые средства, просила содействия в бесплатном протезировании зубов.

В 2014 году еще несколько устных обращений поступило в адрес Уполномоченного по правам человека по проблеме лиц пожилого возраста в изыскании финансовых средств на протезирование зубов.

Уполномоченным было рекомендовано Министру социальной политики Калининградской области рассмотреть вопрос о возможности разработки на региональном уровне мер социальной поддержки пожилых людей, нуждающихся в зубопротезировании.

Из Министерства был получен ответ, в котором сообщалось, что согласно изменениям, внесенным в законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ряд мер социальной поддержки, в том числе по установке зубных протезов, представлявшихся до 1 января 2005 года отдельным категориям граждан в натуральном выражении в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» заменены на ежемесячные денежные выплаты.

В Калининградской области проживает 220 тыс. лиц старше трудоспособного возраста. Свыше 153 тыс. граждан различных льготных категорий взамен ранее представлявшейся льготы по бесплатному зубопротезированию получают за счет средств федерального или регионального бюджета меры социальной поддержки в денежном выражении, в том числе: на федеральном уровне – инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ветераны боевых действий, инвалиды (более 85 тыс. человек); на региональном уровне – ветераны труда и военной службы, репрессированные и впоследствии реабилитированные лица, труженики тыла (68 тыс. человек).

Срочная адресная помощь за счет средств бюджета Калининградской области предоставляется гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в результате пожара или стихийного бедствия, малоимущим гражданам со среднедушевым доходом семьи, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в регионе (7420 рублей), на приобретение в экстренном порядке продуктов питания, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, а также гражданам, имеющим среднедушевой доход семьи ниже 150 процентов величины прожиточного минимума (11130 рублей), в случае приобретения ими по рецептам врачей дорогостоящих лекарственных препаратов или проведения лечения по рекомендации лечащего врача. Размер срочной адресной помощи составляет 2000 рублей.

Заявительнице предложено в случае приобретения лекарственных препаратов или проведения лечения для оказания материальной помощи обратиться в службу «одного окна» «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства, представив документы, подтверждающие понесенные расходы.

Однако, эти мизерные средства социальной поддержки, безусловно, не могут компенсировать несоизмеримые расходы, необходимые для протезирования зубов. Кроме того, как правило, у пожилых людей возникает в течение года множество иных жизненных проблем, для решения которых необходима материальная поддержка, а реализовать свое право они могут лишь единожды в год.

Полагаю, что проблема требует решения на уровне законодательства Российской Федерации, Калининградской области.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о предоставлении материальной помощи гражданам, по мнению Уполномоченного по правам человека, не всегда бывают вполне справедливыми, нуждаются в корректировке.

Так, в Уставный Суд Калининградской области обратилась гражданка Полак Г.П. по вопросу о соответствии Уставу Калининградской области отдельного положения подпункта «б» пункта 1.4. Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи», утвержденного Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 17 октября /2012 года № 309 «Об утверждении Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи».

Уполномоченным по правам человека было подготовлено для суда заключение по данному вопросу.

Пунктом 1.4. Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи» установлен перечень случаев предоставления гражданам экстренной материальной помощи. В соответствии с подпунктом «б» пункта 1.4. Положения экстренная материальная помощь предоставляется «семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход (среднемесячный доход) которых на дату обращения ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного Правительством Калининградской области на душу населения, в случае приобретения ими по рецептам врачей и/или заключению медицинского учреждения лекарственных препаратов, в размере фактических расходов, но не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Полак Г.П. нуждалась в предоставлении экстренной материальной помощи в связи с проведенной хирургической операции. Администрацией городского округа «Город Калининград» ей было отказано на основании того, что вышеназванным Положением предоставление гражданам экстренной материальной помощи из средств бюджета городского округа в связи с оплатой ими медицинских услуг не предусмотрено.

Положением предусмотрена помощь лишь в случаях приобретения лекарственных препаратов, но не в случаях проведения по рекомендации врачей обследования и (или) лечения на платной основе, как указано в Приказе Министерства социальной политики Калининградской области от 30 декабря 2013 года № 378 «О предоставлении срочной адресной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».

Полагаю, что в данной части Положение нарушает конституционное право граждан на социальное обеспечение в случае болезни, ограничивает реализацию права жителей Калининградской области на оказание им бесплатной медицинской помощи, предусмотренной статьей 41 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение.

Согласно статье 19 указанного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Во исполнение ст.39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение, согласно статье 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области «В Калининградской области создаются условия для достойной жизни людей, развития социальной сферы, повышения уровня и качества жизни человека, оказания мер поддержки социально незащищенным категориям населения».

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Полагаю, что заявительница справедливо ставила вопрос о дополнении подпункта «б» пункта 1.4. Положения новым основанием оказания экстренной материальной помощи.

С целью повышения эффективности социальной помощи гражданам в декабре 2013 года в Российской Федерации был принят Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»7, который вступил в силу с 1 января 2015 года. Закон вводит общефедеральные правила, требования и государственные гарантии в сфере социального обслуживания.

Законом определены цели социального обслуживания – улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности. Определение «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании». Определены виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Отрадно, что выделены социально-трудовые услуги – оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.

Примерный перечень социальных услуг по видам утверждает Минтруд РФ. Субъект РФ утверждает свой территориальный перечень социальных услуг, предоставление которых гарантируется на территории субъекта РФ с учетом примерного перечня. Такое положение обязывает субъект РФ лишь ориентироваться на примерный федеральный перечень, но не обеспечивать на своей территории все те услуги, которые в нем содержатся. Таким образом, законодательство, к сожалению, не гарантирует предоставления определенного набора услуг на территории любого субъекта России. Порядок предоставления услуг на территории субъекта РФ также утверждается субъектом РФ с учетом федерального примерного порядка. Закон вводит обязанность субъектов РФ проводить мониторинг социального обслуживания; порядок мониторинга и формы документов должен утвердить Минтруд. Полагаю, что Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации должны принимать активное участие в мониторинге, что должно быть отражено в региональном законодательстве. Установление порядка осуществления контроля (надзора) в системе социального обслуживания также входит в обязанности субъекта РФ. Общественный контроль в сфере социального обслуживания предписывается осуществлять в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Органы власти должны оказывать содействие в проведении общественного контроля. Независимо от того, кто обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно. Закон не вводит ситуаций «принудительной помощи».

Законом вводятся новые основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании: наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном уходе; отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком; наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами с психическими расстройствами, наличие насилия в семье. Новый закон направлен на развитие системы социальной помощи, повышение ее доступности, качества и эффективности – сохраняя все права граждан на социальное обслуживание, которые были предусмотрены ранее, он расширяет возможности получения услуг теми, кто в них нуждается. В Калининградской области уже сформирован реестр поставщиков таких услуг, в который вошли 68 учреждений. Планируется пополнение реестра негосударственными организациями, которые готовы оказывать социальные услуги в соответствии со стандартом, получая за это финансирование из бюджета. Закон не только увеличивает круг поставщиков услуг, привлекая к их оказанию негосударственные структуры, но и дает гражданину право на выбор организации, к которой он хотел бы обратиться за помощью. Приоритетом станет развитие надомных форм социального обслуживания, что позволяет человеку, даже когда он не может обойтись без посторонней помощи, оставаться в привычных для него условиях.

В целях реализации Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» принят Закон Калининградской области от 11 ноября 2014 года № 358 «О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области», а также приняты постановления Правительства Калининградской области: № 806 «О порядке организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Калининградской области», №807 «О порядке выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)» и № 808 «О порядке межведомственного взаимодействия органов государственной власти Калининградской области при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)». Кроме того, Министерством социальной политики в 2014 году разработано и утверждено более 30 нормативных правовых актов, регулирующих предоставление социальных услуг гражданам, в том числе порядки предоставления социальных услуг гражданам, порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и определении их индивидуальной потребности в социальных услугах и иные нормативные правовые акты. Указанные нормативные правовые акты вступили в законную силу с 1 января 2015 года.

Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361.

Янтарный край

Последние новости на сайте:
25.07.2024
24 июля 2024 года по приглашению Главы муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области Гнездилова Андрея Петровича в целях информационного… ( читать полностью › )
22.07.2024
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области принял участие во Всероссийской неделе правовой помощи по вопросам защиты интересов семьи, которая… ( читать полностью › )
18.07.2024
16 июля представители педагогического и религиозного сообществ обсудили в Общественной Палате Российской Федерации задачи сотрудничества для оказания психологической помощи, целесообразность… ( читать полностью › )
16.07.2024
В УФСИН России по Калининградской области довели информацию о работе с представителями институтов гражданского общества, а также прокуратурой региона в… ( читать полностью › )
15.07.2024
14 июля 2024 года в п. Новосёлово состоялся второй фестиваль «Все начинается с семьи», посвященный Празднику семьи, любви и верности,… ( читать полностью › )